За 60 лет – ни одной ссоры!

За 60 лет – ни одной ссоры!
Один священник, поучая молодых, всегда говорил: «Бойтесь первой ссоры! Потому что после нее будет и вторая, и третья...» А черниговец Михаил Павлович Луцик и его жена Анна Григорьевна за 60 лет супружеской жизни ни разу не поссорились. Но не из-за какого-то страха, а потому, что все эти годы любили друг друга. И теперь, когда заходишь к ним в дом, чувствуешь атмосферу мира, любви. Этого нельзя не заметить.

В канун 60-й годовщины совместной жизни в доме Луциков пахло свежей выпечкой — это невестка Татьяна готовила для праздничного стола. Сама хозяйка после перенесенного несколько лет назад инсульта уже не устраивает пышных празднований. Из домашних дел на ней осталось только приготовление еды, все остальное делает муж. Он и на рынок ходит, и стирает, и маленькую грядку помидоров обрабатывает.
— Стараюсь все делать, вот только глаза меня подводят левый совсем не видит, а правый — лишь на 5 %, — говорит 84-летний хозяин. — Сколько ни лечился, не помогло.

— Нелегкое детство пришлось пережить Мише, — присоединяется к разговору Анна Григорьевна. — Расскажи, как ты с родителями в декабре 32-го на улице очутился!
— Было такое. Пришли нас раскулачивать, все забрали, из дому выгнали, еще и соседям приказали не брать нас на ночлег. Пришлось из родного Локнистого Менского района пешком идти в Чернигов. Отца моего арестовали, поэтому я остался с мамой и старшим братом. Мать надеялась найти в городе хотя бы какую-то работу. Как говорится, мир не без добрых людей, нашлись небезразличные и к нашему горю, которые приютили нас почти на год. В это время мама хваталась за любую работу, а меня забрал дядя к себе в Киев, чтобы мы не умерли от голода. Когда о нашей семье власть подзабыла, мы вернулись, но уже не в Локнистое, а в соседнюю Гусавку - там жила мамина двоюродная сестра.

В Гусавке со мной вышел такой казус: в местную школу брали с 8 лет, я же тогда был 7-летним, поэтому сначала мне отказали. Но случайно услышав, как я читаю, учительница 2-го класса предложила матери отдать меня в ее класс. Так я сразу пошел во второй класс. Учился хорошо, поэтому учительница не пожалела о своем решении. Правда, золотой медали не заработал, потому что были у меня и четверки, но медалями и грамотами пусть Галочка хвастается.
— А что там хвастаться, — улыбается 83-летняя хозяйка, — лучше покажу трудовую книжку, там все написано.

Через две минуты из соседней комнаты она вынесла трудовую. Последние страницы ее плотно заполнены записями об объявлении благодарностей, о грамотах, премиях и присвоении почетного звания. В 1980 году Анна Григорьевна получила звание «Отличник банка». А свой трудовой стаж начала с должности курьера банка.
— Меня устроила туда знакомая после моей неудачной учебы в медшколе. Все было бы в порядке, если бы на один из уроков преподаватель анатомии не принес законсервированные внутренности человека. Я от такого зрелища лишилась чувств. После того решила, что не смогу быть медиком. Поэтому нужно было куда-то идти работать. А знакомая работала в банке. Она и предложила мне попробовать себя там. Работа была несложная - разносить бумаги по двухэтажному помещению банка. Я согласилась. За четыре месяца добросовестного труда руководство перевело меня на должность ученика, позже на бухгалтера, потом была старшим бухгалтером и последняя должность - экономист. Всю жизнь (37 лет. — Авт.) проработала если не сказать на одном месте, то, по крайней мере, в одном помещении. Бывало, задерживаюсь на работе, подбиваю дневной баланс, а он никак не сходится. Миша тогда смеялся надо мной: «Что, опять 15 копеек потеряла по бумагам?» Но всегда забирал меня с работы, если приходилось возвращаться затемно.

— А как же, ты же женщина. Ты же сама себя не защитишь.
— Да, было. Когда мы только поженились и жили здесь же в Чернигове, но в мамином доме, как-то мать пришла меня встречать с работы. Мы шли домой мимо сквера, а тут незнакомец под хмельком подошел ко мне, схватил за руку со словами: «Что, так к мужу спешишь?» Я очень испугалась, выдернула руку, и мы с мамой ускорили шаг. После того Миша от меня ни на шаг не отходит.

— А кем Вы, Михаил Павлович, работали?
— Электриком. Вот как устроился на Черниговскую железнодорожную станцию в 1946-м, так и Галю встретил. Шел с двоюродным братом на танцы, по дороге увидел одноклассницу Наталию с подружкой, это и была моя Галочка.
— Наталия — моя дальняя родственница, попросилась к нам с мамой на квартиру, потому что приехала работать в Чернигов. А мы сами родом из Боромык (Черниговский район. — Авт.), когда мне было 5 лет, семья переехала в Чернигов, с тех пор всех, кто из села к нам просился, мама забирала на квартиру. В тот день мы хотели с Наталией насобирать щепок на строительстве, чтобы было чем печь растопить, но, встретив ребят, вернулись ни с чем.

— Я тогда прицепился к вам, как репей, - смеется хозяин. - Поженились мы в 1951 году, а встречались с 46-го. Галя ждала меня из армии 4 года, поэтому свадьба и отложилась. Да там и свадьба такая была — в магазинах пусто, ничего купить нельзя, потому так и гуляли - скромно.
— Не было у меня ни белого платья, ни фаты... — говорит Анна Григорьевна. — Но счастье не в этом. Главное, как мы прожили все эти годы. Оглядываясь назад, я ни о чем не жалею и ничего не хочу менять. Все в нашей жизни было хорошо.
— А я за эти годы так и не научился пить и курить, — добавил Михаил Павлович с шутливым выражением лица.

Супруги Луцики вырастили сына Виталия, имеют двух внуков и двух правнуков. И, конечно же, хотят, чтобы каждый из них жил в согласии, любви и добре.


Михаил Павлович и Анна Григорьевна

Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №23 (2516)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: любовь, ссора, судьба, «ГАРТ», Анна Самойленко

Добавить в: