Вышли замуж за братьев. Дочь – за старшего, мать – за младшего
Вышли замуж за братьев. Дочь – за старшего, мать – за младшего
Первый раз вышла замуж в 18. Работала тогда на камвольно-суконном комбинате в Чернигове.
— А Полтавец там служил, — объясняет.
— Это фамилия?
— Да нет, родом из Полтавской области. А фамилия, как и у меня, — Андриенко. Имя — Саша. Девчонки еще шутили: выходи за него - паспорт не нужно менять.
— Замуж я совсем за другого собиралась: встречалась с парнем из Синявки. Но Полтавец все перевернул. Не давал мне прохода. Ходил в самоволки, пока начальство не перевело его в Конотоп. Но он и оттуда меня доставал, пока не поженились. Жили в Чернигове на квартире. В 1971-м родилась Галя.
— Я с ребенком, а муж — «налево». Больно, но что делать: сердцу ведь не прикажешь. А он - без разбора, со всеми подряд.
Когда терпение лопнуло, Валя призналась матери. Та забрала дочь с ребенком к себе. Через месяц Полтавец пришел проситься назад. Подумала: малышке нужен отец. И не прогнала. А вскоре родила еще двух дочерей. В 1973-м — Люду, через шесть лет — Наташу.
Работала на почте, потом — в магазине. Муж гулял и пил.
— Незаметно для себя и я приохотилась к спиртному, — не скрывает Валентина. — Становилось легче на душе. В магазине всегда было с кем выпить. И за бутылкой далеко ходить не надо, и деньги в кассе есть.
В конце концов она, как говорили в селе, проторговалась.
И дома было — хуже некуда. Полтавец стал распускать руки. Валентина оставила ему дом своего отца (мать к тому времени умерла), в котором они жили, и ушла с детьми к тете.
Устроилась на ферму. Говорит: понимала, что нужно начинать новую жизнь. Но старая привычка перекрыла туда дорогу. Поэтому и со вторым мужем — Владимиром Чернолуцким — все пошло по накатанной. Он приехал в Низковку с Тернопольщины — с бригадой строителей. Полюбил Валентину и не захотел возвращаться домой. Вместе они были почти 20 лет. Часть из них пропьянствовали.
Их сын Анатолий родился с синдромом Дауна.
— А впоследствии меня едва спасли от гипертонического криза, — вспоминает женщина. — Нужно было или «завязывать», или пропадать.
Она выбрала первое. Владимир не смог. Умер в 2006-м.
— От него у меня еще дочка Юля. Студентка, — говорит с гордостью. — Уже на четвертом курсе университета в Киеве. Учится и работает бухгалтером в супермаркете. Будет менеджером. Пока не замужем.
Когда Володя умер, Полтавец хотел ко мне вернуться. Я не пустила. Устала от семейной жизни.
— И мне долго отказывала, — подключается к разговору нынешний муж Валентинины Олег Потапуко. — То говорила, что на 10 лет младше, то просто меняла тему.
— А потом наступил вечер, когда Олег растопил мое сердце. Не поверите —. обычным букетом, потому что мне так давно никто не дарил цветы.
С женой у Олега не сложилось. Дочь погибла в автомобильной аварии. Два сына — взрослые. Живут на Менщине.
Они расписались (фамилию женщина оставила свою) и уже больше четырех лет вместе. Живут у Валентины. Вместе с ними — ее сын Анатолий и 87-летняя тетя Паша. Та самая, что когда-то приютила у себя Валю с детьми.
Три пенсии и достаточно большое домашнее хозяйство позволяют им держаться на плаву да еще и платить за Юлину учебу — по 6 тысяч гривен ежегодно.
Самая старшая из дочерей Валентины — Галя — работает костюмером в Черниговском филармоническом центре. С мужем рассталась. Ее двое детей — старшие внучки бабушки Вали. Еще трое — Наташины. Живет Наташа в Тереховке Черниговского района со своим вторым мужем. Первый был, как и у мамы, — полтавец.
Познакомилась с ним, когда ездила в гости к бабушке, матери отца.
Люда — в Низковке. Тоже во втором браке. Своих детей нет. Воспитывает 12-летнего сына мужа. Людиному мужу — Владимиру Потапуко — 53. Он на 15 лет старше жены и на 6 — младше тещи. Кстати, Валентина ему не только теща, но и невестка. Потому что их с Людой мужья — родные братья. Причем Владимир — старше. Сначала поженились Людмила с Владимиром, а уже через два года — Валентина с Олегом.
— Целый сериал. Понизковски, — улыбается председатель села Людмила Гордиенко.
О Валентине говорит, что та успевает и по хозяйству, и на огороде. Старенькая тетя, сын-инвалид ухожены. И муж в порядке.
— Олегу там хорошо, — соглашаются сельские жители. — Валя одежду в первую очередь сыну и ему покупает, а себе - как получится. И рыбы всегда много берет, потому что Олег любит селедку под шубой.
Жаль, что в селе работы нет, а мужчине — больше 10 лет до пенсии.
— Зато дома есть чем заняться, — говорит Валентина. — Веранду нужно ремонтировать. Забор наклонился.
— Не волнуйся, — обнимает ее Олег. — Сделаем.
Кто знает, может, именно он — ее судьба.
Валентина и Олег четыре года назад начали новую жизнь
Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №17 (2510)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: судьба, «ГАРТ», Мария Исаченко