В 39 лет Галина Казанцева впервые разглядела себя в зеркале
Елена, Михаил и Галина Казанцева
С детства она вынуждена была носить уродливые мощные очки. И хотя хорошо училась, выступала на концертах, писала стихи, ровесники с ней не дружили. Никто из ребят ни разу не проводил ее домой.
Закончив восьмилетку, девушка уехала из Великого Щимеля (Щорский район) к сестре в Крым - начинать жизнь с чистого листа.
Но давние проблемы мешали и на новом месте. Из-за плохого зрения Галину не брали на работу. Считала большим везением, когда удалось устроиться в совхоз. Потом перешла на винный завод, перебралась в Севастополь.
Врачи утешительных прогнозов не давали. И она решила: пока видит, будет радоваться каждой мелочи. Пусть это будет просто собственное отражение в витринах. С красивой прической и в новом платье.
Полюбила ходить с туристами в горы. Каждое восхождение добавляло уверенности. Ведь что такое жизнь, как не нагромождение непокоренных вершин. «Если смогла в горах, смогу и внизу!» — говорила себе девушка и делала что-то вопреки болезни. Однажды, например, пригласила на танец парня. Без всяких планов на будущее. Просто понравился. Познакомились. Матрос Михаил Казанцев оказался сибиряком. В Севастополе проходил срочную службу.
Не отходил от нее весь вечер. Пригласил на свидание. А девушка в ответ – честно о своей болезни. Но Михаил не испугался. После демобилизации повез знакомиться с родителями. Потом они поженились. Жили в Севастополе. Стали в очередь на кооперативную квартиру. Галина забеременела. Наконец и к ней пришло женское счастье.
И хоть врачи предупреждали, что после родов зрение может еще больше ухудшиться, решила рожать. Опять поступила вопреки. Теперь это было намного легче: рядом - надежное мужское плечо.
Говорят, судьба сурова к непокорным. Галина со всей полнотой ощутила это на себе. Новорожденная дочь непрерывно болела. Испробовав все методы, врачи посоветовали Казанцевым сменить климат.
— Большое им за это спасибо, - говорит женщина. — Мы переехали ко мне в Великий Щимель, и Аленка забыла о болезнях.
Михаил пошел работать в Щорский лесхоз. Построили (практически самостоятельно) дом. Только бы жить. Но - новая беда. Галина стала слепнуть. Лечиться пришлось долго. В Москве, Киеве, Чернигове. Перенесла десять операций. «И как знать, — говорит, — что помогло больше: профессионализм столичных врачей или Мишина поддержка и забота».
Тогда ей было 39. После частичного (о полном не было и речи) восстановления зрения ее действенной натуре (не зря же родилась под знаком Овна) стало немного тесновато в семейных рамках. Вместе с сестрой Надеждой Терещенко и односельчанкой Евгенией Базелеевой Галина берется за решение одной из важнейших сельских проблем — открытие в Великом Щимеле остановки пригородного поезда.
- Это были 90-е, — рассказывает Галина. — Жизнь заставляла людей торговать. Кроме того, в селе было много студентов. Чтобы сесть на поезд, нужно было сначала добраться до Щорса. Ехать до райцентра всего минут 15. Но попробуй втиснуться с неподъемными «кравчучками» в переполненный автобус.
Борьба «за остановку» оказалась трудной и длинной. Зато начиная с 1994 года люди имеют возможность отправляться в дорогу на поезде «Щорс—Бахмач» из своего села. Четыре раза в день.
Хотя теперь больше ездят не торговать, а на заработки.
Казанцевы тоже попробовали. Дочка была уже взрослая (сейчас она замужем, живет в Москве, работает бухгалтером, воспитывают с мужем 11-летнего сына Дениса). Болезнь Галины немного отступила. Вот и решили попробовать. Как другие.
Отправились в Италию. Михаил работал на мебельной фабрике, Галина - в частном секторе. Продержались немногим больше года: у Галины от физических нагрузок опять начались проблемы со здоровьем. Пришлось вернуться.
Говорят, что много не заработали, зато по стране попутешествовали. Новый, 2002, год (а заодно и серебряную свадьбу) отпраздновали возле Везувия. Кстати, в 2002-м обоим исполнилось по 50.
Михаил всеми силами оберегает жену... от работы. Хозяйства они не держат. На огороде - грядки и немного картошки. В доме - удобства. Все своими руками сделал.
Правда, газификацию (и не только своего жилища, но и части села) ускорила Галина. Опять вместе с односельчанами добивалась, просила, отстаивала. Нередко приходила домой уставшая. Плакала от неудач и обид. А затем рождались стихи. Выстраданные, искренние.
В конце прошлого года задумала написать в стихах историю села. Работала почти месяц. Недавно в сельской библиотеке состоялась презентация книги Галины Казанцевой. По словам библиотекаря Марии Косенчук, и взрослые читатели, и школьники оставили о ней одобрительные отзывы.
Думаю спросить женщину, что побуждает ее к творчеству, и ловлю себя на том, что знаю ответ: не только перенесенные страдания, добытые победы, но и более тридцати лет, прожитых вместе с творческой личностью. Ведь Михаил не просто делает мебель, статуэтки, разные изделия из дерева - он их творит. По дому можно водить экскурсии. Оригинально оформлены также баня и бильярдная.
Сейчас он работает кочегаром в школе. А «по теплу» планирует еще больше усовершенствовать помещение. Галина - «на группе». В последнее время увлеклась изготовлением поделок из соленого теста. Так и живут. Главное - с радостью. А это дорогого стоит.
Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №10 (2503)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: судьба, зрение, «ГАРТ», Мария Исаченко