Дмитрий Гармаш: «Главное — во что мы верим»
— Что такое — художник? Каково его место здесь, что его ждет после смерти? У меня вопросы простые, как у всех людей…
— Это всё ваши дети сделали?
— Какое «всё»? Это только то, что домой не забрали!
— Детей сюда ходит много, дети разные. Кто-то может сказать родителям, что пошел на кружок — а сам гулять! А есть такие, что и после занятий просят: «Дмитрий Юрьевич, можно, я еще задержусь?» Ну что я ему скажу: «Нет, нельзя, иди в подворотню пиво пить»? Конечно, разрешаю. И они сидят допоздна…
— Чем эти кружки могут быть интересны сегодняшним детям — «компьютерным», «телевизорным»?
— А может быть, как раз возможностью выйти из компьютерной реальности в настоящую жизнь? Своими руками воплотить в материале свои творческие задумки.
— Вас удивляет то, что они делают?
— Бывет, что очень. Детская фантазия великолепна! Но вот в чем дело: гении мечутся, как икра. А выживают из них единицы. Надо увидеть в ребенке эту искру, сохранить, помочь разгореться… Увы, в процессе воспитания способность к творению и видению зачастую убивается — но это другой разговор.
Бывший кавээнщик, немножко артист, немножко йог, соучредитель секции исторического фехтования, изучавший и боевые искусства, Дмитрий Гармаш иллюстрирует книги, создает удивительные скульптуры, много лет читал лекции и вел практические занятия на курсах повышения квалификации учителей, и сейчас готовит лекции по теории искусств… Учитывая такой неоднородный бэкграунд, наш разговор в мастерской выходит очень непрямолинейный — а как с художником иначе?
— Дмитрий Юрьевич, где мы с вами находимся? Вы говорили, этот дом (ул. Князя Черного, 15) — с необычной историей…
— Это бывшая церковь Марии Магдалины, построенная в 1886 году. Подземные ходы от нее вели до музыкального училища и на Лесковицу, к монастырю — сейчас они, естественно, засыпаны. После революции купол был снят и она использовалась как различные учреждения. Знаю, что здесь и харчевня была, и ночлежка, и госучреждения… В 1953 году Григорий Борисович Порт сумел убедить городское начальство в том, что необходимо возрождать движение юных техников. Работали здесь кружки фотографов, радиомодельный, юных техников. Сейчас большинство кружков располагаются на улице Горького и на Шерстянке, а здесь остались лаборатория картингов («Все чемпионаты Украины — их!»), фитодизайна, оригами, рисунка, авиамодельный, скульптуры, лозоплетения, народной игрушки.
— Говорят, «художник есть там, где есть дух» — дух водит рукой художника. Так или нет?
— Не совсем. Способность к творчеству заложена изначально в каждом человеке. Мы зачастую просто не умеем слушать. Сказано: «создан по образу и подобию». Кого? Творца.
Заниматься теорией искусства, исключая идею Бога, — бессмысленно. В отрыве от исторического развития, от социального среза, в том числе от социотехнологий — тоже. О мотивации творчества написаны тома, а толку — ноль, не складывается мозаика. Пока не начинаешь рассматривать вопрос с учетом происхождения Вселенной и того, что делает человек на этой планете. Тогда-то все и складывается.
В некоторые вещи поверить трудно, а проверить невозможно. Навыки владения длинным колющим и режущим оружием у Дмитрия Гармаша, по его словам, просто однажды… проснулись. И это был довольно мучительный процесс — воспоминания пережитого в каких-то других жизнях. Конечно, это проверить нельзя. А увидеть, как ловко собеседник фехтует, — можно.
— …Лет в 15-16 я совершенно спокойно видел обратную сторону незнакомых мне предметов. Фрагментами видел будущее — но это у многих бывает… Просто дети об этом, как правило, не говорят.
— Вам случалось видеть чудо — настоящее, невероятное, от которого мороз по коже?
— Я думаю, у каждого человека свое понятие о чуде. Я лично знаком с женщиной, которая, имея 10% зрения, за три года упорными тренировками его восстановила. Это чудо или нет? Можно сказать — да. Но на самом деле это упорный ежедневный труд!
Почувствовать Бога рядом
— …Мораль — это механизм выживания рода и индивида.
— Так моральные личности в первую очередь-то и выбраковываются!
— Да. Их тела гибнут — при этом сохраняя народ. А душа получает дальнейшее развитие! Смерти-то на самом деле не существует! — произносит собеседник так убежденно, что зависает пауза. — Убить человек может себя только он сам, убив свою душу. И то, как правило, ему дается шанс… Вы помните, как сказано? «По вере вашей да воздастся вам». Прямой текст. Главное — во что мы верим…
— Душу можно воспитывать?
— Естественно. Она для того и существует здесь, чтобы расти.
— Вы в храм ходите какой-нибудь?
— Конечно. Я православный, крещенный. Крестился в 16 лет вполне сознательно. Ездил в Киев — потому что здесь нельзя было.
— Почему вы в брежневскую пору, в ее расцвет, в 70-ые, приняли решение креститься? Еще и комсомольцем, наверное, были?
— Был. Трудно сейчас сказать, почему… Отец у меня воевал — во фронтовой разведке. Освобождал западную Украину, брал Кенигсберг… Мама и бабушки прошли оккупацию. И может быть, весь этот общий накопленный опыт переживания трудностей, плюс личные впечатления, — а мне тогда в руки попал адаптированный вариант Библии, — все вместе это и привело меня к крещению.
— Вот просто пришли к батюшке и сказали: «Хочу принять крещение»? Вас не посчитали провокатором?
— Нет. В общем-то, тогда такие случаи бывали — люди шли в церкви, несмотря на запреты. А священников хоть и принуждали составлять списки верующих, они зачастую манкировали этими обязанностями.
— Говорят, что половина из них состояла в штате КГБ…
— Понимаете, очень часто люди пытаются исказить реальные события, потому что отсюда, теперь, с нынешней позиции, им так удобнее. Я видел другое.
— Хорошо, вернемся к моменту крещения. Как семья это восприняла? Или вы умолчали?
— Прекрасно восприняла. Решение это было с родными согласовано. В сталинские времена, после революции это все преследовалось — и даже если до войны мы не знали об этих вещах, то война многое изменила. Как можно не верить — если Матерь Божья сама встречает с поля боя павших!.. После войны, мне кажется, вообще люди стали сильнее чувствовать Бога — после всех тягот и бед.
Усовершенствование рыбы
— Когда я иллюстрировал «Сказки маленького города» Гурама Петриашвили, Гурам у меня в мастерской каждый вечер был. Мы планировали и обсуждали всё — и всё нарисовано после подробнейших уточнений! И ратуша, и место, где летал Шляпник, и цирк… Зато когда мы передали макет в издательство «Веселка», главный художник сразу принял его и подписал в печать — у него не возникло замечаний. Нам потом сказали, что это первый случай такой был…
В мастерской, как и положено, все хочется рассматривать — скульптуры, тонкие инструменты, похожие на хирургические… На стенах — экслибрисы, гравюры, акварели… И яркий «Гаситель звезд», и «Город игрушек», и удобно расположившиеся инопланетяне, наблюдающие за земным вечерним городом (работа называется «Все билеты проданы»)… В углу, за отреставрированным полукреслом — софит, на полках у камина — фантастическая литература, типографская пластина, часы, сделанные из граммпластинки… А на столе — тонкая гибкая статуэтка, «Королева шутов».
Серия работ, выполненная по заказу еврейского культурного центра, иллюстрирует целый пласт истории Чернигова.
Работы из серии «Палеонтология будущего» украсили обложки нескольких номеров журнала «Реальность фантастики». Часть из них — в частных коллекциях, часть — в киевских галереях.
А еще работы Дмитрия Гармаша и одной из его учениц Марины Цибули приглянулись авторам учебника украинского языка для 6-го и 7-го класса — между прочим, с грифом Министерства образования Украины. Вот только художник узнал об этом случайно — когда знакомые показали ему техноптерикса, иллюстрирующего одну из глав…
— Ваша палеонтология будущего — это звери не ископаемые, предугаданные, да?
— Ну да. С таким дурацким подходом к окружающему миру мы можем доиграться, что после нас такое зверье и останется!
— То есть это предостережение?
— В чем-то — да. Когда попросили работы для журнала, я уточнил: «Но, ребята, у вас — «Реальность фантастики», а я-то иллюстрирую фантастичность реальности…» — «Все правильно, ты — наш!»
— Ваша знаменитая рыба имеет и какую-то киношную историю?
— Да, но пока недолгую. На проходившем в Киеве «Евроконе» (европейском конвенте фантастики, где собирались издатели, писатели, художники из более чем 20-ти стран) ее увидел московский писатель Илья
Новак и «застолбил» для сценария будущего фильма. Но средств на съемки не нашлось, так что рыба пока ждет…
А вообще рыбка произвела колоссальное впечатление на фантастов!
Это ведь не просто рыба — это боевая машина. «Скейт умных». Знаете, есть «Корабль дураков»? А у меня наоборот: оснастили эту рыбу ракетно-пушечным вооружением, реактивный двигатель поставили, привод от хвоста механический… Единственный эффективный движитель сегодня — это монета. Вот у нее колеса — из монет!
— Вы ее с выставки забрали уже?
— Нет, она стоит в выставочном зале Союза художников, на проспекте Мира, 34.
Где-то у меня текст был к этой рыбке… Сейчас найду. Вот: «Самое страшное — когда на службу глупости поставлены интеллект, техника и наука. В стремлении к совершенствованию своей жизни люди не останавливаются ни перед чем. Идя на поводу у животных инстинктов, они проектируют бредовые конструкции, предназначенные для экспансии и угнетения других живых существ, а также «усовершенствуют» совершеннейшие творения Создателя, вмешиваясь в основы жизни, не понимая и не желая задумываться о том, что же будет дальше…»
— Так вы противник научного прогресса?
— Ни в коем случае! Просто думаю, что все надо делать с умом.
— Что такое — художник? Каково его место здесь, что его ждет после смерти? У меня вопросы простые, как у всех людей…
Дмитрий Гармаш. Боевая машина «Скейт умных». Латунь, медь, серебро, чеканка. Высота — 30 см
Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №33 (510)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.