Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Евгения Гапчинская: "Рисую тех, кто сладок и сердцу, и глазу"

Евгения Гапчинская: "Рисую тех, кто сладок и сердцу, и глазу"

Евгения Гапчинская: "Рисую тех, кто сладок и сердцу, и глазу"
Целый месяц будет длиться на Валу выставка работ известной украинской художницы Евгении Гапчинской — общепризнанного «поставщика счастья №1». Верхний, «купольный» зал Коллегиума, увешанный тремя десятками работ, напоминает сейчас светлую уютную детскую. Ее обитатели занимаются самыми разными делами: кто храбро карабкается на высокую полку за вареньем, кто прогуливается в парке, кто отдыхает на пляже, а кто — падает в кроличью нору...

Все главные персонажи — дети. Их автор любит больше всего: смешных, заспанных, с розовыми пухлыми щеками, кнопками носов и забавными кудряшками. Что бы ни рисовала художница, за какой бы сюжет ни бралась, все равно на холсте — настоящее, правильное, счастливое Детство.

Счастье в чистом виде

С самого начала она предупреждает:

— Я могу рассказывать о чем угодно, только не о своих картинах... Не люблю, когда к выставкам пишут какие-то аннотации для того, чтобы человек понял, о чем художник говорил. Хорошо, когда в зале просто развешаны картины, вот и все. Так что здесь — просто 30 любимых картин.

..Рисую то, что бы я хотела
видеть у себя дома. Рождаются работы легко, я никогда не рисую в муках — картины не достаются мне болью, кровью, потом. Это радость и легкость. Я ничему не хочу научить, никаких символов здесь не зашифровано. «Секрет» один: просто, когда рисую, пытаюсь пребывать в состоянии радости. В покое моя душа, когда я рисую.

(За легкостью и радостью этих работ стоит ежедневный труд и самодисциплина: художница встает в пять утра и берется за кисти. — Ред.)

А не себя ли она рисует?


Евгения Гапчинская — хрупкая, маленькая, в платьице, расписанном матрешками, пирамидками, куколками — сама как девочка с картинки. Рыженькая, с татуировкой кометы, когда говорит о чем-то хорошем, повторяет: «Это так сладко...»

— Еще во время учебы я заметила, что каждый художник, рисуя чей-то портрет, придает ему свои черты. Десять человек будут рисовать одну натурщицу — и у каждого она будет похожа
на него самого. Я не срисовывала этих персонажей со своей дочери, но я всегда любила изображать детей, еще в училище и в институте. Старшие сестры детей оставляли под моим присмотром, а сами «рулили» гулять с мужьями. И трое племянников были моими главными натурщиками — которые всегда под рукой. Я усаживала их, как хотела, рисовала спящих — с тех пор это мои любимейшие лица, сонные красные носы, сонные красные щеки, пушистые волосики, «выкатанные» на затылке. Другого объяснения я не нахожу.

До сих пор больше всего я люблю рисовать детей — и еще, конечно, увлекают лица стариков. Рисовать молодых людей мне никогда не нравилось: они для меня непонятны, в них не за что «зацепиться», я сладости какой-то в них не нахожу.

Паваротти и "Девушка с сережкой"

— Ой, это такая история, что я стеснялась даже дочери рассказать — она тогда училась в пятом классе, и я подумала, что если она в школе об этом расскажет, то ей не поверят и поднимут на смех. А было так. Паваротти был в Киеве на гастролях. Нам в мастерскую позвонили, спросили, буду ли я на месте в течение часа. Через сорок минут подъехали — он очень долго выбирал, наконец остановился на одной картине. А на следующий день, уже перед отлетом, приехал снова — и выбрал еще одну маленькую работу. Так что в коллекции Паваротти две моих картины: «Мне все равно, где жить, только бы жить с тобой» и «Девушка с жемчужной сережкой».

Цены на мои работы? Я думаю, для многих в нашей стране они заоблачные — не буду делать вид, что это не так. Картина, которую никогда не продам, есть: «Пирожок», маленькая, 25х30 см, ранняя работа, на которой изображен ангел: он откусил кусочек пирожка и уснул.

Я научилась спокойствию

На вопрос о подарках судьбы Гапчинская отвечает: муж. С Дмитрием вместе они уже очень много лет...

— Раз пять за мою жизнь (а мне в ноябре будет 37) мое мировоззрение существенно менялось. Первый раз — в 13 лет. Я поступила в художественное училище и встретила человека, которого некоторое время спустя, годам к пятнадцати, полюбила и поняла: это — на всю жизнь. Это был первый перелом, когда я осознала: если я хочу быть с этим человеком, то мне надо почаще «зашивать» себе рот, держать себя в руках, уметь и любить, и терпеть. Я уняла «воинственность», которая была мне присуща с самого детства.

Каждый раз что-то новое: постепенно учишься мудрости, идет ее накапливание, что ли. Я изменилась, от буйства и непримиримости — в сторону спокойствия, принятия, «жаления». Научилась спокойному принятию обидных поступков, слов, даже предательства. Некоторые говорят, что не простили бы предательства — но я уже простила бы.

О Киеве


— Переезд нам дался, конечно, тяжело: переезжали не от того, что хорошо — мы перебрались в Киев от полного отчаяния. Но сам Киев не был для меня тяжел: этот город стал моей мечтой, я была больна им с первого дня! И мне казалось, что все, что было до этого, просто ластиком стерто из моей головы. Это город, в котором я летала и летаю до сих пор. Вдыхать его запах утром — это сладко, очень сладко... Я обожаю его.

О времени

— Я — человек, который прошлым точно не живет. Я живу будущими делами и прошлое стала очень быстро забывать, как будто и не было. А сегодняшнее. Чем сегодняшние дети отличаются от тех, которые были в семидесятых или восьмидесятых годах? У меня есть и Супермен, и даже Бэтмен — в нежной оболочке. Но, наверное, потому, что я не являюсь продуктом современности, я не воспринимаю новых игрушек, «электронного» образа жизни, я не знакома с Интернетом — иногда мне становится стыдно за это, иногда, наоборот, я чувствую себя свободной из-за того, что Интернет не имеет вообще никакого отношения ко мне, я от него не завишу. А раз мне это не близко, я его и не рисую.

О детстве


— Я точно помню себя в четыре года. Потому что в пять я пошла в школу, и помню, что я рисовала большой красный чайник в белый горошек еще до того, как пошла в первый класс. Может, это глупо звучит, но я хорошо помню эти большие листы с моими рисунками, мама их любила, собирала, показывала гостям.

Наше детство папа наполнял «по самую крышечку»: мы только и успевали — от цирковой студии к конькам, от коньков к вышиванию, затем к курсам мягкой игрушки.

Так и должно быть, обязательно. Детям надо давать пробовать многое: чтобы ребенок почувствовал, где ему приятно, где у него душа поет! А если не «тычешь» его во многое, то он и не узнает к окончанию школы, кем же он хочет быть и вообще кто он есть.


Идти к себе

— Наверное, я успешная женщина. Поступаю и живу так, как я хочу. Так, как я мечтала жить. Но успех — это такая загадка. То, что я скажу, — банальные фразы, в принципе, они мне и не нравятся, потому что ими пестрят все женские журналы и вообще все дешевые издания, и вообще эти фразы действительно банально и дешево звучат. Но...

Нельзя останавливаться, когда тебе сказали «нет». Не надо считать слово «нет» ответом.

Надо пытаться бороться за цель, которую ты себе поставил: знать, чего ты хочешь, как хочешь жить, что получить, в каких отношениях быть с окружающими людьми, каким ты сам себя хотел бы видеть. Не отступать.


ЦИТАТА

"...В основном я все «вытаскиваю» из себя, это мои представления или фантазии о моментах, когда мне хорошо. Если что-то даже о детстве — то это тоже мои воспоминания, а не что-то подсмотренное за другими детьми. В основном мои картины — это моя «начинка», то, что внутри. "

Досье


Евгения Гапчинская родилась 15 ноября 1974 года в Харькове в семье военного. Пятый ребенок в семье. В пятилетнем возрасте пошла в школу, а в 13 лет стала студенткой Харьковского художественного училища. Окончила Харьковский художественный институт.

Стажировалась в Нюрнбергской художественной академии. В 2000 году переехала в Киев. Художественно-выставочную деятельность начала в 2002 году. Работает как книжный иллюстратор, ежегодно проводит более десятка новых выставок в Украине и за рубежом, имеет несколько собственных галерей в Украине и в России. Бывать за границей любит, но не по работе, а для себя — наслаждаться одиночеством, архитектурой, парками и садами. Её работы хранятся в музеях и частных коллекциях в том числе Лучано Паваротти, Софии Ротару, семьи Ельциных, Никиты Михалкова, Ивана Малковича и др. В 2008 году Укрпош-та выпустила серию из 12 почтовых марок «Знаки Зодиака» с работами Евгении Гапчинской.


КСТАТИ

Выставка работает с 10.00 до 18.00, без выходных и перерыва на обед.

Цена билетов: 8 грн. для взрослых, для детей — 4.


Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №36 (513)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», Евгения Гапчинская, картины

Добавить в: