Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Олег Скрипка: «Я понял, мне надо стать подвижником джаза!»

Олег Скрипка: «Я понял, мне надо стать подвижником джаза!»

Олег Скрипка
«Музыка всегда звала меня», — говорит Олег Скрипка. На этот зов он не устает отвечать, поражая разнообразием откликов: панк, рокабилли, этно-диско, фестивали и вечорниці… И вот теперь — ретро-джаз. Совместное выступление Олега Скрипки и джаз-бэнда «Забава» Чернигов слушал 12 мая в областном Филармоническом центре — и слушал с восторгом!

«Дякую, аж підскакую!»

Это было… роскошно. Начал с исполнения джазовых мелодий предвоенных лет — нежной «Жоржины», задорной «Параски», Скрипка перешел к «мелодиям советской и зарубежной эстрады», смело соединяя элвисовское Fever с гуцульским проигрышем, таривердиевские «Мгновения» — с темой «Розовой пантеры». Прозвучали украинизированные Tombe la neige Адамо и вариант песни "НАУ" про Алена Делона, который не пьет одеколон… Публика млела, а Скрипка что называется зажигал: отплясывал, позировал, лебедем ходил по сцене, сверкая черно-красным перстнем… Несколько раз щедрым жестом бросал в зал пачки открыток — и отдельные счастливцы унесли домой стилизованный под ретро портрет артиста. Когда же Скрипка, спрыгнув со сцены, пошел по креслам в зала и на спинках кресел продолжал танцевать — оставалось только ахать от восторга. Вот это была «Весна»!

О том, почему побеждают циники, а романтикам пофиг

— Когда-то вы сказали, что наш шоу-бизнес — это противостояние романтиков и циников.
— Мне кажется, я это о политиках говорил.

— В любом случае: циники по-прежнему побеждают?
— Выигрывают всегда циники, безусловно. Мир, в котором мы живем, имеет духовную часть и материальную часть и переходит, по синусоиде, из одной фазы в другую. Мы сейчас живем в фазе материальной — циники, безусловно, в этом сильны. И если они манипулируют материальными вещами — они, естественно, выигрывают. Но вот что важно: циники будут популярны, будут известны, но без романтиков они ничего не смогут сделать, потому что пионеры в плане идей — это всегда романтики! У которых есть внутренний первичный толчок, может быть, от Бога данный, есть потребность что-то делать — и не ждать какой-то награды от материального мира!
А из материального мира приходят люди, которые в нем ориентируются — они этим свойством пользуются. А романтики — альтруисты, и им в принципе пофиг, кто наживается на их труде.

— Что же получается на выходе?
— Циники неглубоки и не настолько продвинуты в искусстве, в творчестве, в духовном плане — и они делают эрзац. В лучшем случае на выходе появляется и представляется широким массам упрощенная модель, в худшем случае — извращенная. Пример: то, что называется «советский ресторанный», или кабацкий джаз — эрзац, соевая шоколадка! То же самое и с фольклором, то же самое и с эстрадной песней. Слава богу, что Советский Союз вовремя умер и не смог этого сделать с рок-музыкой! Хотя теперь это с ней пытается сделать современный шоу-бизнес.

— Я очень хорошо помню, как один мой пожилой родственник, услышав году в 92-м ваши «Посмішку», «Танці», сказал: «Но это же не украинцы поют! Это не могут делать украинцы!»
— Ему трудно оказалось в это поверить, потому что тогдашняя эстрада, советская и постсоветская музыка были очень бедны ритмами и этим очень сильно отличались от музыки мировой. Процветали шароварщина, академизм и тому подобное… Я родился в Таджикистане, вырос на западной музыке, потом вообще уехал на Запад, и я эти ритмы чувствую. И в украинской аутентичной музыке, конечно, тоже — там, где Советский Союз приложился. Скажу так: играя современную музыку на народной основе, мы абсолютно не противоречим себе, а, наоборот, смотрим глубоко в корни.

— В общем, вы не любите Советский Союз...
— Я ненавижу Советский Союз! Не разделяю ностальгии по Советскому Союзу, мне не нравятся очереди за горошком и майонезом и я считаю, что это (советский режим — авт.) — большое преступление перед человечеством. Естественно, у меня, как и у любого человека, были приятные моменты, особенно в детстве, и отдельные вещи мы бы могли взять из Советского Союза как полезные для общества будущего, но в целом это очень плохая вещь.

Как Утесов, только лучше

— Что представляла собой ваша работа по возвращению к слушателю популярных мелодий 30-40-х годов?
— Я бы назвал это археологией. Поиском утраченных ценностей. Бытует мнение, особенно среди безграмотных политиков, что украинского джаза не существует. Более того — украинского джаза не существует и для широкой публики, потому что к этому были приложены определенные усилия, чтобы украинского джаза не существовало, как и многих других вещей в культурном плане.
Но вот вам факт: до войны джаз находился в поре расцвета — а половина Украины до войны была буржуазной, европейской. И ничто европейское было нам не чуждо! У нас были роскошные оркестры, исполнители, авторы. Мы об этом сейчас молчим, никто не знает и не помнит…
Практически ничего не знал об этом и я. Но несколько лет назад почти одновременно ко мне в руки попали и пластинка украинского довоенного джаза, от разных исполнителей (отличная запись, отличное для того времени исполнение, хорошие песни — на украинском языке. Скажем так: как Утесов — только лучше!), и недоработанный материал украинского музыканта Богдана Веселовского, гастролировавшего с оркестром Яблонского по Европе. После войны он уехал в Канаду и еще очень много лет писал. У меня шесть томов его нот и текстов.
Весь этот материал я взял под свою опеку и закончил проект уже как продюсер. Вложил в него деньги, усилия и пять лет времени. И когда проект уже был готов, задумался: ну как же его представить народу? Потому что если просто выпустить пластинку — хорошую, качественную, о ней никто никогда не узнает. И я понял, что надо стать подвижником джаза! Пригласил музыкантов в студию, мы сделали презентацию — пять вечеров джаз-кабаре в Киеве. Киевская творческая богема отрезонировала хорошо — и получилось, что я выпустил альбом, не имея ни клипа, ни ротаций (а радио, естественно, не взяло ни одной песни и по телевизору это не прокрутили), но оказалось, что публика готова и хочет это слышать.

— Вы определяете формат своих выступлений с джаз-бэндом «Забава» как кабаре-программу…

— Да, это типичная джаз-кабарешная программа. Я кабаре очень люблю, много ходил в них в Париже. И хочу подчеркнуть, что кабаре — это не канкан (канкан — это приятное приложение, добавленное, чтобы сделать заведение еще более привлекательным для публики). Кабаре — это песни, хороший джаз-бэнд, разговор, циркачи, юмористы. Обязательно кто-то должен играть на пиле или на бокалах… Это мини-цирк.
И моя идея-максимум — основать в Киеве джаз-кабаре. Привозить хороших европейских исполнителей, музыкантов из Беларуси, России. Хочу приблизить джаз к широкому слушателю. Потому что сегодня джаз ушел в элитарность, а это не совсем хорошо: с одной стороны, изысканность — это здорово, но нужно ведь как можно больше людей к хорошему приучать!

О фестивале «Країна мрій»

— Очередной поездки в «Країну мрій» осталось не так долго ждать — расскажите, что готовится в этом году.
— Восьмая «Країна мрій» приобретет джазовый оттенок: джаз буду играть я, и будет специально для «Країни мрій» разработанная джазовая программа. Впервые приедут гости из-за океана — из Америки и Канады, будут музыканты из Финляндии, с Балкан, идут переговоры с французским коллективом. И, конечно же, как всегда, будет много этники.
…Наш фестиваль проводится в центре города, и мы стеснены — не можем в полную силу развернуться. На «Спивочому полі» помещается всего 10 тысяч человек, плюс полное абстрагирование властей. И стоит все очень дорого: у меня уходит до 15% бюджета просто на то, чтобы заплатить за разные разрешения от властей! Если в Чернигове другая ситуация — это было бы просто роскошно.
Мне интересно было бы спроектировать «Країну мрій» в Чернигове, если бы была воля черниговчан. С удовольствием поработал бы и над новым проектом — если у кого-то есть идея проводить фестиваль здесь. С творческой точки зрения ничего не мешает, потенциал очень велик — и в Украине, и в мире. Можно привозить роскошных артистов! И публика ведь очень заинтересована. Тем более, находясь на границе с Беларусью и Россией, можно сделать большое и интересное мероприятие.

— Какого-то очередного мультипликационного подарка, вроде рождественского «Щедрика», вы не готовите своим поклонникам к 25-летию?

— Не успели пока. Зато мы сделали такой интересный римейк — по просьбе белорусских друзей спели «Краіну мрій» на белорусском языке.

О базисе, надстройке и любви

— Для того, чтобы Украина была сильным государством… Даже так: для того, чтобы она просто была государством — естественно, нужно заниматься собственной культурой. Это потому, что культура — это аура, проект нации. Прежде чем что-то строить, надо разработать проект, а проект — это культура. Поднимется культура — потом уже будет и политический, и экономический, и материальный расцвет. Как прямое следствие. И пока мы не будем заниматься собственно Украиной, у нас будут все проблемы — политические, экономические, все проблемы авторитета в мире, проблемы нашего сотрудничества с Евросоюзом, с Россией и т.п. Чтобы Украина как государство состоялась, нужно изменить акцент, перенести его на культуру.

— То есть вы, вопреки известной формуле, ставите надстройку над базисом?
— Ну да. Сначала ведь люди влюбляются, потом зачинают ребенка и только потом рождается человек. По-другому не бывает: все идет от эмоций. От чего-то высокого, духовного. Ну, можно сделать ребенка «как-то так»… Ну, и такой ребенок будет... А нужно, чтобы дети рождались по любви.

Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: джаз, музыка, перец, Олег Скрипка, Вера Едемская

Добавить в: