Двенадцать собак Валерия Бурлуцкого
Иногда Валерию Борисовичу говорят: «Да зачем ты их оставляешь у себя? Подлечил - и выпусти!» - «А как я буду этим собакам в глаза смотреть?!» - отвечает он…
Валерию Борисовичу Бурлуцкому 60 лет, он — бывший преподаватель физики и электротехники. Работал в техникуме, школе, училище… Сегодня на свою преподавательскую пенсию он может позволить себе необычное, но важное увлечение: во дворе его частного дома живут двенадцать собак. «И каких собак!» - восклицает Валерий Борисович, имея в виду красоту, ум, благородство и прочие достоинства своих воспитанников. И добавляет: «Это же собаки с судьбами…»
Собаки с судьбами
Рыжик, Лорд, Чубчик, Дуся, Маша, Путя, Рен, Рекс, Ордер, Барынька, Лёля и Малыш… Есть еще четыре кота — но сегодня речь не о них.
Лохматый Рыжик никогда не лает и из конуры выходит только ночью: ест, прогуливается по вольеру…
Сейчас, днем, виден только нос: Рыжика в прямом смысле слова вынули из петли. Из металлической ловушки, перетянувшей и чуть не отрезавшей ему заднюю лапу. Теперь он людей видеть не хочет.
Рекс - седой и полностью оглохший, пожалуй, ему уже лет 15. Понимает команды руками. Валерий Борисович подобрал старую овчарку зимой — замерзавшую, присыпанную снегом. Положил в машину, отогрел, привез к себе.
Сосед Рекса, коричневый драт-хаар Рен, познакомившись со мной, возвращается в будку, сворачивается и начинает зализывать переднюю лапу. Та же история: на ней до сих пор не зажила рана от петли…
Рен к Валерию Борисовичу попал с Центрального рынка. Еще недавно ходил на трех лапах, правая передняя не работала — петля сломала кость.
Каждый питомец обеспечен отдельным жильем, и Валерий Борисович очень этим гордится. Будки утеплены внутри пенопластом и соломой, и даже в старинном сундуке, который я только было собралась похвалить, оказывается, прорезана сбоку дверца: там живет Малыш.
— Этого пацанчика мне подбросили. Он же вот такусенький был, на ладони помещался! А теперь уже парубок.
Подбросили и рыженькую Лёльку — причем уже в положении. Путя и Дуся — это ее потомство.
Барыньку — «чудесную!» — сбила машина: «Мне люди позвонили, я взял такси, приехал за ней, сразу — к ветеринару… Долечил и оставил у себя».
Лордик и Чубчик — хоть и не очень похожи, а братья. Щенки осиротели в мае — после того, как их мать кто-то отравил.
— Это было возле киосков на Пяти углах. Динку там все знали, любили и подкармливали. Это была умная, хорошая собака. И она погибла мучительной смертью, ее отравили, точно: я экспертизу заказывал! У меня есть заключение…
А белый алабай Ордер был найден суровой зимой: оголодавший и отощавший, не меньше двух недель он провел у переправы на Бобровице.
— Породистый, уже купированный — кому-то же он не понравился! Кто-то побаловался с ним — и выбросил собаку, — то ли с удивлением, то ли с отчаянием рассказывает Валерий Борисович. — Выгнали. Зимой, в морозы! Почему он там сидел: ждал, что вернется хозяин? Надеялся, что кто-то покормит? Я долго давал объявления о том, что найдена собака — глухо…
Будки для него у меня готовой не было, постелил в гараже, накрыл старым пальто — он как поел, кастрюлю целую, так потом двое суток беспробудно спал! Подхожу, храпит — гараж трясется! Проснулся — поел, спать. Две недели отсыпался…
Сейчас в гараже временно поселен Лордик — он приболел, и от остальных собак его изолировали: капают глаза и дают таблетки. В гараже — станки и инструменты. Валерий Борисович любит мастерить и это является подспорьем в хозяйстве. Машина в гараже — чужая. Гараж сдается, деньги от аренды тоже идут на собак: преподавательская пенсия невелика…
— Это мои личные проблемы, я об этом даже разговор не хотел бы вести, — пресекает вопросы Валерий Борисович. — Взял собак — значит, я за них отвечаю! Выхожу из положения, как могу. Мне хватает!
Полевая кухня
— Ну, по крайней мере, я за них спокоен, что два раза в день питание они получают. Не деликатесное, но сытное.
На летней кухне Валерий Борисович кулинарит раз в полтора дня: варит пять кастрюль (25 литров!) наваристого густого супа на говяжьих суставах, отдельно — кастрюлю бульона из куриных спинок, чтобы разбавлять.
Калькуляции несложные: мешок пшеничной крупы раньше брал на базе возле пивзавода, там крупа была самая дешевая, по 2,80. Да что-то в последнее время на базу крупу не завозят, пришлось обзвонить магазины: нашлось в гастрономе «Базис» на Одинцова — правда, по 3,01. А что делать?
— Наверное, питание могло бы быть и получше. Но уж как могу… Хорошо, сейчас сезон: у меня ци-булька растет, бурячки, укроп — я сорву, сделаю зеленую массу — в суп подмешаю.
— Жена это хозяйство терпит?
— Жена… старается понимать, — улыбается Валерий Борисович.
— Но они в дом не заходят, зато весь двор — в их распоряжении. А жену — любят: и целуют, и лижут, она только отбиваться успевает!
— А как соседи на ваших питомцев реагируют?
— У наших людей у каждого собаки есть. У кого восемь — разводят, у кого одна-две… К моим собакам, тьфу-тьфу относятся с пониманием. Может быть, где-то подсмеиваются, не без того. Ну, у тебя, говорят, работы хватает! Вот это — соседи принесли, спасибо людям. Никогда не отказываюсь, если люди хотят помочь животным. Кости, крупы… Чем богаты.
«Странный парень»
— …Вообще к собакам у людей разное отношение. Бывает, что собак просто ненавидят. Чисто такой, знаете ли, звериной ненавистью. А собака — это ведь настолько высокоорганизованное, тонкое, умное существо, к которому стоит и присмотреться, и прислушаться, и во многом даже брать пример. Вернее собаки и коня друзей нет! Я к собакам питаю не просто любовь - огромное уважение! Хотя про меня и могут сказать, мягко так: «Странный он парень…» Люблю собак.
— Как давно у вас этот… приют - не приют?
— Сказать «с такого-то числа» я не могу. Сколько я здесь живу, столько у меня — собаки. То одну подберу, то другую… То щенок на улице плачет, то из-под колес кто-то… Одну собаку нашел на Поду-совке: проезжаю на машине мимо остановки, смотрю, собака маленькая, черненькая, вся в крови, изо рта - кровавая пена. Люди стоят, смотрят. Кто-то говорит: «Добить надо». Дурачье! Я зашел за киоск, взял там картонную коробку, забрал собаку. У нее была сломана лапа и ушиб грудной клетки. Конечно, выходил! Такой «опецок» вырос! Верный, преданный…
Одну «барышню» на СТО нашел, она там доходила от голода. Говорю: «Что ж вы ее не кормите?» «Да она тут никому не нужна!» А она такая умница, такая ласковая… Привел и ее домой.
Короче говоря, были собаки. И были, и есть.
Я знаю, что если я нашел больную, голодную собаку и взял ее к себе, я ее должен поднять, вылечить и по мере своих сил и возможностей содержать. Да, мне тяжело. Но что делать… Если найдутся надежные руки — отдам. Но если действительно надежные!
Петля
— …Вот смотрите, что такое петля. Это не проволока — стальной многожильный трос. Она лося выдержит! Делается ушко, обматывается медной проволокой. В него вдевается трос - и готова петля-удавка. Животное попадает в петлю, и чем больше оно двигается (а оно, конечно же, пытается от петли избавиться!), тем туже петля затягивается. Собака начинает
дергаться, и эта петля перерезает ей артерии, жилы, вены — всё. Мне позвонили: «В речном порту собака попала в петлю!» Когда я ее нашел — под полом в пристройке, там она пряталась, бедная, — она была мертва. Это была не собака - истощенный костяк… Петля впилась ей в глотку.
Такими петлями пользовались и в Жавинке (там тоже одна собака погибла), я снял их не одну. У Рыжика — того, который прячется в будке, вы только носик видели, — с задней лапы. У дратхаара Рена - с передней. У Рыжика кончик лапы был почти отрезан: залечили, к счастью.
Попадание собаки в петлю -это смерть. Медленная, страшная смерть. Какой негодяй этим занимается? Как его остановить?
Мы ездили этой зимой с Виталием Ивановичем, искали петли, снимали…
Кто такой Виталий Иванович? Ну как вам сказать… Есть люди — бессребреники. Которым не нужны никакие организации и фонды, чтобы делать добро. Виталий Иванович — у него в душе это! Пенсионер, у которого предынфарктное состояние, давление за 200, со слуховым аппаратом. Он кормит собак в районе музыкальной фабрики. Зимой ездил в Жавинку -возил для бездомных собак еду… Я перед ним на колени стану.
С «Зоошансом» не сошлись
Очень жаль, что не складываются пока отношения у Валерия Бурлуцкого с самой активной городской зоозащитной организацией.
— Я не осуждаю, я просто не понимаю: почему «Зоошанс» отказался моим собакам помочь? Не мне ведь… Я обращался за конкретной помощью: мне сказали, что у них будет собрание, и будут выдавать пайки для собак. Ну какие пайки — те же крупы… А я от помощи собакам не откажусь, понимаете, не будет мне стыдно.
Приехал. Подошел. «У меня, — говорю, — двенадцать взятых с улицы бездомных собак. Я бы не отказался, если б «Зоошанс» моим собакам выделили сухой паек». Мне сказали: «Это ваши собаки…»
Наталия Моисеенко, руководитель «Зоошанса», отказ объяснила несовпадением точек зрения на работу с бездомными животными: «Зоошанс» — твердый сторонник стерилизации, Валерий Бурлуцкий это мнение не разделяет и своих животных стерилизовать не хочет. Соответственно, членом «Зоошанса» не является, но помогает животным самостоятельно и на нашумевшие общественные слушания по «собачьему вопросу» ходил.
— Я понимаю, — говорит Наталия Моисеенко, — что основная масса людей у нас, скажем так, среднего достатка. Обеспеченных людей, помогающих животным, — единицы. Иногда мы покупаем на благотворительные пожертвования, которые нам перечисляют, продукты (крупу, мясо, сухой корм) и передаем опекунам животных, заключившим с нами договор. Иногда я покупаю что-то за свой собственный счет. Мне бы очень хотелось, чтобы мы могли помогать кормами всем животным, которые живут на улице. Но мы такими суммами не располагаем, по крайней мере, сейчас. Может быть, завтра появится какой-то волшебный спонсор, тогда мы обеспечим всех.
Заключить опекунский договор с Валерием Бурлуцким я не могу, он не будет выполнять наши условия. Он пришел на собрание и начал требовать: «Решайте мой вопрос!» Но я не могу вытаскивать деньги из кармана и давать каждому!
От автора. Так ли важно соблюдение принципа, когда есть возможность помочь взятым с улицы собакам? Честно скажу: я не знаю.
Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", №29 (506)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Вера Едемская, собаки, Валерий Бурлуцкий