Любовь длиною в 70 лет…

Любовь длиною в 70 лет…
Он уважаемый человек — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, ордена Богдана Хмельницкого, награжден тридцатью различными медалями, участник форсирования Днепра и Ясско-Кишиневской операции, принимал участие в боях за взятие Будапешта и Вены. Но своим настоящим везением он считает не то, что уцелел на войне, а то, что сумел найти ту единственную родственную душу, любовь всей своей жизни, имя которой Вера. 88-летний Виктор Николаевич Целовальников и его 87-летняя жена Вера Павловна поведали свою невероятную историю.

Сын «врага народа» и девочка из порядочной семьи

Жили-были в одном небольшом городке — райцентре Первоуральске (Россия, Урал, граница Европы с Азией) — мальчик Витя и девочка Вера. Они были выходцами из абсолютно разных миров. Виктор был сыном «врага народа», его отца, во времена нэпа державшего в городке магазинчик, советская власть арестовала, а семью, лишив всего имущества, выбросила просто на улицу. Семилетний Виктор Целовальников стал практически сиротой при живом отце. Чтобы он смог нормально пойти в школу, мать сменила мальчику фамилию — с отцовской Целовальников на свою Белых. Через год после этого за решетку бросили и бабушку Виктора, требуя от нее сдать властям какие-то мифические ценности.
Правда, местные власти быстро убедились, что у женщины за душой ни копейки, поэтому ее отпустили. Но сделали это ночью, и бабушке пришлось добираться домой через весь город в страшный мороз. Вскоре после этого от простуды она умерла. Так, в 8 лет Виктор стал фактически главным в семье и должен был смотреть за двумя младшими братишками. Поправить свое положение семье удалось лишь тогда, когда через три года за образцовое поведение отца освободили досрочно. Именно тогда Виктор вернул себе отцовскую фамилию.
В то же время в Вериной жизни все было спокойно. Отец работал госслужащим, их семья была образцово благополучной.

Как отец «нашел» сыну девушку

Отец Виктора, Николай Николаевич, сыграл главную роль в том, что Виктор и Вера познакомились. Он купил для семьи в селе небольшую деревянную избенку, а потом разобрал ее до последнего бревна. И со словами «У нас будет снова собственный дом» собрал новый дом на берегу реки Шайтанки, как раз по соседству с домом Веры. Поскольку на огороде Целовальниковых был единственный на улице колодец, то Вера часто бегала с ведрами к соседям. Так они и познакомились.
— Я заметил, что я ей нравлюсь. Слишком часто она мило краснела, когда смотрела на меня. А еще я заметил: когда Вера собиралась к нам за водой, то всегда старалась принарядиться. То кофточку получше наденет, то косички аккуратнее заплетет, — посматривая на жену, вспоминает Виктор Николаевич.

Математика и любовь

А в 7-м классе их свели вместе в общий класс. И вот уже тогда Виктор перешел от вздохов к решительным действиям. Мальчик выискивал любой повод, лишь бы как можно чаще бывать в гостях у Веры. Но родители девушки не слишком приветствовали дружбу дочери с сыном бывшего врага народа.
— С Веры буквально не спускали глаз, не разрешали ей видеться со мной, и точка. Как-то я забежал к ней после школы. Мы сидели и тихо разговаривали, как вдруг входит отец Веры. Когда увидел меня — даже за ремень схватился: «Что это вы здесь вдвоем делаете, а?» Я тогда сказал первое, что на ум пришло: «Математику учим». А сам тихонько-тихонько — и домой.

О войне узнал из газет

Время шло. Мальчик постоянно старался показать Вере, как сильно она ему нравится. Но дальше обычного приятельства дело не шло.
В июне 1941-го после окончания 9 -го класса Виктор решил оставить мысли о неразделенной любви: вместе с друзьями парень отправился на месяц в поход за 50 км от дома. На островке посреди озера они загорали, ловили рыбу и абсолютно не догадывались, что происходит на «Большой земле». Свое продовольствие быстро закончилось, так что пришлось ехать к ближайшей станции, чтобы пополнить запасы. Ребята купили продукты и подошли к газетным витринам, а там... их ждала страшная весть. В глазах даже зарябило от июльских сообщений: «Немцы бомбили Москву», «Идет война». Ребята быстро свернули лагерь и вернулись домой.

Война «постучала» в их дверь сразу. Николая Целовальникова забрали на фронт. Рвался воевать и Виктор.
А вскоре матери, Марии Степановне Целовальниковой, принесли «похоронку» на мужа. Для Виктора известие о гибели отца стало страшным ударом.
В декабре 1942-го Виктора призвали в армию. Голову остригли, но разрешили отпраздновать Новый, 1943-й, год дома и уже потом парня вместе с несколькими другими юношами отправили на учебу в Калининское военное училище химической защиты, которое тогда находилось в эвакуации в подмосковном городке Люблино.

«Я вам пишу, чего же боле…»

Когда начались армейские будни, Виктор почувствовал такую тоску по Вере, что стал писать ей. Чуть ли не каждую неделю отправлял девушке письма. И каждое начиналось неизменно «Дорогая Верочка...» И Вера отвечала, а однажды даже прислала ему свое фото.
— Я показал фотокарточку приятелю, — рассказывает Виктор Николаевич. — Тот едва не присвистнул: «Какая хорошенькая!»
Красивые письма с целыми стихотворными поэмами и сердечками, которые присылал Виктор, растрогали сердце Веры. И тогда она начала понимать: романтичный высокий юноша с ясными глазами стал для нее намного важнее, чем обычный приятель...



На фронте

После учебы, весной 1943-го, Виктор Целовальников оказался на фронте.
— Как раз после Сталинградской битвы наши начали освобождать Украину. На этой территории действовал Северо-Западный фронт, со временем его переименовали в 3-й Украинский, именно с ним я и освобождал Украину вплоть до Днестра.
Юноша командиром взвода попал в отдельный химический батальон. Задачей его подразделения было обеспечение дымовой защиты на переправах и мостах во время наступлений сил Красной армии. Дело это очень ответственное и опасное. Не раз на глазах у Виктора слепая пуля убивала его боевых товарищей, однако обходила его самого. Похоже, фортуна хранила мужественного паренька для другой судьбы. А может, это любовь к Вере помогла ему выжить. Сама же девушка тогда работала фельдъегерем: разносила секретную почту по учреждениям города, упорно зубрила конспекты лекций для учебы в мединституте.

Войну Виктор закончил в Австрии в одном из сел вблизи Альп: именно там дислоцировалась его часть. Когда Германия объявила о капитуляции, советские воины думали: вот-вот их отпустят домой. Но человек предполагает, а бог располагает.
— Домой Виктор попал только в конце августа 1945 года, — рассказывает Вера Павловна. — И то лишь по счастливой случайности. В его части демобилизовался замполит. И ему позарез нужен был сопровождающий. Когда офицер узнал, что Виктор родом с Урала, то очень обрадовался. Ведь сам он был из Перми (а это недалеко от наших родных мест), вот и предложил Виктору сопровождать его домой в обмен на небольшой отпуск.

Представьте себе, с каким нетерпением ожидали бравого военного дома! Когда Виктор приехал в Первоуральск, то первыми, кого он встретил, были рабочие старого трубного завода. Они как раз шли после рабочей смены домой. И пока юноша шагал к родному дому, кто-то из заводчан успел сообщить о возвращении Виктора его матери и девушке. Мария Степановна не стала ждать, пока сын дойдет домой, босиком выбежала ему навстречу. А вскоре сильный мужской кулак постучал и в Верино окно.
— Когда я его увидела — уставшего, обессилевшего, но такого родного и милого, то от волнения у меня руки так задрожали, что чуть не побила всю посуду на кухне, — вспоминает Вера Павловна.

Парень пригласил девушку к себе в гости на праздничное угощение. А когда провожал домой, возле Вериных ворот они впервые поцеловались.
— Я до сих пор помню ту дрожь в ногах! Такого не чувствовал даже на фронте, — с «огоньком» в глазах говорит Виктор Николаевич. — А Вера тогда призналась, что до меня никто ее в губы не целовал. Я от этих слов почувствовал такое невыразимое счастье!

Как подруга рассорила


Но это счастье длилось недолго. Виктору нужно было возвращаться на службу! После его отъезда подруга Веры неожиданно начала настраивать девушку против парня:
— Говорила, что он на меня и не смотрит. Что для него все это несерьезно, — рассказывает Вера Павловна. — Я поверила и перестала ему писать.
А подружка времени не теряла. В отличие от Веры, она завалила Виктора своими письмами, пытаясь обратить его внимание на себя. Но напрасно. Он не отвечал. А вот Верины послания всегда ждал с нетерпением, да только от нее писем... не было. Целых 2 года девушка не отвечала на письма Виктора, пока мать парня не пришла к ней домой и не спросила, почему она не пишет, и сказала, что Виктор почти потерял надежду, что любимая его ждет!
Только тогда девушка одумалась.
Поженились влюбленные в 1947 году, когда юноша снова приехал домой в отпуск.


Супруги Целовальниковы

Дела семейные

Вскоре после свадьбы молодожены попали в украинский Николаев — туда направили служить Виктора. Именно там у них и родилась первая дочь. Но молодой медик Вера так и рвалась на работу, поэтому девочку решили предоставить заботам бабушки. К сожалению, ребенок заразился дизентерией и вскоре умер. Горю родителей не было конца. Сколько слез стоила эта потеря, знает лишь материнское сердце. Эта рана не заживала несколько лет, пока новая беременность не заслонила собой старое горе. Тогда пара жила в Москве, там Виктор Целовальников проходил обучение в Высшей военной академии химической защиты имени К. Ворошилова. У них родился сын Андрей. Но карьера военного требовала новых разъездов. Из Москвы супруги переехали в Азербайджан, в город Кировобад (там родилась дочь Марина), а оттуда, через 7 лет, — в столицу Египта Каир. Там Виктор Николаевич служил военным советником при местном Генштабе.
— После дефицитного Союза мы попали в капиталистический рай. Все, чего не было дома, — там можно было приобрести с легкостью, — вспоминает Виктор Николаевич.

Через некоторое время снова командировка — теперь уже на Кубу, и, как всегда, Вера Павловна бросила все, лишь бы быть рядом с мужем. Жуткая жара, чужая страна, ужасное количество тараканов в нанимаемом помещении — все это было ничто по сравнению с тем, что они были вместе. Только в 70-х семья окончательно осела в Чернигове. Однако даже во время долгих странствований пара не растеряла нежности и теплоты своих отношений. Виктор, как заботливый муж, не забывал никогда осыпать свою любимую подарками — от драгоценностей до утонченных духов. И всегда умел подобрать такой пустячок, который непременно понравится его любимой. «Она — самый дорогой, родной и близкий для меня человек. И так будет всегда», — говорит о жене ветеран.

Свой рецепт длительного семейного счастья пара сформулировала давно. Записывайте: возьмите заботу, прибавьте умение прощать своей половинке мелкие недостатки и приправьте любовью. И вместе с мужем (женой) принимайте этот «коктейль» каждый день! Тогда семейное благосостояние гарантировано. Но, если вы мечтаете о любви на все времена, наверное, нужно родиться Верой и Виктором, ибо «лишь раз на тысячу лет приходит такая любовь». Ведь после 64 лет супружеской жизни смотреть на свою жену со слезами счастья на глазах — разве это не чудо?

Евгения Замковская, еженедельник «ГАРТ» №19 (2512)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: любовь, «ГАРТ», Евгения Замковская

Добавить в: