Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Татьяна Руденок: «Учусь каждый день делать что-то новое»

Татьяна Руденок: «Учусь каждый день делать что-то новое»

— До того, как открыть агентство, я сама поработала няней, сиделкой и домработницей. Так что я изнутри знаю, что это за труд.
— Кто сильнее, мужчина или женщина?
— Женщина, конечно. Это даже природа подчеркивает: по статистике, на тысячу девочек рождается тысяча триста мальчиков, их больше умирает во младенчестве, они — слабый пол, их надо беречь… А женщины… Если уж Бог дал нам возможность вынашивать и рожать детей, доверил нам продолжение рода человеческого, — так наверное, в нас и сил-то больше заложено.
О мужчинах, женщинах, бизнесе и домашних делах мы беседуем с директором агентства по подбору персонала «Погода в доме» Татьяной Руденок.

— Татьяна Викторовна, вы до того, как открыть свой бизнес, работали в милиции, дактилоскопистом…

— Экспертом-криминалистом.

— Два вопроса тогда: почему вы пришли в милицию, и почему оттуда ушли?
— Ушла я на пенсию, капитаном, а пришла… Честно говоря, не подозревала и не планировала, что буду работать в милиции. Но мой сосед, Григорий Петрович Василенко, который потом возглавлял наш центр, дружил с моим отцом, и когда отец погиб, много мне помогал. В 1978 году в милиции ввели должности дактилоскопистов — абсолютно новая профессия, интересная… Он мне предложил пойти туда работать — я согласилась. Прошла обучение в Киеве — подготовили по одному дактилоскописту на область, на всю Украину — 27 человек. Многие годы я занималась только дактилоскопией: мне приносили отпечатки пальцев с мест преступлений, а моя задача была — делать проверку. А за девять лет до окончания службы я аттестовалась и стала экспертом-криминалистом, так что сама уже выезжала на осмотры, изымала следы и сама же их проверяла. Специалистом я была хорошим: все-таки, 27 лет проработала!
Мне очень нравилось в этой работе чувство нужности людям. Того, что от тебя зависят результаты. А однажды я поняла, что устала. Для эксперта показательный момент, когда ты на осмотре начинаешь плакать вместе с потерпевшим. Мы ведь выезжаем, как роботы: там убийство, кровь, и ты не то чтобы переступаешь через трупы (хотя может быть, порой, и переступаешь: потому что он просто так лежит, что иначе не пройти) — но у тебя как будто маска на лице, ты держишься. А когда при виде всего этого я не могла сдержать слез, я поняла, что выработалась, я больше не могу.
Это очень тяжело. И суточные дежурства тяжелы, и психологические нагрузки. Нас ведь куда вызывают: кражи, убийства, разбои…

— И остаться вольнонаемной вы не захотели.
— Нет, уже перед тем, как уйти, я решила для себя, чего хочу. Меня просто мои же обстоятельства к этому подвели: муж-коллекционер, дома море статуэток, картин… Помимо обычной уборки все это нужно каждый день протирать от пыли — а еще двое детей, дача, собака… Я прихожу с работы уставшая, мне хочется помолчать — а домочадцам хочется общения. И я, конечно, очень хорошо понимала, насколько нашим женщинам необходима помощь по дому. Да и на выездах я видела семьи изнутри: и порядок, и беспорядок, и чем заканчивается, когда дети сами себе предоставлены… Женщинам нужно дать возможность уделять внимание себе, детям, мужу, а не быть рабынями быта. Я решила им в этом помочь.

— Когда не поздно что-то менять?

— Никогда не поздно. Абсолютно никогда. Самое сложное — определить, чего ты хочешь.

А вы смогли бы?

Агентство «Погода в доме» занимается в первую очередь подбором домашнего персонала: няни, сиделки, домработницы... Помогают, и если кому-то нужен электрик или сантехник, химчистка ковров и мягкой мебели на дому.
И если электрики-сантехники по определению — представители сильного пола, то наниматься няней мужчина приходил всего однажды. Да и мамы не очень готовы к появлению в доме «усатого няня»…
Возрастной ценз у сотрудниц — от 35 лет. Именно «от»: опять же, клиентки не готовы приглашать в дом молодых гувернанток и домработниц. Мужчин в стране мало, лучше перестраховаться. Не доверяют молоденьким часто и потому, что нет опыта работы, все же ребенок — это серьезно. Хотя за границей к этому относятся иначе: известная программа o-pair рассчитана как раз на студенток.

— Не говорят вам, что цены высоки?
— Говорят, да: «А вы представляете, сколько нужно зарабатывать, чтобы платить 10 гривен в час за няню?!». И я всегда спрашиваю: «А за сколько бы вы сами взялись сидеть с чужим ребенком?» Это очень большая ответственность и очень тяжелый труд.

— Кто сейчас, в сложное, кризисное время может позволить себе домработницу, няню?
— Когда мы открылись, на домработниц спрос был выше, чем на нянь, и приглашали их в основном хорошо обеспеченные люди. Няню женщина берет скорее в том случае, когда у нее свой бизнес или хорошая работа, которую жалко потерять. Няня — вовсе не роскошь сегодня. Для многих — даже необходимость.
Стоят услуги няни от 10 до 15 грн в час, самый сложный возраст — это дети до двух лет, время, проведенное с ними и стоит подороже. Вообще варианты разные: зависит стоимость и от количества часов, и от того, нужно ли с ребенком дополнительно заниматься. Кому-то достаточно, чтобы дитя было сыто, весело и присмотрено, кто-то хочет няню с педобразованием, знакомую с развивающими методиками.
Когда начался кризис, в первую очередь стали отказываться от домработниц. Сейчас снова пошли на них заказы, видимо, стало полегче.

— Моя знакомая как-то сказала: я бы с удовольствием наняла домработницу, но ведь это мне сначала нужно будет генеральную уборку дома сделать! Курьезно звучит, конечно…
— Это так, сначала приходится преодолевать психологический барьер: не все готовы сразу впустить в дом постороннего человека, который будет видеть твою грязную посуду, пыльные углы… Это сложно. Но те, кто этот барьер преодолел, уже от домработницы откажутся с трудом. Они совсем иначе себя чувствуют!
Кстати, отмечу приятную тенденцию: в агентство все чаще стали обращаться мужчины: хотят пригласить няню или домработницу в помощь жене, дать ей возможность заняться собой.

Золушки XXI века

К генеральным уборкам (и уборкам вообще) в агентстве подход серьезный. Выписывается специальная литература, сотрудницы проходят обучение, приобретаются качественные инструменты и материалы. Причем, что интересно, домработницы «Погоды в доме» стараются по максимуму обходиться без моющих средств. «Химия» применяется только в ванной и в кухне (там, где есть жир, водный камень), в остальных местах идеальная чистота достигается с помощью салфеток из микрофибры и воды!
Есть и «спецсредства»: ушные палочки, зубочистки… Это тот инструмент, которым пользуется каждая домработница: чем еще вычистишь пазы стеклопакетов? А узенькую щелочку вокруг врезанной в кухонную панель плиты?

— Клиенты придирчивы к качеству уборки?
— Иногда — очень, но мы к этому готовы и даже за это благодарны. Например, научили нас, что нужно лечь на пол и посмотреть снизу, как выглядят поверхности после уборки.

А поговорить?

— Домработниц берут не всегда для себя: очень часто их приглашают для помощи родителям. Купить продукты, прибраться, постирать — дети заняты, сложно после работы мчаться на другой конец города заниматься хозяйством у пожилых родителей. Но зато если два-три раза в неделю к старикам приходит помощница по хозяйству, визит детей становится временем для полноценного душевного общения. На самом деле, это серьезная проблема, и мне очень приятно, что мы можем помочь ее решить.
Иногда люди приглашают домработницу провести генеральную уборку, а затем уже она просто приезжает раз-два в неделю, чтобы поддерживать чистоту.

…Старикам не хватает общения. Они закрыты в четырех стенах. И когда у меня берут помощницу по дому к пожилому человеку, часто при обсуждении круга обязанностей можно услышать: «Да там делать нечего, там работы-то на час!» И я всегда задаю вопрос: «А поговорить?»
Пожилые люди не могут представить, в каком напряженном ритме живут их дети, а те не могут понять, как родителям одиноко…

Душевные люди

— Сиделкам нашим вообще нужно памятники при жизни ставить. Кажется, что такое труд сиделки? А ты попробуй хотя бы переверни этого больного! А все остальное… Поменять памперс, выполнить гигиенические процедуры, обработать пролежни, покормить… Девочки ведут дневники ухода, и мы знаем, уж простите, даже был стул у больного или нет — для лежачих это очень важно.

— Сиделки у вас с медицинским образованием?
— По-разному. Подбираем, в зависимости от состояния больного. Но главное — опыт работы. С больными непросто: они ведут себя порой капризно, требуют гипервнимания. Сиделкам очень тяжело физически и не менее тяжело морально: хотя больные с сиделками себя помягче, конечно, ведут, чем с детьми.
Сиделками должны работать только душевные люди. И очень терпеливые. Няням легче, дети — какие бы они ни были, это всегда позитив. А с пожилыми непросто.
Ухаживаем, бывает, за совсем старенькими: кому за 90 лет, был клиент и 101 года, три последних года за ним наши девочки ухаживали.
Очень много обращается к нам черниговцев, живущих за границей: родители остались здесь, и дети стараются обеспечить им достойный уход. В некоторых случаях — если человек одинок, и все родственники за границей — приходится брать на себя и госпитализацию, и решать все сопутствующие вопросы. Ведь мы действительно берем на себя ответственность…

— Вы сказали: у нас должны работать душевные люди. Как определить, кто душевный, кто нет?
— Мы проводим тестирование на эмпатию, но честно сказать, за столько лет я уже научилась различать: этот человек справится с работой, этот — нет. Обязательно проверяем всех будущих кандидаток, выясняем, добросовестны, порядочны ли они. Потому что это, конечно, большая ответственность: мы отправляем человека в семью, и нужно, чтобы все было в порядке. Пока, к счастью, особенных проблем не возникало. Но каждая ситуация — это урок.
Сейчас, с опытом, я больше выясняю нюансов заранее. Раньше старались выполнить любой заказ сразу: всем же нужно срочно, «на вчера!» А поспешишь — может оказаться, что люди психологически не подходят друг другу, не ужиться им…

Кто с Марса, кто с Венеры

— Логотип наш, окошко с солнышком, мы с дочкой рисовали вместе. Хорошая погода в доме, на мой взгляд, это тот климат в семье, когда все друг друга могут выслушать, войти в положение, найти общий язык без ссор и скандала, когда все друг друга понимают. Крепкая семья — это прежде всего взаимопонимание.

— Иногда устают люди друг от друга.. Просто устают.
— Устают от эгоизма. Если нет взаимопонимания, то сколько бы женщина ни тянула на себе все домашние дела, в один прекрасный день она скажет: «Мне это все надоело! Почему я? Почему я должна одна все это делать?» Знаете, важный момент, о котором мне бы хотелось сказать: все эти вопросы надо решать сразу. Не тянуть. Мужчины просто совершенно другие, мы — эмоциональные, мы ждем, что они сами все увидят и поймут. Но они правда, как говорится в известной книге, «с другой планеты»! Им нужно все говорить, не держать в себе: пока проблема не озвучена, мужчина считает что все в порядке. Они просто из другого теста вылеплены!
И если вам тяжело в быту, но вы не можете себе позволить нанять няню, сиделку, домработницу, то — проговаривайте это с мужьями, обсуждайте этот вопрос! Не запускайте ситуацию.

***

—…Я и всем своим работникам говорю: никогда ничего не терпите! Если вам дискомфортно работать, то рано или поздно это выльется в неприятности. Мы заключаем договор с клиентами, только после испытательного срока, когда убедимся, что обеим сторонам комфортно.

О важном

— Вас кто-то учил бизнесу? Быть директором?
— Да. Началось с того, что я, еще работая в милиции, не имея ни малейшего опыта, в 2004 году прошла курсы «Как начать свое дело».

— Что самое важное, чему вас там научили?
— Самое важное — знание, как вообще подойти к делу, когда ты очень туманно представляешь, как ведется бизнес, как и какие налоги оплачивать, в какие инстанции идти, как вести бюджет. Очень много полезного узнала по психологии — как понять клиента… Но дело в том, что когда я курсы окончила, как раз пошел обвал доллара, и вся эта теория столкнулась с жесткой реальностью.

— Есть такая теория малых дел. Которая говорит о простой вещи: что нужно каждый день делать что-то хорошее, что ты можешь — и так образом изменять мир к лучшему. Вы рассказывали как-то, что убираете лес возле «Сиверянки». Тоже меняете мир к лучшему?

— Этим летом меньше, очень жарко было, но вообще — да, я этим занимаюсь. Хорошо бы это делала не я одна. Но к добрым делам нужно подталкивать, организовывать. Люди просто не задумываются иногда, как много зависит именно от их маленьких, ежедневных поступков.
Вот что я считаю очень важным. Сейчас мало здоровых детей, часто малыши не могут посещать детский сад из-за болезней, аллергии…И мы все сокрушенно вздыхаем: экология. Так вот, экология зависит не от маленьких детей, а от взрослых, от их мам-пап, дедушек и бабушек! От того, как поступает каждый из них. Если ты выбросишь, скажем, отходы в речку, то от последствий ты не спрячешься, земля круглая…
Я в магазине прошу лимон не класть в отдельный пакетик, продавщица удивляется: «Вы думаете, от вашего одного пакетика что-то изменится?» Так он ведь не один: их тысячи в день продаются. А я помню, как я убирала этот лес и видела, насколько ужасно, когда все покрыто этой пленкой и сквозь нее кое-где пытаются пробиться цветы, травинки… Нужно осознанно относиться к жизни. Меня вот спрашивают: как ты относишься к 2012-му году? Да нормально я отношусь, все же от нас зависит. Как мы себя поведем — так оно и будет.

— Вы в пятницу пойдете на тренинг Ирины Хакамады? У вас к ней есть какой-нибудь конкретный вопрос?
— Не знаю… Мне интересен ее образ жизни и ее трансформации. Может быть, я тоже хочу стать писателем! — смеется Татьяна Викторовна. — С интересными людьми интересно общаться обо всем. Сейчас такой момент, когда нужно искать новые, дополнительные варианты для развития — надеюсь, я там их для себя найду.

***

— На одном из тренингов мне рассказали важную вещь. У каждого из нас есть свои «двадцать пять незавершенок»: дела, на которые вечно не хватает времени… Не откладывайте их решение! Не отодвигайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Жизнь такая непредсказуемая штука… Как правило, ты думаешь «я сделаю это завтра», а потом ситуация меняется, — и все! А незавершенные дела тянут нас назад, это все — кирпичи в рюкзаке, который мы несем за спиной… Нужно с ними справляться и идти вперед.

Не затягивайте: работу, которую вы можете сделать в течение двух минут, выполняйте сразу. Это не сложно: помыть чашку, повесить брюки… Тогда останется больше времени на себя и на то, чтобы видеть красоту жизни. Видеть ее сегодня и сейчас.

А еще нужно каждый день делать что-то новое, то, чего ты не пробовал никогда. Не обязательно что-то глобальное, не «полет на Луну». Можно просто прийти на работу пешком, по новому маршруту — и увидеть мир в новом ракурсе.

Досье

Руденок Татьяна Викторовна,
руководитель агентства по подбору персонала «Погода в доме».
Родилась 18 мая 1959 года в Ставропольском крае.
Образование среднее специальное: окончила Черниговский юридический техникум. И множество дополнительных — тренингов, курсов, семинаров… Дети уже взрослые: Иван да Марья, дочь — журналистка, сын — инженер.
Увлечение: эзотерика. Эзотерика — это скрытые знания, и в это понятие Татьяна Викторовна вкладывает попытки понимания мира, поиски своего места в нем. В размышлениях, наблюдениях за природой — поиски гармонии, в первую очередь — с самой собой. Не бывает дня, когда бы в рабочем расписании не выкраивалось на это час-полтора.

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Погода в доме», Татьяна Руденок, Вера Едемская

Добавить в: