Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Мать хотела утопиться. Об этом дочь узнала от людей уже после ее смерти

Мать хотела утопиться. Об этом дочь узнала от людей уже после ее смерти

Мать хотела утопиться. Об этом дочь угнала от людей уже после ее смерти
— Я была вторым ребенком у родителей, — вытирает слезы 50-летняя Валентина Головко из Великого Устья Сосницкого района. Брат Толя старше меня на 9 лет. Сызмальства я не чувствовала себя неполноценной благодаря матери, — поправляет женщина рукав на левой руке, обматывая лишь локоть. — Мерзнет, — объясняет.

У Валентины Николаевны — инвалидность с детства. Она родилась без левой по локоть руки.
— Не знаю, почему так вышло, но хорошо понимаю, какие страдания я причинила своей маме. Думаю, она потеряла здоровье в ссылке. Разве легко было три года сталинщины отбыть? Лес таскала смолоду. Потом в прачечной работала, с той хлоркой. Маме, видно, нельзя было рожать. Но я все: таки родилась. И пока была маленькой, никакого дискомфорта не чувствовала: и по деревьям лазила, и родителям помогала. Матери удалось построить мою жизнь так, чтобы я не обращала внимания на свою инвалидность. Как ей было трудно!.. Уже после ее смерти соседи мне признались, что она хотела утопиться — так мучалась. Но жила ради меня.

Валентина Николаевна лишь с одной полноценной рукой успешно закончила школу, потом — Сосницкий техникум. 28 лет проработала кассиром в сельсовете. Только недавно оставила работу.
— Работать дальше мне помешала авария. Летом меня сбила машина, я лежала в больнице. Сломанная нога срослась, но еще не полностью восстановилась.

— Как Вы справились с болезнью с одной рукой и одной ногой?
— Сыновья помогали — 30-летний Саша и 21-летний Сережа. Главное — не падать духом. Мать мне всегда говорила: «Вытри слезы и живи». Я это запомнила. Как увижу по телевизору, что людям еще хуже бывает, подумаю: «Да, мне тяжело, но надо терпеть». Ведь когда в школе и правую руку на физкультуре сломала, то как-то же тогда без обеих рук жилось... Труднее всего мне было, когда мужа не стало.

Так сложилось, что первый муж Валентины Николаевны погиб в аварии 20 лет назад.
— Я с ним 13 лет прожила. Со вторым мужем суждено было прожить всего 6. Он тоже погиб 3 года назад. Сейчас я живу с младшим сыном. Сережа — студент-заочник Глуховского института, он мой помощник. Саша тоже живет в Великом Устье, отдельно от нас, но помогает материально. Он тоже инвалид — не видит на один глаз. Это — последствия трудных родов.

— Как Вы выполняете работу одной рукой?

— Привыкла. Левая, больная, мне очень помогает. Я все к этому локтю прикладываю: хлеб режу, стираю, картошку чищу, бывает, что и ведро с водой на нее нацеплю, на велосипеде езжу. Пока были живы родители, они мне очень много помогали. И с детьми, и на огороде. Но и я без работы не сидела. Раньше мы и поросят держали. Когда резали, то, бывало, сама кишки обработаю, кровянку начиню, сало и мясо в банки наложу, закатаю. Теперь в этом дети помогают. Левая рука очень устает, а в последнее время болит и мерзнет, бывает, от работы даже ранами покрывается.

На левом рукаве Валентины Николаевны замечаю шов.
— Как это получилось? Хлеб резала, так рукав зацепила. Давно уже такого не было, — винит себя женщина. — Это в детстве у меня на всей одежде левый рукав мать постоянно латала.

— Что делать труднее всего?

— Посуду мыть неудобно. Истирать. Я всегда вручную стираю, потому что из старой машинки мне глубоко доставать вещи — больную руку никак не приложить. А автоматической стиральной у нас нет. Я все стараюсь делать сама. Только времени мне надо больше, чем другим.

— Как к Вам относятся окружающие?
— У меня всегда были подруги: и в детстве, и в молодости. И сейчас я чувствую к себе уважение односельчан. А чтобы не было неприятной реакции у посторонних, всегда ношу одежду с длинным рукавом. С коротким — только дома.


Валентина Головко

Светлана Душик, еженедельник «ГАРТ» №6 (2499)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: мама, инвалид, жизнь, «ГАРТ», Светлана Душик

Добавить в: