Этюды на воспитательную тему…
Юная черниговская скрипачка Инна Белоус
Этюд № 1
«Талант всегда пробьется, его не нужно заставлять...»
В музыкальную школу №1 приводят малышей, которым едва исполнилось три года. А Диана Белоус стала заниматься по классу скрипки, когда ей было девять. Поздно? Девочка с улыбкой отвечает: «Чайковский только в 22 года начал профессионально заниматься музыкой. И неплохо же получилось...» Недавно Диана ездила на Международный конкурс в Киев. А на Всеукраинском конкурсе ей вручили серебряную медаль. После занятий и репетиций в школьном симфоническом оркестре девочка едет на троллейбусе через весь город. Ее «рабочий» день начинается иногда в семь утра, а возвращается домой в 8-9 вечера. У Дианы счастливые родители: им ни разу не пришлось заставлять свою девочку заниматься. Вот только на концерты, когда выступает их старшая дочь, они не могут прийти: работают допоздна.
Ежедневные упражнения Дианы занимают чуть больше двух часов. Но соседи не жалуются, к звукам скрипки за шесть лет привыкли. (Семья живет в однокомнатной «квартире» общежития «Химволокно»). В общеобразовательной школе многие одноклассники Дианы тоже начинали заниматься музыкой. Но сегодня из 29 учеников ее родного 9-Б в музыкальную школу ходит только она одна. Почему бросили? Девочка недоуменно пожимает плечами: «Не знаю... Мне, наверное, больше в жизни повезло: я встретилась с моей Ларисой Николаевной Коптевой. А у ребят просто не было такой учительницы... К Ларисе Николаевне я и свою младшую сестренку привела. Инне восемь лет, но у нее уже мечта - научиться играть, как я. А недавно такой случай произошел. Инна ехала на музыку в троллейбусе. На остановке открывается дверь... И вдруг какой-то парень с остекленевшими глазами выхватывает у сестренки скрипку и выскакивает из троллейбуса. А она, вместо того, чтобы испугаться и заплакать, бежит вдогонку и кричит: «Отдайте мою скрипку! Отдайте скрипку!» Люди идут, оглядываются... Этому отморозку деваться было некуда: бросил скрипку - и скрылся. Другая бы стала рыдать, жаловаться взрослым... А сестренка, первым делом, стала свою скрипку внимательно осматривать. Но, если честно, она у нас трусиха, как и все девчонки...»
Этюд № 2
« Это может стать привычкой: не получилось - брось!»
В трудовой книжке у Людмилы Константиновны только одна запись. Всю сознательную жизнь - 35 лет - работает она преподавателем в музыкальной школе № 1. Сама тоже здесь училась, потом эту школу окончили три ее дочери. А теперь приводит сюда своих внучек. Казалось бы, в наше рыночное время, когда престиж профессии музыканта сведен почти к нулю, трудно принять решение в пользу музыки. Но Людмила Константиновна не считает этот выбор странным: «Одна моя дочь после консерватории пошла в аспирантуру. Она композитор. Моя старшая - сейчас живет в Германии. Тоже окончила консерваторию и занимается организацией концертов в Мюнхене. Средняя дочь - преподаватель музыки - моя коллега и моя поддержка, работаем в одной школе. Почему никто из них не бросил музыку? У меня ответа нет... Некоторые дети где-то в пятом классе уже не хотят заниматься. Тут как раз начинается трудная работа. Ты сумел хорошо разобрать произведение? Это отлично, но тебе еще надо его исполнить... А как научить сложному делу без усилий? Не из-за музыки бросают, а из-за оценки. Самолюбие часто мешает. Вот у нас была девочка, очень тонкий и ранимый ребенок. Ей хотелось, чтобы в классе ее девчонки «приняли». Музыку бросила. Мама пианино продала... Только ничего не помогло: так и не вписалась в желаемую «среду»... Через несколько лет она заявила матери: «Почему ты меня послушала? Я же ребенком была. А ты -взрослый человек!» Понимаете, дети многого еще не знают. А мы - знаем! Ведь никто в 40 лет не пойдет прокалывать себе нос, чтобы вставить колечко. Правильно? И дети, наверное, осуждают нас за то, что мы не даем им полной свободы. А разве бывает полная свобода? Но я думаю, что тут есть и еще другая причина... Допустим, ребенок бросает музыку, потом он бросит танцевальные занятия, потом уйдет из института после несданной сессии. А потом бросит семью... Это может стать привычкой: не получилось - брось. Но это же малодушие. Хотя случаи, конечно, разные. А в искусстве ничего не бывает без слез, без смирения. В наше музыкальное училище некоторые ребята чуть ли не в пять утра приходят заниматься. В музыке, как и в жизни, ничего не достигнешь без этих постоянных экзаменов - испытаний своей воли, своего страха, своей радости, своей любви...»
Этюд № 3
«Если музыке учить из-под палки, никакого толку не будет!»
Татьяна Михайловна «по совместительству» еще и мама троих детей. Все окончили музыкальную школу. А сама она в свое время обычную школу - с золотой медалью. Но вот музыка давалась ей с большим трудом, хотя училась прилежно, чтобы не огорчать родителей. Получила свидетельство и до сих пор помнит яркое ощущение свободы: ей стало легче жить на свете! Вот тогда и решила, что никогда не будет заставлять своего ребенка заниматься музыкой. Слово сдержала... Через несколько лет они с мужем решили отдать старшего сына в класс гитары. Ведь их Миша никогда не был очень общительным. А гитара - инструмент особой душевности. Решили, что это поможет сыну в любой компании стать «своим парнем». Обычную школу Миша закончил с золотой медалью, как и мама. Его никто и никогда не заставлял, но глаза от восторга не горели... После получения документа о музыкальном образовании он почти никогда не брал в руки гитару. В 7 классе Миша «влюбился» в биологию. Окончил мединститут, получил диплом врача. И сейчас работает по специальности.
Дочь Ольга в школе тоже была отличница. Никто и не думал, что она захочет пойти в музучилище. И самое удивительное - принесла домой красный диплом. А потом вдруг случайная встреча с американцами. Оля сообщила, что мечтает стать переводчицей. У родителей был шок: двенадцать лет учебы - потерянные годы жизни? Но, оказывается, музыка и язык - близнецы-братья. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, легче усваивают грамматику. Ольга занималась без репетитора. Окончила институт, прошла стажировку в США. Сегодня ей приходится часто играть своим американским друзьям на фортепьяно, им это очень нравится. Ольгиному произношению иностранцы удивляются: как можно на чужом языке разговаривать без акцента?
А как-то Татьяна Михайловна услышала, что у младшего сына - руки скрипача. А потом вдруг «приговор» другого педагога: «Слуха у вашего ребенка нет! Не мучайте ни себя, ни его!» Но мама об этом забыла сразу же, а вот о том, что у сына «рука скрипача» помнила всегда. И сейчас ее младший Николай с симфоническим оркестром «Филармония» (художественный руководитель и дирижер Николай Сукач) изъездил с концертами и Португалию, и Испанию... А его мама с улыбкой вспоминает: «Я же сына просто «купила» за мороженое. В первом классе он заболел. На улице - ноябрь. И тут я случайно услышала, что при музучилище набирают малышей в школу педпрактики в класс скрипки. Коля, конечно, для порядка повозмущался: почему именно скрипка? Я долго аргументировала. Но помог тот факт, что его любимый Шерлок Холмс тоже играл на скрипке. Сын тогда предложил «сделку»: «Если ты, мамочка, купишь мне швейцарское мороженое, которое на площади продают, точно пойду». Вы представляете? У него слабое горло, только-только после болезни... А я ему пообещала купить три порции, если он пойдет на прослушивание. И его приняли! Но маленькие дети ведь в принципе не могут сами учиться. И наша бабушка терпеливо водила его на все уроки, невзирая на самочувствие и погоду. А, знаете, мы в семье почему-то сразу решили, что музыка станет его профессией. И поэтому никогда не гнобили за то, что у него не было отличных оценок по физике...»
Почему никто из троих детей не бросил музыкальную школу? Наверное, случайно... И что тут можно добавить? Только то, что в доме всегда звучала музыка. Дети знали, что их дед отлично играет на мандолине, скрипке... А папа - на гитаре и, к тому же, поет. Мама постоянно старалась посещать с детьми концерты. Откуда свободное время? Семья, трое детей, нагрузка в школе, классное руководство... А они все вместе даже в оперный на Хвороста вс ко го ездили... Парадокс?
Этюд № 4
«Ребенок никогда не бросит то дело, в котором он чувствует успех»
Оказывается, таким количеством симфонических и духовых оркестров, как в Чернигове, не может похвастаться ни один соседний областной центр. Михаил Григорьевич искренне считает, что Чернигов - это уникальный город: «И ведь в 90-е у нас, как и везде, почти все предприятия разваливались... А вот музыкальную школу, училище сумели же все-таки сохранить! И детскому духовому оркестру уже 20 лет! Кстати сказать, в нашей школе искусств плата за учебу - 15 гривен. Ребята заканчивают и поступают 8 училище. И никакой коррупции у нас нет. Не верится? Но мне ведь никакая взятка не поможет: я должен потом этого студента по 5-6 раз за год на сцене показать. И в оркестре любая фальшивая нота сразу слышна. Вот говорят, что нашим дипломам за границей не верят. А тут совсем другое дело... Вышел на сцену - и тебе верят! Бывали случаи, когда мама приводила к нам ребенка только потому, что у него астма или хронический бронхит. (Им доктор порекомендовал занятия на духовом инструменте). А потом уже и астма давно прошла, но ребенку все равно интересно заниматься.
В оркестре были ребята, с которыми и родители не справлялись, и в школе на них рукой махнули. Здесь их не надо заставлять. Если парень видит, что кто-то из ребят хорошо играет, то он постарается сыграть еще лучше. И никогда не бросит музыку, если есть успех. А вот если не будет рядом доброго и очень заинтересованного педагога, то и результата не будет.
Мы часто проводим маленькие концерты для родителей. С какой гордостью ребята выходят на сцену! Им обязательно надо быть искренними. Сцена фальши не прощает. И как же они потом радуются аплодисментам! (За компьютером ребенок такого счастья не испытает). Конечно, у нас не все идеальные.
Я думаю, что почти на 100% в проблемах ребенка виноваты взрослые. Хочет сын после 5-ти лет занятий музыку бросить? Тут надо с мамой разбираться. Чем она занималась, когда ребенку два года было? Он по ковру ползал, ломал дорогие игрушки, а мама в это время - на диване у телевизора? Детей обмануть нельзя. Если они видят, что для нас гораздо важнее купить хорошую мебель, то и ведут себя соответственно. И если ребенку сказать, мол, не захочешь учиться - бросишь, он так и сделает. Но если будет знать, что занятия музыкой так же важны, как и учеба в школе, то уж поверьте, обязательно окончит музыкальную школу. Занятия нужны не только для профессии, а для искоренения природной лени. А уж станет ли ваше чадо музыкантом или будет, допустим, водителем работать, - это другой вопрос. Главное, что он научится отличать хорошую музыку от плохой и, как правило, хорошее от плохого в жизни...»
Кстати, сам Михаил Григорьевич - папа четверых детей. Все четверо окончили и музыкальную школу, и музыкалоное училище.
Этюд №5
«Так бить или не бить?»
Вопрос этот вечный. «Моцарта заставляли заниматься. Паганини били по рукам и запирали в чулане. Но заставляли-то многих, а знаем мы только Моцарта и Паганини. И что же делать, если спустя два-три года ребенок все-таки не захочет заниматься музыкой? А он не захочет! Обязательно не захочет! Бросить или все-таки тянуть этот чемодан без ручки? Неужели заставлять? Получается, что надо заставлять? Получается, что и себя надо заставлять слушать хорошую музыку, читать хорошие книги? И выходит так, что всегда надо заставлять себя учиться, работать, думать? И если не заставлять себя что-то делать, то придется глотать всю гниль, которую тебе будут подсовывать. А ведь с красивой музыкой в сердце входит, так называемая, духовная пища. Если мы не дадим такую пищу человеку, лишим его музыки, живописи, поэзии, литературы, то... (И тут каждый может домыслить свои примеры, которых с каждым днем, к сожалению, становится почему-то больше и больше). А чтобы воспитать доброго, порядочного человека нужно, прежде всего, воспитать его душу; ведь человек может быть счастлив только тогда, когда в его душе поселится любовь, а любовь и музыка почти синонимы.
Дианна Белоус
Екатерина Чуранова, еженедельник «Деснянская неделя» №6 (045)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: музыка, этюды, «Деснянская неделя», Екатерина Чуранова