Односельчане помогли выжить

Слева направо: Людмила Лазоренко, Тамара Дидык и Ольга Рожко
В Линовицу Прилукского района россиянка Тамара Дидык приехала 26 лет назад. Глядя на чужую землю, наблюдая за чужой жизнью, общаясь с чужими людьми, могла ли тогда 20-летняя девушка подумать, что именно линовчане спасут ей жизнь.

В Украину на сахалин

С Володей Дидыком Тамара познакомилась в Благовещенске (областной центр Амурской области), где работала на заводе по производству муки. Стройный красивый украинец проходил в местной военной части срочную службу. Ну как было в него не влюбиться! Да и парень проявлял к ней симпатию. Поэтому, когда Володя предложил пожениться, Тамара сразу же согласилась, хоть и понимала - ей придется уехать на Украину. «Но разве это проблема, - думалось. - Украина же все равно часть Советского Союза». Да и отговаривать девушку было некому. В пятом классе она осталась сиротой и попала в интернат - мама умерла, а отчим ее воспитанием заниматься не захотел. - Когда уже собирались в Линовицу, муж сказал: «Будем жить с тобой на Сахалине», - вспоминает Тамара Валерьевна. - А я все никак не могла понять: откуда в Украине Сахалин? Географию знаю хорошо - этот остров рядом с моей родиной. Но оказалось, что ту часть села, где жил Володя, называли Сахалином. Не буду говорить, что в Линовице мне не понравилось, потому что это было бы неправдой. Да, сначала было непривычно - климат совсем не такой, как на Дальнем Востоке, ну и все остальное, но люди в поселке были ко мне приветливы и с первого же дня приняли меня как свою.

Больше двадцати лет прожила Тамара с Владимиром, всякое в семье было - и хорошее, и не очень, и ссорились, и мирились, но два года назад решили, что им лучше жить отдельно, хоть официально так и не развелись. В приобретенном совместно доме остался Владимир, а с ним — старшая дочь Дидыков Наталия с семьей - мужем Сашей и 3-летним сыном Андреем. А Тамара Валерьевна взяла кредит и купила себе дом на другом конце села.
Работа есть (Тамара Дидык - техработница в местной школе), хорошие друзья тоже, дочери (кроме Наталии, еще младшая Юля) часто наведываются - вроде бы все хорошо, если бы не коварная болезнь.

Не гастрит

- Как-то в воскресенье (было это в начале июля позапрошлого года) у меня скрутило живот, - вспоминает Тамара Валерьевна. - Я давно страдала гастритом, иногда он обострялся, но, как потом оказалось, проблемы были намного серьезнее. А в тот день я просто не знала, что делать. Есть не могла - желудок не принимал ничего, даже воду, встать с кровати тоже не могла - очень упало давление. Но я все думала: «Потерплю до завтра, а там и в больницу пойду». А потом почувствовала, что уже, наверное, не дойду. Из последних сил набрала номер Юли (она живет в Прилуках): «Ты знаешь, доченька, у меня так желудок болит, что боюсь, долго не протяну». Вскоре Юля была уже возле меня. Вызвала «скорую» из нашей, линовицкой, больницы, мне сделали укол, но легче не стало. Тогда дочь позвонила в прилукскую «скорую», и меня забрали в районную больницу.

Диагноз врачей был неутешительным - прободная язва желудка. Неделю провела Тамара Валерьевна в больнице, и в конце концов медики поставили перед фактом - нужно срочно делать операцию.
- Как мне сказали, на самом желудке не было живого места. Язва на язве, и все кровоточили. А как делать операцию, если у меня еще в детстве обнаружили порок сердца? Оперировать с этим заболеванием можно только при наличии специального оборудования, которого в Прилукской больнице нет.

Врачи посоветовали Тамаре Дидык ехать на операцию в Областную больницу, но женщина не соглашалась.
- Это же нужно было ехать в Чернигов, а из Линовицы это больше 200 километров. А если умру по дороге? Или в городе, пока буду искать ту больницу? Да и где взять деньги на лечение? Разве из моей зарплаты техработницы насобираешь? А помочь некому - муж денег не даст, Наталия в декретном отпуске, а Юля еще учится. И не поехала бы, если бы не друзья и дочери. Уговорили. И помогли.

Подруги Тамары Дидык, Ольга Рожко и Людмила Лазоренко, а также работники поселкового совета вместе с тогдашним председателем Анатолием Лябахом организовали сбор средств на ее лечение. Линовчане Алексей Земляков, Александр Гайдовский и Василий Кушнир сдали двойную норму крови. Почти каждый житель поселка дал деньги, чтобы спасти еще молодую женщину. Всего насобирали больше трех тысяч гривен.
- Просили деньги чуть ли не у каждого линовчани-на, - говорит Людмила Лазоренко. - Даже утром по дороге на работу я просила у прохожих выделить хоть гривну. И люди не отказывали, некоторые давали и 50, и 100 гривен. Хотя и не все знали Тамару лично, кое-кто спрашивал: «Тамара? Это такая маленькая?» и давал сколько мог. Спасибо работникам школы, которые нам очень помогли. И сами деньги давали, несмотря на то, что в то время задерживали зарплату, и у знакомых просили. 500 гривен выделило сельхоз-хозяйство «Дружба-Нова», тысячу гривен - «Цукровик» и его работники. Да что там говорить, огромное спасибо всем! Как приятно, что наши люди даже в такое трудное время неравнодушны к чужому горю.

Неожиданная помощь

- В Чернигов мы с Юлей ехали маршруткой, - продолжает рассказ Тамара Валерьевна. - Гляну, что рядом столько людей сидит, и сердце замирает: не дай Бог со мной что-то случится на глазах у них. Но Господь миловал. До города мы доехали нормально, быстро нашли и больницу.
Операцию назначили на 20 июля. Неделю Тамару Валерьевну к ней готовили. Да и было почему - она весила всего 31 килограмм!
- Перед операцией думала только о том, как меня будут хоронить, - вспоминает женщина. - Ни сожаления никакого не было, ничего. Переживала я только за одно. Как я уже говорила, взяла дом в кредит и ежемесячно тот кредит выплачивала, там его и немного осталось, но я все время просила дочерей, чтобы они, как умру, доплатили те деньги - все-таки дом может кому-то из них в будущем пригодится.

Врач Юлю перед операцией предупредил, что она будет сложной, поэтому хорошего результата никто гарантировать не может.
Конечно, матери Юля ничего не сказала, тайком переживала и надеялась, что услышит такое желанное: «Ваша мама будет жить!»
- А я и сама чувствовала, что могу умереть. Даже сон такой накануне операции мне приснился. Вроде иду я по улице и вижу много-много людей. Почему их столько? - думаю и иду к той толпе. А то похороны. Мне интересно, кого хоронят, спрашиваю у людей, но никто не отвечает. Тогда я подхожу к катафалку, с большим трудом влезаю на него, заглядываю в гроб, а там... я. Испугалась, проснулась. Думаю, вот и знак, что скоро умру. Но все, кому рассказывала об этом сне, говорили, что это к добру. Вроде бы те, кому приснятся собственные похороны, долго живут.

Операция длилась пять часов. Целая группа врачей Областной больницы спасала женщину (жаль только, что имена их Тамара Валерьевна не запомнила). Как они потом признались пациентке, не все верили в успех операции.
- Отошла я от наркоза, открыла глаза, а вокруг темнота. И главное - тишина такая неестественная. Даже испугалась - не в морге ли я? Стала звать, но никто не ответил. Наверное, эта тишина длилась всего несколько секунд, но они показались мне вечностью. И тут отозвались люди, прибежала медсестра. Лишь тогда я с облегчением вздохнула: «Жива!»

Восемь дней пролежала Тамара Валерьевна в реанимации. Ужасно хотелось есть и пить, но врач не разрешал. Медсестры смачивали ей губы водой, «кормили» капельницами. Потом женщину перевели в палату. Вроде бы жизнь налаживалась, но... Опять на первый план вылезли материальные проблемы.
- Однажды капельницу не поставили, потому что мне нечем было за нее заплатить, - с горечью говорит Тамара Валерьевна. - Деньги закончились. Я сказала об этом дочерям, и они снова обратились к односельчанам. А время шло. И когда я уже совсем потеряла надежду, помощь пришла оттуда, откуда и не ждала. Со мной в палате лежала черниговка Валентина Дедович. У нее четыре сына, все женаты, поэтому можете себе представить, сколько людей ее навещало. Одной из своих невесток, Галине, она и рассказала о моей нелегкой судьбе. Галина через медсестру передала мне 200 гривен. Мне опять поставили капельницу. Как оказалось, Галя регулярно посещает церковь возле Областной больницы. Так вот в этой церкви люди собрали деньги, чтобы закончить мое лечение. И когда меня выписали, ее муж Георгий отвез меня в Линовицу на своей машине.

Второй день рождения

По возвращении домой Тамара Дидык решила покреститься в церкви. Ведь после операции появилось ощущение, будто родилась второй раз. Ее крестными родителями стали друзья-линовчане Анатолий Пилипенко и Ольга Рожко. Теперь она празднует день рождения дважды - 24 ноября по паспорту, а 14 августа по дню крещения.
Когда я удивлялась, что односельчане так быстро и дружно пришли на помощь. Ольга Рожко просто сказала:
- Да что там мы, Тамару знаем уже много лет, поэтому просто обязаны были ей помочь, а вот та женщина из Чернигова... Огромное ей спасибо и низкий поклон! Не перевелись еще на земле добрые люди.

Вот если бы и государство заботилось о каждом из нас так, как линовчане о своей односельчанке. Тогда бы не пришлось ей в таком состоянии ехать в Чернигов на маршрутке и думать, где взять деньги на капельницу. И в этом нет вины врачей — к сожалению, наша государственная бесплатная медицина на самом деле уже давно стала платной, причем очень.

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №7 (2500)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: жизнь, судьба, «ГАРТ», Екатерина Дроздова

Добавить в: