«Они все мои дети, и каждый как родной»
«Они все мои дети, и каждый как родной»
Сейчас Алла Петровна работает с особыми детьми: с теми, у которых врачи диагностировали задержку психического развития. Что это такое? Давайте спросим непосредственно у преподавателя.
- Прежде всего, расскажите, кто такие дети с ЗПР, и что несут в себе эти три буквы, звучащие как приговор?
- ЗПР - это задержка психического развития. Не слишком приятно, правда? Это нарушение, когда такие функции, как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений и занимает промежуточное место между нормой и патологией.
Основные трудности, которые испытывают дети, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе и школьной) адаптацией и обучением. Наиболее явным признаком ЗПР психиатры называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно заставить себя выполнить что-либо. Как правило, родители расценивают такое поведение как непослушание. А по сути малыш и не виноват...
Среди других особенностей присутствует нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Также расстроено восприятие, то выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенок не может узнать знакомый ему предмет, представленный в незнакомом для него ракурсе.
Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний об окружающем мире. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными, в первую очередь, с темпом ее развития. У детей наблюдается отставание всех форм мышления. Это проявляется во время решения словесно-логических задач.
К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере необходимыми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
- Выходит, они не могут посещать школу наравне с другими?
- ЗПР - отнюдь не препятствие на пути к освоению общеобразовательных программ, которые требуют лишь определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. У каждого задержка психического развития может проявляться по-разному и отличаться по времени, степени. Диагностируется ЗПР чаще всего лет в 5-6, либо уже, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. При своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление этого отклонения.
Проблема в том, что диагностировать ЗПР на ранних стадиях развития довольно сложно. Его методы основаны на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами. Следует помнить, что диагноз может ставить исключительно врач-психиатр.
- Скажите, насколько тяжело работать с такими детьми?
- Тяжело... У них часто бывают истерики (этим и проявляется неустойчивость их психики). В такие минуты у преподавателей опускаются руки, но мы делаем все, что в наших силах.
Сложности возникают из-за того, что ребята чересчур возбужденные. Энергии у них - хоть отбавляй! Наша же задача - обогащать этих детей знаниями об окружающем мире, развивать наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение, самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Приходится постоянно повторять пройденный материал. Вот за каникулы почти забыли алфавит, пришлось над доской прикрепить...
Особенность преподавания заключается в широком применении наглядных пособий (дети лучше воспринимают то, что видят). Мы обязательно выводим их на прогулки, даем выполнять физические упражнения, чтобы лишняя энергия тратилась.
- Сколько вы проводите времени со своими воспитанниками?
- Тридцать часов в неделю... Мы для них как мамы: собираем, поднимаем, зубы чистим. Выпускники часто потом ко мне приходят, поздравляют с праздниками. Стараемся поддерживать контакт... Вот буквально вчера получила неожиданный подарок от бывшего воспитанника - две буханки свежеиспеченного хлеба. Вова несколько лет назад окончил интернат, сейчас работает на пекарне. Приятно...
В старших классах меня между собой мамкой называют. От учеников спецкласса (с задержкой психического развития), приехавших из Прилук, мы поначалу только «мама» и слышали. Ребята не знали, что к учителю по имени отчеству нужно обращаться. Мы их потом переучили... Что сделаешь, этого требуют правила.
- А есть ли любимчики в классе?
- Я никого не выделяю... Они несчастные дети, со сложной судьбой. Каждый хочет внимания и ласки. Они все мои и каждый как родной...
Урок ведет Алла Зинченко
Разговаривал Дмитрий Петрик, еженедельник «Деснянская неделя» №13 (052)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: ЗПР, дети, преподаватель, «Деснянская неделя», Дмитрий Петрик