Александр Мозговенко: «Завести часы — как вдохнуть жизнь»
Часы — только одно из многих увлечений Александра Мозговенко. Спорт, холодное оружие, книги (дома огромная библиотека), японская культура… Как все успевает? Похоже, хозяин часового магазина действительно умеет распоряжаться временем!
— …Первые свои часы я купил в Москве, в ЦУМе — «Командирские». Носил годами, в них и спал, и купался… Вообще часы всегда мне нравились и были интересны, так что когда в не простые 90-е пришлось искать, чем заниматься, решил: пусть будут часы! И потихоньку, с 94-го года, я с ними работаю.
— А где можно было в 94-м году взять хорошие часы?
— В те времена, практически все было дефицитом, и часы здесь не исключение. Лично я возил часы из Польши. Китайские, но я-то верил, что это хорошие, фирменные часы. Тогда я еще особенно не разбирался (откуда?), а часы были красивые, и названия звучные, например, «Ролекс»! Самое интересное, что я искренне был убежден, что это Rolex и есть. Стоили они пятнадцать долларов, вполне прилично по тем временам.
Мода — не только на подиумах
— Еще поколение назад покупка первых часов была значительным событием, а сами часы считались предметом роскоши. Сегодня они превратились в аксессуар, для кого-то — стильный, для кого-то — статусный. Вы тоже отмечаете эту трансформацию?
— Конечно же. Даже могу назвать, когда наступил переломный момент: это стало очень заметно лет пять назад. Многие фэшн-бренды, которые до этого часами не занимались — Armani, Gucci, Pierre Cardin — как-то резко, в момент докризисного экономического подъема, обратили внимание на часы. И многие модные дома, помимо одежды, сумочек, бижутерии запустили и часовую линию. Это не означает, что дома мод изготавливают часы «от и до», как это делают часовые мануфактуры — нет, они разрабатывают свой дизайн, заказывают механизмы (кто у японцев, кто у швейцарцев), корпуса, ремешки. К примеру, ремешки хорошо шьют итальянцы, китайцы — непревзойденные мастера в изготовлении циферблатов, им хорошо удаются цветные, эмалевые вещи… И хотя получается такая вот «сборная солянка», пишут на часах в итоге название дома моды. Но это — качественные, хорошие, интересные часы.
Когда стал заметен крен в сторону фэшн-марок, не очень понятно было, как нам, продавцам, на него реагировать. На часовых форумах активно обсуждался вопрос: вводить ли в ассортимент магазина фэшн-марки? Кто-то был за, кто-то опасался, что это — выброшенные деньги, мода ведь очень быстро меняется, а куда девать нераспроданное?
Тем не менее, фэшн-марки, сначала занимавшие, может быть, 10% ассортимента, сегодня в нем преобладают. И практически все производители развивают это направление. Исключения крайне редки. Не каждый может позволить себе поступать как Rolex. С 20-х годов прошлого века они практически не меняют дизайн на основной модельный ряд, и тем не менее считаются, наверное, самой известной и покупаемой часовой маркой в мире.
Кто часов не наблюдает?
— Сегодня у каждого из нас по мобильному телефону, а то и по два: зачем же еще и часы нужны людям?
— Как по мне, не очень удобно, особенно зимой, лезть куда-то в сумку, в карман, на пояс, доставать телефон, чтобы посмотреть, который час… Я думаю так: о том, что им часы не нужны, говорят либо люди, у которых времени куры не клюют (они на часы смотрят крайне редко — назовем их счастливыми людьми), либо те, у кого нет необходимости демонстрировать свой статус. Возможно, этот человек уже поднялся очень высоко (к примеру, одни из повседневных часов президента Обамы — обычные Casio. Это хорошая, надежная марка, но далеко не «президентская»). Возможно, наоборот: ему и подчеркивать-то нечего.
— А вы обращаете внимание на то, у кого какие часы?
— Да, очень давно, и не только я, а все наши сотрудники себя на этом «ловят»: едешь в троллейбусе, идешь по улице — а глазами «стреляешь»: у кого какие часы?
— Есть такое определение: «Часы сегодня — это на 60% статус, на 30% — украшение, и только на 10% — точность хода».
— Может быть. Возможностей просто узнать, который час, достаточно: часы и в компьютере, и на микроволновках, и в телевизорах, и в тех же мобильных… Наверное, наручные часы стоит рассматривать скорее как элемент гардероба. Особенно у мужчин, которые кроме часов редко какое украшение могут себе позволить.
Маленькая Швейцария
Изначально задумывалось, что первый этаж магазина будет «японским», второй — «швейцарским». Но кризис внес свои коррективы, так что на первом этаже есть часы и китайского, и российского производства — более доступные по цене. Но я не назову их «китайской штамповкой». Это достаточно качественные вещи, на которые мы даем такую же гарантию, как и на часы более именитые.
Впрочем, и на втором этаже есть исключение (в одной из витрин — фарфоровая антикварная фигурка Дзимму, первого императора Японии). Seiko — серьезная марка, и эту витрину специально перенесли на второй этаж. Во всех отношениях она на одном уровне со швейцарскими часами. В том числе и ценовая категория. На первом этаже она покупателей слегка отпугивала: все-таки, до 20 тысяч. Многие заходили, видели ценник и смущались: «Пожалуй, нам не сюда…» Так что теперь на первом этаже — демократичные марки, на втором — элитарные.
***
— Обычный человек при словах «швейцарские часы» представляет себе что-то супердорогое, недоступное — потому что вспоминает часы, которые показывают по телевизору, о которых пишут в журналах... Но часы можно сравнить с картинами: есть работы известных мастеров, которые стоят миллионы, есть работы хороших художников, которые приятны глазу, которые украсят ваш интерьер — и при этом вполне доступны.
Мы стараемся возить часы, выдерживая разумный баланс цены и престижа. Вообще, в Швейцарии зарегистрировано множество часовых марок. Где-то я даже встречал информацию, что когда количество перевалило за тысячу, были введены определенные ограничения на регистрацию новых торговых марок. Только у нас в Украине их представлено более сотни. Обмолвлюсь о некоторых из них.
Первая ассоциация со швейцарскими часами — конечно, Rolex. Хотя они не самые дорогие, не самые престижные и, как по мне — не самые интересные. Но они на слуху: очень хорошо поставлена маркетинговая политика. На сколько мне известно, официально в Украине они не продаются.
Самая статусная марка из тех, что есть в нашем магазине (и вообще, думаю, на часовом рынке Чернигова), — Revue Thommen. Это фирма, основанная в 1853 году, мировой лидер в изготовлении приборов для авиастроения. Самолеты должны быть надежными, приборы должны быть надежными — естественно и часы тоже очень надежные и достаточно престижные.
Все знают автомобили Jaguar, но мало кто знает, что этот же концерн выпускает и хорошие часы. Эта марка так же представлена в нашем магазине, и я также отнес бы ее в разряд достаточно престижных.
Отмечу и всем известные Tissot — часы, которые носили офицеры царской армии, эта фирма была поставщиком императорского двора.
Candino — не очень у нас известная, но очень хорошая швейцарская марка.
Дороже прочих
— Все-таки хочется о самых дорогих часах узнать. Не купить — так хоть послушать…
— Есть целый ряд швейцарских марок, такие как Breguet, Girard-Perregaux, Patek Philippe и т.д. цены на которые достигают нескольких миллионов долларов. Составляющие цены: дорогостоящие материалы, используемые для изготовления данных часов (платина, золото, бриллианты), сложные инновационные механизмы и, конечно же, статусность марки.
Самые дорогие наручные часы в мире на сегодняшний день — золотые Patek Philippe Supercomplication.
— В чем же их уникальность?
— Они были созданы по заказу нью-йоркского банкира и коллекционера дорогих часов Генри Грэйвза-младшего, который хотел иметь самые технически сложные часы в мире. И ценность и прелесть именно этих часов — в большой функциональной насыщенности. Часы показывают не только время, но и число, день недели и месяц — причем календарь запрограммирован на столетия вперед. А ведь это часы механические — представьте, как точно нужно рассчитать систему колес! На втором циферблате, расположенном с тыльной стороны — карта звездного неба, причем звезды перемещаются, и показывают, как будет выглядеть звездное небо именно в это время в определенном месте. Это только не многое, что могут эти часы. Всего у механизма 24 дополнительные функции, изготавливали часы пять лет! Неизвестно, во сколько обошлись эти часы банкиру, но несколько лет назад с аукциона эта модель ушла более чем за 11 миллионов долларов.
— А в вашем магазине сколько стоят самые дорогие часы?
— Шестьдесят три тысячи гривен, это часы французской марки Yonger & Bresson. Они оснащены турбийоном: усложняющим устройством, помогающим компенсировать земное притяжение и соответственно увеличить точность хода (Соответствующая статья в Википедии подсказывает также, что турбийон в дорогих часах — признак элитности. — Авт.).
Кварц против механики
— Кто-то из нас отдает предпочтение механическим часам, кто-то — кварцевым. Отличаются ли эти люди, на ваш взгляд?
— Я думаю, что если выбирать между механикой и кварцевыми часами, нужно смотреть на то, какую цель вы преследуете, приобретая часы. Часы на каждый день, которые будут показывать точное время, не остановятся, если вы забудете их завести — конечно, кварцевые. Современные кварцевые механизмы очень точные, надежные и неприхотливые. И основная масса часов, процентов 80, все-таки на сегодняшний день выпускается кварцевых. А то и все 90.
Если же вы хотите приобрести часы для души — либо для престижа — то конечно, нужно выбирать механику. Какие бы дорогие кварцевые часы вы ни приобрели, все равно механика будет престижнее. Но нужно настраиваться на то, что механика — вещь достаточно капризная, она подвержена влиянию внешних воздействий (давление, температура сказываются на точности хода), механические менее ударопрочные, неосторожным движением можно сбить точность хода, в них много движущихся частей, которые могут поломаться. Но зато они «живые»!
Для души — часы как у Мао Цзэдуна
— Александр Борисович, а вы какие часы носите?
— У меня много часов, не могу сказать, что я их коллекционирую — но вот так получается. Сейчас у меня на руке немецкие кварцевые часы, но вообще я больше люблю механику. И заметил, что механические часы покупают чаще люди постарше. Может быть, их внутреннее состояние подводит к тому, что хочется проснуться утром и вдохнуть жизнь во что-нибудь?! Завести часы, почувствовать, что они работают как живой организм. Кварц — он все-таки какой-то бездушный, что ли…
— А любимые часы у вас есть?
— Есть, и не одни. Конечно, если это интервью будет читать человек, понимающий в часах, он удивится — но чаще всего я ношу часы Orient, которым уже больше десяти лет. Неприхотливые, «неубиваемые», надежные часы — я их надеваю на природу, в поход и просто на каждый день...
А для души у меня есть часы фирмы Tittoni. Почему именно они? Может быть, из-за осознания того, что это маленькая семейная фирма, основанная в начале прошлого века, все свои часы они доводят вручную, каждая деталь проходит человеческие руки — вот тепло этих рук, наверное, и передается. Кстати, у Мао Цзэдуна любимые часы тоже были этой фирмы. Но это я уже потом узнал, а выбирал не поэтому!
Работал и мечтал
— Как вы стали предпринимателем? Кем были «до того как»?
— А до того я был… столяром. Окончил наше шестое училище (сейчас это лицей), потом — институт в Брянске, по специальности «технология деревообработки», написал диплом — и сразу пошел работать в кооператив! Потому что на инженерские сто рублей прожить было практически нереально. В кооперативе поначалу было неплохо, потом дела пошли хуже — и в конце концов пришлось уволится... И как бы для меня это ни было тяжело и стыдно, пришлось выходить на базар. В Чернигове я этого сделать просто не смог бы — уехал в Польшу, жил там полгода… Что-то заработал, но когда вернулся домой, все эти деньги как-то очень быстро разошлись. Зато у меня остался опыт!
И все же я пошел на базар, реализатором. Тяжело было, все думал: не дай бог, кто-то из знакомых увидит… Постоял немного, понял, как это все работает — и пришел к человеку, на которого работал (мы до сих пор с ним хорошие друзья): «Игорь, я хочу заниматься чем-то своим». А он ответил: «Я знал, что рано или поздно ты с этим придешь. Чем помочь?» — «Одолжи двести долларов!». И вот с этих двухсот долларов все и началось.
Кстати, вы спрашивали, почему часы. Во-первых, потому что я их любил, а во-вторых — не мог себе представить, как же это мне через границу с баулами ехать. А часы — товар компактный…
***
— Никто в наше время бизнесу не учился. Это сейчас есть курсы специальные, бизнес-школы, столько литературы новой интересной… А тогда учила жизнь. Я и не знал, что в будущем получится. Что будет свой магазин… Работал — и работал.
Знать — не знал, но мечтал. А многие, наверное, это замечали: если о чем-то мечтаешь и пытаешься хоть что-то в этом направлении делать, то обязательно получится! Главное — что-то делать. Мне очень много помогает жена, она для меня — вдохновляющая и направляющая сила. У нее хорошее деловое чутье, женская интуиция, а я — хороший исполнитель, но иногда подвержен лени. В эти моменты она меня и «будит». Так что вот такой у нас тандем: жена меня подталкивает, а я уже лбом пробиваю стены…
Досье
Мозговенко Александр Борисович, директор магазина «Годинники-Стиль» (просп. Мира, 42).
Родился 24 сентября 1964 года.
Окончил Брянский технологический институт по специальности «Технология деревообработки».
Семья: жена и трое детей. Жена Татьяна — еще и партнер по бизнесу, старшие дети Богдан и Наталия учатся в вузах на экономических специальностях, младшая, Ирина — школьница.
Хобби: часы, книги, холодное оружие, спорт.
Домашние животные: овчарки Арий (суровый, соответственно имени) и Даяна, а также кот породы «дворовой шансон». Кота зовут уважительно, по-отчеству: Кефирович!
Оказывается
Наручные часы — аксессуар относительно молодой. Только в конце 19-го века военные, из-за неудобства пользования в боевых условиях карманными часами, стали носить часы на запястье. Позже моду на «траншейные» часы переняли и штатские.
***
Точность часов часто зависит от пристрастий их владельца. Эксплуатация в жару или холод, при сильном или слабом заводе пружины, в горизонтальном или вертикальном положении, при активном или спокойном образе жизни — все это также влияет на ход механических часов.
***
Отдельная категория часов — хронометры, которые тестируются в швейцарском институте мер и весов COSC (Controle Officiel Suisse des Chronometres) — каждая модель в течение двух недель испытывается в работе при разных температурах, с разным углом наклона — и отклонение в точности хода хронометра не должно превышать 5—7 секунд в сутки. Механизмы, прошедшие такие испытания, получают специальный «именной» сертификат. В магазине «Годинники-Стиль» было несколько экземпляров — и покупатели нашлись.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: часы, Александр Мозговенко, Вера Едемская