Лилия Ибрагимова: «Carpe diem! Лови мгновение!»
— Я рада каждому. Даже если человек пришел на месяц, пусть он полюбит живопись и у него останутся самые лучшие воспоминания о том, как он учился рисовать
Мы беседуем с руководительницей студии художницей Лилией Ибрагимовой, а время от времени в разговор вступает ее муж, психолог и педагог Сергей Трофименко — он к рождению и работе студии «Колибри» причастен очень близко.
— Лиля, обычно я задаю вопрос: «Почему вы занялись этим бизнесом?», но арт-студия — это не бизнес ведь? Увлечение, призвание… — что?
— Всё вместе, но прежде всего, наверное, это мое Дело. Я несколько лет преподавала в художественной школе, а параллельно дети ко мне всегда ходили заниматься домой, нравилось им у меня заниматься. После рождения ребенка работу в школе я оставила — а «домашние» ученики остались. Сложно было: полторы комнаты, ребенок, муж… И заниматься негде, и отказать не можешь. Подруга моя послушала-послушала, как я жалуюсь на эту ситуацию, и посоветовала: «Сними на субботу-воскресенье какой-нибудь офис, все равно в выходные там никого нет!» Это решение оказалось и простым, и эффективным: на первое занятие пришло шесть учеников, а через несколько недель у меня уже была полная студия детей…
— Ваша студия принципиально отличается от, скажем, художественной школы: вы не задаете домашних заданий, не требуете ежедневных многочасовых занятий…
— Основная концепция студии неизменна: творческое развитие через ненасилие и «поднятие» ребенка в более высокое и светлое состояние души. Хочется научить детей воспринимать мир более полноценно, более радостно. Учить их восхищаться миром.
А задачи профессиональной подготовки я себе изначально не ставила, ведь для этого есть художественная школа. Однако со временем по просьбам родителей открылась при студии мастер-группа — для тех, кто хочет заниматься более серьезно и углубленно. Первый выпуск уже состоялся и бывшие ученики «Колибри» изучают сегодня архитектуру в Республиканской школе в Киеве, декоративно-прикладное искусство в Художественной академии во Львове…
— У вас есть и хобби-класс для родителей. Взрослых трудно учить живописи?
— Их трудно убедить в том, что они это могут. Сложно преодолеть рубеж неверия в себя, а все остальное очень легко. Взрослый человек работает ответственно и качественно.
— А дети? Их вы тоже убеждаете в том, что они — могут?
— Дети приходят разные. И наверное, в этом главный успех: чтобы ребенок нарисовал хорошо, он должен поверить в себя. Перестроиться, расслабиться, почувствовать себя комфортно. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее.
На светлый уровень
— Лиля, почему в школе дети рисуют не так, как здесь? Работы студийцев яркие, смелые, неожиданные… И по-настоящему творческие.
— Атмосфера другая. И другое ожидание. Есть ожидаемое поведение и есть рамки. Таланты ребенка, его способности в общеобразовательной школе чаще всего не до конца востребованы.
Дети по своей природе очень чувствительны к атмосфере. Один и тот же ребенок здесь нарисует шедевр, а в другом пространстве сядет в растерянности и не будет знать, что делать.
— Здесь есть конкуренция между детьми? Оценки, система рейтингов?
— Нет. Есть товарищество и практика доброжелательной передачи опыта от старших к младшим. Они друг другу советуют, могут поправить, что-то обсудить. Просто все стремятся к лучшему.
— Вас дети удивляют?
— Да. Например, я хорошо помню, как сидели две четырехлетние «студийки» и весь свой рисунок описывали — как жаль, что не включила диктофон! «Я рисую это пятнышко зеленым, потому что я рисую такой мир…
Если я положу другое пятнышко, мир изменится…» Это был и рисунок, и сказка, и сотворение мира одновременно.
Параллельно с рисованием дети слушают музыку — Баха, Моцарта — классику. Вообще студия оснащена сильными «генераторами позитива»: светлые стены, цветы, скульптуры — чувствуется в этом пространстве какая-то волна, помогающая «тонкой настройке».
Рисуем хорошее
— Есть два параллельных процесса, которые друг друга взаимопорождают и поддерживают, — рассказывает Сергей Трофименко. — Лиля стремится, чтобы ребенок вошел в контакт со своим внутренним стержнем, со своим изначальным — и в гармонии с ним у него тогда льется цвет, форма, он чувствует внутреннюю природу и гармонию. Получается, что внутреннее поддерживает внешнее. А с другой стороны, можно, используя рисунок и цвет, попытаться гармонизировать то, что внутри. И обе цели, гармонизация внутреннего состояния и хороший рисунок, в общем-то, равно важны…
— С помощью анализа рисунков действительно возможна какая-то диагностика?
— Да, конечно. У нас в студии только два запрета: мы «плохого» не рисуем — не рисуем убийства, войну, злых чудовищ… И не рисуем по шаблонам. Так что мрачных сюжетов здесь вы не увидите. Но «проблемные» дети рисуют темными красками — коричневой, темно-зеленой, темно-синей, а то и вовсе смешают их в одну… А бывает, что ребенок в общем и благополучный раз да и нарисует все черным! А вечером мама звонит: «Заболел!» Есть тут внутренняя связь.
Живая культура
Интересная и очень значимая часть занятий — пленэры (живопись на открытом воздухе) и экскурсии. Путешествия по значительным местам: хорошим музеям, достойным выставкам, театрам, храмам — черниговским и не только. Урок рисования таким образом становится частью завершенного целого: например, прослушав на «Истории искусств» лекцию о Шишкине, дети потом едут в «шишкинский» зал Русского музея в Киеве. Знакомство с лучшими художественными образцами, в полном смысле слова шедеврами, помогает в работе, воспитывает культуру мышления, расширяет кругозор — да просто вдохновляет!
После посещения столичных музеев студийцы «Колибри» нередко отправляются еще и в Оперный театр: удовольствие дивное и редкое. А что касается пленэров — с ними очень просто, перешли дорогу — и уже на Валу. И появляются удивительные, нездешние работы… Например — золотисто-розовый (!), солнечный, сияющий Коллегиум.
— Дети лет в 8-9 не рисуют реальный мир. Они рисуют «по мотивам» этого мира, в итоге получаются самые интересные работы. Как ребенок чувствует мир, так и передает — у него есть какие-то знания уже, он научился более-менее владеть композицией, гармонией, цвет уже чистый — и при этом он умеет передавать свой восторг перед увиденным! Как импрессионисты, знаете? А ты смотришь и поражаешься: как он это увидел?
За гармонией — самодисциплина
— Расскажите о своих детях. Ваши мальчики, наверное, вообще с пеленок рисуют?
— Почти! — смеется Лиля. — Ключевой фактор успеха был в том, что мы разрешили им рисовать на стенах. К четырем годам до потолка не хватало… 20 сантиметров! Насколько дотягивались — со стола, со стульчика — все было разрисовано. Это, конечно, надо было мужественно пережить. Но зато дети полюбили рисование, надеюсь навсегда.
Но они ведь у нас не только рисуют: с удовольствием поют в хоре Троицкого собора, занимаются бальными танцами в «Нике», музыкой, учат языки, математику-физику, ставят химические опыты… Стараемся, чтобы они росли, гармонично развиваясь.
— Как хватает на это времени и сил — и у мальчиков, и у родителей?
— Помогает дисциплина. Мы сами очень организованные люди, и сыновья такие же.
Когда они пошли в школу, я сказала: «Ребята, учиться нужно хорошо — у вас есть сейчас на это время. Берите максимум!» Я сама была отличницей — на уроках, ни на что не отвлекаясь, слушала учителей и запоминала все. Потом дома за двадцать минут легко дела уроки. Потому что мне нужно было освобождать время для другого: для рисования. Я училась в художественной школе, там нагрузки очень большие, требовалось ежедневно 4-5 часов рисовать.
— Есть ведь известный принцип, — снова подключается к разговору Сергей. — Работа занимает все отпущенное на нее время. А когда у ребенка есть много всяких увлечений, это очень организовывает: он знает, что некогда перед телевизором тратить время зря… Когда занятий много, и они интересные, складывается определенный ритм и все прекрасно успеваешь.
Семейные ценности
— Лиля, а как вас воспитывали?
— Я была любимой дочкой, старшей из троих детей. И у меня было очень балованное детство — хотя мне нередко говорили: «Ну ты же старшая!» Вообще папа у меня восточный человек, из Башкирии, и этот «восточный» оттенок в отношениях в семье присутствовал. Послушание старшим. Уважение к семье. Ответственность мужчины за семью. Вот пример: папа был старшим в семье, и когда их отец погиб, он взял на себя заботу о пяти младших детях. Поставил на ноги, выучил и обеспечил четырех сестер и брата!
Бабушка моя прожила 83 года, воспитала шестерых детей, и ни разу не повысила на них голос. Потому что развито было внимание и почтение к старшим, не послушаться мать или отца просто невозможно.
— А вы росли в Украине или в Башкирии?
— В Украине, но очень часто ездили туда в гости, и к нам родственники приезжали, так что я все это могла наблюдать.
И для меня понятие семьи очень важно. Семья — в первую очередь. Это признак «восточного» во мне, наверное. Если у тебя семья, род — брат, сестра, племянники — это уже все, ты этих людей принимаешь, о них заботишься, с ними живешь. Обязательно сходить проведать маму, помочь тому, кто болен… Эти нити я чувствую, хотя закладывается это, наверное, в детстве, неосознанно.
— Кем был ваш отец по профессии?
— Обычным шофером, а мама всю жизнь работает в детском саду. Очень любит шить. У мамы тоже очень дружная семья, они всю жизнь прожили с братом в одном доме, всегда вместе в отпуск ездили… Последние 19 лет жизни он болел, из них 6 — был лежачим больным, и она преданно до конца за ним ухаживала.
А еще у нас приняты были семейные обеды: собирались у бабушки с дедушкой на все праздники, бабушка нас встречала в красивом сером сарафане, в белой кружевной блузке, дедушка в галстуке — очень чинно, патриархально и приятно это было.
Бабушка обожала чистоту и порядок в доме, у нее всегда сияли бокалы, крахмальные салфетки, на столе идеальная сервировка…
Некрасивого нет!
— Говорят, что у фотографов и художников особый взгляд на мир. Мол, через «невидимые очки» они вокруг смотрят. Вы в себе это замечаете?
— Я мысленно «убираю» вокруг себя все некрасивое. Как-то вдруг поняла, от чего я устаю: иду, смотрю по сторонам и мысленно очищаю действительность. Как фотошопом. И эта внутренняя работа у меня происходила постоянно. А самое главное — это настроиться на красивое. Искать красоту и гармонию вокруг.
— Вы много путешествовали. Тоже красоту выискивали? Где красивее всего?
— «Некрасивого» вообще на Земле нет. Всё красиво — в первозданном виде. Так получилось, что люблю смотреть, все интересно… Красиво везде — и везде по-разному.
В Пензе, где я училась, сумерки — сиреневые. В прямом смысле слова, все окрашено в сиренево-фиолетовый цвет. В Бурятии они — зеленые, в Чернигове по вечерам все серое. А в Швейцарии — небесно-голубого цвета. Хоть и сумерки — но повсюду яркий голубой цвет. В горах была, на морях была… В пустыню очень хочу съездить — посмотреть! И, конечно, хочу в тундру — глубокую.
Восторг перед тем, что человек может всё
— У вас есть какие-то правила в жизни? Одно уже я услышала: «Берешься — так делай качественно».
— Carpe diem! Это латинское выражение, означающее: «Лови мгновение!» — наверное, мое главное правило. Жизнь настолько прекрасна, но нужно уметь это состояние прекрасного поймать, уметь увидеть главное — не откладывая.
— Да, этому я долго у Лили учился, — подтверждает Сергей, — она умеет жить «вкусно». Каждое мгновение пережить во всей полноте: вкусы, запахи, ощущения…
— Я люблю то, что придумал человек, Восхищаюсь человеческим гением — не обязательно в искусстве, во всех его проявлениях. Стараюсь обо всем читать, узнавать… Вы знаете, что в институте Патона изобрели биосварку, с помощью которой можно бесшовно соединять биоволокна и ткани после операций? Знаете, что Пифагор учился до шестидесяти лет?
У меня восторг перед знаниями. Перед тем, что человек может всё. И ничего, и всё — одновременно. И отсюда, наверное, мой главный девиз: ценить созданное. Ценить чужой труд, уважать все, что вокруг тебя.
Этот постоянный интерес Лилии Ибрагимовой к знаниям имеет практическую сторону:
— Я всегда встаю на 15 минут раньше утром, читаю чуть больше, чем задано, и пока сын завтракает, сажусь рядом и быстренько ему рассказываю — то, чего нет в учебнике, но что имеет отношение к теме и может быть полезно. Вообще, наверное, это главное: что мы со своими детьми очень много общаемся и стараемся дружить. Они нам очень много рассказывают, и мы им. Собираемся за одним столом, делимся: кто что успел прочитать интересное!
— Или кто что научился делать интересное! — дополняет Сергей. — Вася вот кулинарией увлекся, кормит нас суши, а мороженое у него — вообще самое вкусное в Чернигове! Серьезно, это все гости говорят: Вася замораживает такую «бадью», потом раскладывает в хрустящие стаканчики, угощает всех… Хорошее увлечение!
— Федя три года увлекался фокусами, мы всячески этот интерес поддерживали, покупали книги, принадлежности… Он даже на конкурсе, который проходил в филармонии, диплом получил! Перерос это — сейчас чем-то другим увлекся. А это где-то «в фундаменте» лежит.
А еще у нас дети спортом занимаются — вместе с родителями. Бегают, качаются…
— Вы вообще много всего делаете вместе?
— Не то чтобы много, ритм жизни у нас очень напряженный, но наверное, все же мы больше общаемся с детьми, чем обычные родители — потому что свободный, «фрилансерский» график работы позволяет строить распорядок дня таким образом. Специально отстраиваем его так, чтобы не было каких-то занятий на выходных — ну кроме совсем обязательных. И, конечно, много общаемся по вечерам.
— Остается ли время на свое собственное творчество?
— Я пишу по утрам, в мастерской. По дням расписано: сегодня у меня есть два часа, завтра четыре… Но пять дней в неделю пишу обязательно.
Талант дается, чтобы им делиться
Собеседники не особенно охотно, но все же раскрывают семейный «секрет»: оказывается, в их домашней бухгалтерии есть специальная графа «благотворительность». И ежемесячная «десятина» — 10% от доходов — идет на помощь церкви, малообеспеченным семьям и одной из деревенских школ. Кроме того, если предлагают, принимают участие в благотворительных проектах и акциях. Например, Лилины работы не раз продавались на благотворительных аукционах.
«Десятину» отдают сознательно. Сергей объясняет:
— Если человек хочет, чтобы что-то позитивное в его жизни происходило, чтобы был «входящий поток», нужно стимулировать поток исходящий. Нужно отдавать. Не зря так и во всех религиях указывается. Что-то за этим есть, что-то внутри резонирует…
— Это Сережа и ввел такое правило, много лет назад, — продолжает Лилия, — и оно работает. А вообще делиться нужно всем: и деньгами, и знаниями… И талант тебе дается для того, чтобы ты его не прятал, а делился.
Досье
Ибрагимова Лилия Салимъяновна, создатель и руководитель арт-студии «Колибри».
Родилась 23 апреля 1971 года.
Окончила художественную школу в Чернигове, затем Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Стажировалась в Киеве, Польше, Швейцарии, Бурятии, Дании по программам «Лидерство в действии», «Опыт ре-социализации взрослых», «Европейское искусство», «Традиционное изобразительное искусство Востока», «Датский опыт обучения изобразительному искусству взрослых», «Опыт локальной активности» и др.
Участница восьми всеукраинских выставок
Замужем. Муж Сергей — учитель по образованию и призванию, единомышленник, партнер, соратник. В семье растут двое детей — Федор и Василий. Оба мальчика неоднократно награждались за успехи в рисовании и танцах на городских и всеукраинских конкурсах.
О жене Сергей Трофименко выдал два секрета. Первый: она очень требовательна к себе и к пространству. Очень развито эстетическое чувство — что для художницы, впрочем, не удивительно. А второй секрет — все цифры и даты Лилия Ибрагимова, оказывается, видит в цвете. И весь календарь у нее — разноцветный, радостный.
Хобби, увлечения: классическая музыка, цветоводство и садоводство, чтение
Домашние животные: Птирекса — красноухая черепаха, Жако — попугай Корелла, Чика и Лаура – волнистые попугаи, аквариумные рыбки, Пик — карликовый хомяк.
Больше об арт-студии «Колибри» можно узнать на сайте http://happy-people.kiev.ua/
Справка
Carpe diem — латинское выражение, означающее «наслаждайся моментом» или «будь счастлив в эту секунду» (дословно «лови день»), часто переводится как «лови момент». Это крылатое выражение является призывом древнеримского поэта Горация жить каждый день с удовольствием, ища положительные эмоции во всем и не откладывать полнокровную жизнь на неопределенное, неизвестное будущее.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Вера Едемская, Лилия Ибрагимова