Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Образ новой Светланы Самойленко - романтической и творческой

Образ новой Светланы Самойленко - романтической и творческой

Образ новой Светланы Самойленко - романтической и творческой
«Я родилась над Чибрижем», так называется сборник стихов менчанки Светланы Самойленко

Правда, читатель увидит его не скоро. Если вообще увидит... В течение всей жизни Светлана Ивановна пишет стихи. Но, как говорят творческие люди, - «в стол». За это время накопилось несколько толстых тетрадок, исписанных ее аккуратным почерком. Легким, игривым. Порой кажется, что и обладательница этого почерка - как весенний ветерок и жизнь у нее легкая-легкая, как его дуновенье... Меж тем, это не совсем так. И даже те, кто знает Светлану Ивановну много лет, часто затрудняются сказать, какая она. Нежная и ласковая? Да! Ранимая? Тоже да! Человек большой души и сердца? Да! Заботливая, внимательная, щедрая - на все ответ утвердительный. Вместе с тем - решительная, властная, целеустремленная, а порой даже резкая.

Но все, без исключения, сойдутся во мнении, что Светлана Самойленко отличается редким трудолюбием. Она из тех, кто все успевает, у кого все получается, кто не оправдывает свою бездеятельность тяжелой жизнью, и кому все надо.
В ее уютной квартире - все вычищено до блеска. На ее даче - в опрятном сельском домике в пригороде Мены - всегда полный порядок. На ее большом приусадебном участке разместились и сад, и цветочные клумбы, и малинник, и огород, выполотый всегда до травинки.

Добавим еще, что Светлана Ивановна сумела организовать свой бизнес, который, правда, в последнее время претерпевает не лучшие времена (впрочем, как у многих предпринимателей), зато приносил стабильный доход в течение долгих лет. В общем, личность она многогранная.
Все же неожиданным для знакомых и родственников (а таких немало) будет образ новой Светланы Самойленко - романтической и творческой.

Только двоюродных сестер и братьев у нашей героини - около двадцати. И разбросаны они по всему свету.
Родовые корни для Светланы Ивановны - дело святое. Недаром исследовала их до седьмого колена и составила генеалогическое дерево. Апогеем ее многолетнего упорного труда на этом поприще стала документальная повесть «Чигринцы из Хоробора», в которой автор в хронологическом порядке прослеживает наиболее важные события в жизни своих предков. Детальнее и красочнее прописаны судьбы тех, кого помнит сама.

Жители Городнянщины - малой Родины Светланы Самойленко - благодаря названию, легко угадают о чем ее книга и в каком селе разворачиваются события. Ведь фамилия «Чигринцы» берет свое начало в некогда богатых и живописных Хоробичах. И нигде в другом месте. А носители этой фамилии, рассеявшиеся по всему миру, - потомки полесских хороборцев. Также легко прослеживаются основные фамильные черты этого рода: крепкие, удалые, веселые, трудолюбивые, подвижные и горячие.

Особенно ярко и трогательно Светлана Ивановна изобразила Ивана Протаровича Чигринца - своего отца, которого в селе звали Хасановец. В далеком 1938-ом ему чудом удалось выжить во время битвы с японскими интервентами на озере Хасан. Домой вернулся героем: за мужество был награжден орденом «Красной звезды». В то время это событие приравнивалось к полету на Луну, поэтому сотни гостей из района и области стремились в беленую сельскую хату, чтобы услышать о победах Красной Армии из первых уст. Однажды даже работники радио приехали, установили микрофон и двадцатилетний Иван, ставший после ранения инвалидом, вещал на весь район о своей службе на Дальнем Востоке.

Герой-солдат с легкостью полонит сердце дочери сельского учителя - темноволосой красавицы Галины Приходько из соседних Ваганич. Девушки образованной, начитанной и интеллигентной. Они проживут вместе всю жизнь, не расставаясь ни на минуту. Построят дом, посадят сад, вырастят двух сыновей и дочь - Светлану.

Лед и пламя, инь и янь - единство противоположностей - такими были ее родители. От матери, которая, кстати, знала наизусть весь «Кобзарь», унаследовала любовь к литературе. От отца - предприимчивость и деловитость.
Давно нет на свете ни Ивана, ни Гали. Она ушла первой, а он до конца своих дней так и не смирился с потерей.

Доживает свое и яблоневый сад, из года в год мельчают его сочные плоды, усыхают ветви. И только весной, заметая все вокруг белой метелью лепестков, он напоминает тот, прежний, посаженный Иваном Протасовичем полвека назад. За домом и садом ухаживает внук, как и хотелось деду.
Светлану Ивановну с годами все больше тянет в Городню, на родное подворье. Любит, как когда-то, постоять в тишине у главной «фамильной ценности» - яблони-мироновки. В который раз ощутить под пальцами шершавую кору дерева, вдохнуть его запах... «Будто не жила на свете», - напишет она в одном из своих стихотворений.

Жила ли она? Вопрос звучит рефреном в ее душе, тоскующей о том, что никогда не вернется. Пронеслись годы-птицы. За работой не заметила, как и пенсия подкралась. Школа, Черниговское училище №5, железнодорожный переезд, Мена, безработица, базар - вот основные вехи ее судьбы. И, конечно же, Николай Тихонович - верный спутник жизни, первый помощник и вдохновитель на творчество. А сын, которому писала когда-то колыбельные песни, перешагнувший 35-летний рубеж? Да что сын, -внучке уже десять!
Трудно осознавать, что время улетело безвозвратно, унося тех, кого ты любил... Взамен подарив надежду - новое поколение. Наименьшим девочкам своего рода - своим внучкам - и посвятила Светлана Самойленко еще одну книгу (пока - только рукопись) под названием «Свадьба-судьба», собрав и описав народные традиции и свадебные обрядовые мероприятия жителей северного Полесья. В предисловии написала (языком оригинала): «Бажаю вам щасливої долі».

Эта книга - как украинский рушник, который женщины вышивали своим детям на счастье. Потому что в ней также оживают столь знакомые многим до боли «... І дитинство, й розлука»... И ее материнская любовь.



***


«Как живешь?»,-
Лишь березка спросит,
Да прошепчет ветер:
«Как живешь, Светлана?» -
«Лучше всех на свете» -
Крикнуть сил не стало,
Эхо подхватило:
«Как живешь, не тужишь?» -
И Луна спросила.
Словно солнца лучик
Засиял на небе,
гадаю, может,
Не жила на свете?

На переезде

Ночь. Тишина ложится на перроны,
Лишь маневровый где-то прогудит,
А рельсы-нити стелются на перегоны,
На полустанок, что уставший спит.

Лишь я не сплю, и службу несу четко,
Я знаю: мне доверила судьба
Всех тех, кто сладко спит сейчас на полках,
Кого проносят мимо поезда.

Стрелою опускается шлагбаум,
Звенит звонок, тревога - сон ночной,
Остановился транспорт весь по праву,
Здесь скоро будет поезд проходной.

Три огонька и стук колес вдали,
Ко мне подходит поезд издалека,
Несет привет мне из чужой земли,
Счастливый путь тебе, зеленая дорога!

Мелькают окна и плывут вагоны,
Погас зеленый, красный засиял,
Уходит поезд, шум стих отдаленный,
И только ветер поезд догонял.

Ночью

А ночью разыгралась вдруг
За окнами метель,
Рвалась, летела с моих рук
Дверь даже из петель.
Ты от меня не отвыкай,
Ведь породнились мы,
Других любимых отвергай
И помни: средь зимы
Наш дом стоит!
И греет печь,
Слегка скрипит крыльцо,
Фонарь устало нам глядит,
Как старый друг в лицо.
Кричит за окнами пурга,
И воет, как сова.
Я в эту ночь из-под пера
Кладу на снег слова.

Городня

Тихий город старинный,
Где каштаны цветут.
На Черниговской трассе
В небо пушки встают.
Этот двор над рекою,
Милый сердцу Чибриж,
И все сложно так в жизни,
Что, поди, разберись.
Нет двора и нет дома,
Только речка жива,
И лишь русло запуталось,
Как из песни слова.
Только ветер мне шепчет:
«Не покинешь свой край?»,
Только речка зовет:
«Приезжай, приезжай».


Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №9 (048)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: стихи, «Деснянская неделя», Наталия Бушай

Добавить в: