Александр Бронзов и его комиксы
ПОДПИСЬК К ФОТО
В свое время этот человек прославился тем, что в тандеме с другим художником, Игорем Жеведем, создавал заразительно-смешные комиксы в цветном еженедельнике «Эспрессо». В разное время героями рисованных историй становились буквально все: от директора «Водоканала» и мэра до рядовых пенсионерок-бабушек. Лично у меня до сих пор вызывает улыбку воспоминание о незатейливом рисуночке с бабкой-дворничихой, пристально следящей за жильцами дома из канализационного люка, а рядышком с ней табличка — «По газонам не ходить. Прокляну».
Помню, как депутаты горсовета на сессиях с улыбкой откладывали в сторону проекты решений, чтобы почитать «Эспрессо» и заодно посмеяться от души над комиксами Игоря и Александра. Увы, та газета закрыта, поэтому нынче черниговцы лишены возможности листать творения Бронзова и Жеведя. Правда, 1 апреля их все-таки можно будет увидеть... на выставке, которая состоится в галерее «Пласт-арт» в рамках проведения первого в городе фестиваля комиксов и шаржей «КаК-Тус-2011». Накануне мероприятия мы встретились и побеседовали по душам с одним из самых известных в регионе художников комиксов — Александром Бронзовым.
— Вопрос в тему: 1 апреля «на носу». Как шутили сами и как разыгрывали вас?
— Ой, часто! В студенческие времена на 1 апреля святое дело было в общежитии связать веревкой ручки двух соседних дверей так, что потом люди не могли выйти. Как-то надо мной и моим братом решил подшутить наш сосед дядя Вова. Это было 10 лет назад в с. Красиловка. Рано утром 1 апреля нас разбудил звонок в дверь. Младший брат открывает, а на пороге стоит дядя Вова и говорит: «У вас гараж горит!» Брат посмотрел, улыбнулся и со словами: «Ага, я в курсе, какой сегодня день!» закрыл дверь. Звонок повторяется. Брат снова открывает и заявляет примерно следующее: «Уважаемый сосед, я знаю, что сегодня День дурака и ценю Ваше чувство юмора, но шутка ваша немного меня выводит. Поэтому идите пошутите над кем-нибудь в бане!» На деле же оказалось, что сосед не шутил и гараж действительно горел! Но это было легкое возгорание, которое с помощью того же дяди Вовы было быстро ликвидировано без особого ущерба. Однако с тех пор первоапрельские розыгрыши не очень люблю. Особенно утренние! Но самый мой главный первоапрельский розыгрыш — первый раз на 1 апреля сыграл в КВН. И понеслось — аж на 6 лет «зацепило». Сам себя разыграл, получается. Даже в армии играл...
— А как это было?
— В Киев в академию обороны нужен был человек, который бы знал, что такое КВН. А поскольку я в военкомате в анкете указал, чем занимаюсь, то есть играю в КВН, то в итоге мои данные где-то всплыли. И еще меня не успели довезти до места назначения, а в части уже все знали: везут какого-то специалиста по КВН. И началась веселая жизнь: до присяги Новый год встречали — сценки делали, потом на саму присягу концерт готовили, потом после присяги играли с офицерами, которые, кстати, еще курсантами играли в известных командах, например в «Гусарах».
— И как: весело было?
— В армии невеселых не бывает! Там подчас такие типажи попадаются, что любо-дорого! Помню, у меня в армии старшина был. Вот сейчас сериал «Солдаты» показывают — так старшина у них прапорщик Шматко. А у нас был прапорщик Цыбулько. Типаж один в один! С этими же выражениями, повадочками, многие даже жесты скопированы. И лицо то же! Я когда впервые этот сериал увидел, то понял: проект делал тот, кто знал Цыбулько и «срисовал» персонаж с моего старшины! Взять, к примеру, его фразы: «Так! Я не понял! Кто насыпал хлорки в туалет? Я зашел, сел на толчок и вот такими слезами плачу!»
— Помните ли вы свой самый первый комикс и чему он был посвящен?
— Мой друг служил в армии, а я в школе на уроках рисовал ему комиксы на военную тему и отсылал, они там потом с бойцами читали и прикалывались. Рисовал на обычном тетрадном листе в клеточку. Друг служил на границе — на заставе в Западной Украине. А я разбавлял ему суровые армейские будни, а заодно помогал стенгазету рисовать. Я комиксы присылал, а они сразу же в тамошней стенгазете «оседали».
— Откуда взялось желание рисовать?
— Кто ж его знает, откуда. В семье никто не рисовал. Папа по образованию инженер, начертить разве что может. Но без фанатизма. Поэтому непонятно, отчего это вдруг. Может, где-то далекие предки сказались... (смеется).
— Что может вдохновить на создание комикса?
— Есть два варианта. Кто-то не может не рисовать и начинает рисовать, создавать какие-то непонятные истории, и потом это все складируется. А есть и другой вариант — когда это профессия. То есть садишься и начинаешь творить, поскольку мозг под это дело заточен. Есть тема? Что ж, шуруем под нее. Нет темы, но надо? Все равно сделаем. Но ни в коем случае не буду сидеть и от нечего делать рисовать какой-то заморочистый комикс, чтоб душу отвести.
— На какие темы легче всего создаются комиксы?
— Да без разницы! Вот есть тема из басни про лису и ворону. Казалось бы, она исчерпана. Сюжет известен. Но у нас варианты развития событий другие. Когда-то сделали штук пять сценариев «по-другому». Но заказчику понадобилось еще, и мы еще 10 сделали. А сейчас вариантов исхода басни уже набралось штук 50. Но опять-таки — надо еще 10 сделать. И делаем. Включаем мозги и пересматриваем, так сказать, «онлайн» картинки.
— Какие истории пользуются наибольшим успехом?
— Их можно разделить по возрастным категориям. Истории на социальную тематику нравятся людям старшего возраста. Есть комиксы, которые вообще по 4 кадра и без слов, но они находят отклик и у детей, которые читать еще не умеют, и у иностранцев. Даже если они и не знают тематику басен Крылова или Глебова. Они нам на своем английском в Интернете пишут, мол, здорово, ребята, вы все это делаете. Так что комиксы — это еще и универсальный язык общения.
— А собственный ребенок просит папу нарисовать ему комикс?
— Да, но посредством учительницы (смеется). Ему же постоянно задают в школе по литературе нарисовать какой-то персонаж. Такое количество задают заданий, что я просто поражаюсь. Но двенадцатки получает! Делим на двоих, получается по 6 (смеется).
— А какие работы нравятся сыну?
— А ему нравится сам процесс. Читать особо не любит, но стать за спиной и смотреть, как папа рожает очередного «динозавра» — это в порядке вещей. Не знаю, вырастет ли из него художник. Вот у моего коллеги Игоря старшая дочь — та, скорее всего, будет. Она так рисовать любит! Я думаю, годам к 14 она будет хорошим колористом.
— Кстати, а как «нашли» свою творческую половинку — Игоря Жеведя?
— Почти 10 лет назад я сотрудничал с одной газетой. Но хотелось большего. Пришла идея предложить свои работы другому изданию. Я изложил редактору свое видение, как можно сделать рекламу с помощью комикса. Он заинтересовался. Сделали мы штуки 4, но черно-белых, а потом поняли, что в цвете это будет гораздо лучше смотреться. И мне сказали: «Вы знаете, у нас есть человек, который вроде бы умеет красить» (на компьютере при помощи специальной программы. — Прим. ред.). Так с Игорем и познакомились. И вот с 2002 года мы вместе. Ни он без меня, ни я без него не могу. Даже в Киеве на выставках художники-коллеги прикалываются: «Вы неразделимы, как Чип и Дейл, мы вас даже не воспринимаем по отдельности».
Евгения Замковская, еженедельник «ГАРТ» №13 (2506)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.