Елена Колодка: «Хороший коллектив – залог успеха»
— Самое большое наше достижение — это замечательный коллектив.
Коллектив немаленький: 50 человек, и географически компания работает широко: в Чернигове, Нежине, Прилуках, Бахмаче, Щорсе, Киеве, на границе (Ярыловичи, Сеньковка, Гремяч). Есть два грузовых таможенных терминала в Нежине и Прилуках, там же и склады временного хранения. Так что приходится заниматься и строительством, и охраной, совмещать массу знаний и быть широкими специалистами.
Руководит работой «Салти-Брок» Елена Николаевна Колодка — в 1997-м, в год образования, ее пригласил на позицию замдиректора учредитель компании Сергей Берестовой, а через год доверил возглавить предприятие.
— Мы выполняем посредническую функцию между субъектами внешнеэкономической деятельности, которые импортируют и экспортируют грузы, и таможней. Предприятие может самостоятельно заниматься декларированием своих грузов, а может обратиться к специалисту-посреднику, тогда мы консультируем его по поводу ВЭД (какие необходимы документы, порядок оформления, сроки оформления, какие будут уплачены налоги), наша же задача — просчитать возможные риски, помочь подготовить документы, представить груз таможне. То есть, нам приносят документы, груз доставляется на территорию таможенного терминала — и клиент занимается своими делами, а наши брокеры — оформлением.
— То есть, вы участвуете в этом диалоге между бизнесом и таможней. Государство с четвертой стороны заглядывает? Мешает ли? Ведь часто мы слышим: «Опять товар завис на таможне, наверху что-то опять новое придумали…» Эти инициативы сверху каким-то образом сказываются на вашей работе. Можете ли вы им как-то сопротивляться или пытаетесь подстраиваться к внешним обстоятельствам?
— Если завис груз на таможне, это как раз говорит о том, что обращались не к специалисту. Потому что хороший брокер отслеживает изменения в законодательстве, тенденции. Наши сотрудники посещают семинары, конференции, обычно у нас заранее есть информация о том, какие новые нормативные акты готовятся. И если брокер — специалист, то он заранее посоветует клиенту, каким образом нужно обезопасить себя от излишних платежей, простоя транспорта и т.д. Конечно, бывают непредвиденные ситуации, но очень редко. Я считаю, что наша компания как раз и ценна опытом — мы работаем уже четырнадцатый год, и большинство наших сотрудников имеет стаж работы более десяти лет. То есть у нас сложившийся, сплоченный коллектив. Это люди, которые переживают за свою работу, своих клиентов и свою репутацию. Фирма-однодневка появилась, провернула незаконную операцию, и растворилась… А наш большой стаж работы подтверждает, что мы стараемся работать законно, прозрачно и ответственно.
— Где вы находите кадры?
— Когда начался кризис, все говорили, что нужно максимально сократить штат, свернуть рискованные направления, затаиться… А мы пошли по другому пути. Мы решили, что самое время попробовать привлечь хороших молодых специалистов. Конечно, пришлось поднапрячься, сократить все расходы на текущие нужды, а сэкономленные средства направить на развитие, обучение сотрудников. И благодаря правильным действиям нам удалось добавить некоторые новые направления деятельности, расшириться как географически, так и численно: коллектив пополнился молодыми, перспективными молодыми ребятами, которые, кстати, и нас кое-чему научили, дали возможность посмотреть на нашу работу другими глазами.
В основном у нас работают выпускники технических вузов. В начале нашей деятельности не было учебных заведений, где бы обучали нашей специальности. И мы учились самостоятельно: кто ходил на курсы, кто изучал законодательство, а в общем, приобретали навыки путем проб и ошибок… Сейчас в вузах появились соответствующие специальности, а практические навыки молодежь приобретает, работая в паре с опытными сотрудниками.
Кроме того, мы и сами пошли учиться. Я сейчас получаю второе образование (финансовое), два моих зама тоже учатся, и из наших старых кадров человека четыре тоже получили уже второе высшее образование. И это именно молодежь нас в этом плане подтянула — или подтолкнула — к тому, что нужно учиться, расширять кругозор, восполнять пробелы.
— Да вам и самим, с таким опытом работы, можно уже кого-то учить.
— Да, к нам часто обращаются и студенты, и учебные заведения, с просьбой о прохождении практики. И мы не отказываемся, хотя это отнимает много времени. Тем не менее, польза бывает обоюдной: студенты знакомятся с профессией, а мы имеем возможность лучшими из них пополнить наши кадры.
— Вы сказали, что далеко не каждый сможет у вас работать. Какие же у вас основные требования к сотрудникам?
— Во-первых, нужно иметь желание и способность постоянно учиться. Нам приходится иметь дело с большим количеством законодательных актов, нормативной документации в сфере экономики, права, финансов. Кроме того, мы должны знать требования и нормативы органов сертификации, ветеринарного, санитарного, экологического, фитосанитарного контроля. Постоянное изменение законодательства требует постоянного обновления знаний. Второе — нужно уметь работать с цифрами. Таможенный брокер — это немножко юрист, немножко адвокат, немножко экономист, немножко психолог…
— В чем заключается работа брокера и за что он отвечает?
— На основании предоставленных клиентом документов мы рассчитываем платежи, заполняем таможенную декларацию и представляем интересы субъекта ВЭД в таможне. В этот момент мы несем полную ответственность за предоставленные документы, за груз, за правильность начисления налогов. Поэтому высокая квалификация брокера — это гарантия быстрого, качественного оформления, отсутствие непредвиденных простоев транспорта и других расходов, залог успешности внешнеэкономической операции.
— Риски принимает на себя предприятие или лично брокер?
— Конечно, предприятие. Оно отвечает в целом перед государством, перед клиентом, хотя каждый сотрудник ставит свою подпись под декларацией и является его уполномоченным представителем. Мы являемся посредниками и связующим звеном между субъектами ВЭД и таможней. С одной стороны, мы должны учитывать интересы клиента, с другой — есть закон, который нужно соблюдать. Перед таможенной службой сегодня ставится задача максимального наполнения бюджета, и там, где могут быть меньшие или большие налоги, они подтягиваются к высшему порогу — естественно, клиент не согласен и ищет возможности затраты минимизировать. А мы должны найти золотую середину, при которой и закон соблюден, и клиент доволен.
— Есть такие «традиционно-женские» бизнесы: салон красоты, спа, может быть, туристические агентства, ателье… А вот у вас такой, я бы сказала, мужского склада характера бизнес — и серьезный, и ответственный, и рискованный действительно. Есть ли разница между женщиной, работающей таможенным брокером, и мужчиной?
– Есть, мы об этом и сами не раз говорили. Женщин-брокеров больше, я это вижу не только на нашем предприятии. Потому что на этой работе нужно быть очень гибким, ответственным, всегда собранным, очень большая нагрузка, здесь никогда нельзя расслабиться… Ты должен каждый раз все просчитывать и проигрывать, каждую декларацию. При каждом оформлении ты как адвокат в суде, приходишь и понимаешь, что на тебя возложена очень серьезная ответственность. При этом есть еще и ограничения во времени. То есть работать нужно быстро, ответственно и четко. А способность выдерживать большие нагрузки в течение длительного времени присуща как раз женщинам.
— Это скучный бизнес?
— Вот как раз нет! Соскучиться в нашей работе невозможно, мы всегда в тонусе.
— Что служит мотивацией?
— Мотивация? И деньги тоже, хотя это, как ни странно, не самое важное. Самое важное — у нас работают люди, которым интересно «брать барьеры», понимать: я это сделал, я это могу!
Здесь нельзя прийти и сразу заработать много денег. Рабочий день абсолютно ненормированный. Иногда возникает необходимость оформить документы буквально «на завтра» — значит, специалист остается на работе и допоздна готовит декларацию, чтобы завтра рано утром ее подать, не подвести со сроками… Потому что в данном случае время это именно деньги, и деньги серьезные.
— И карьеру тут особенную не сделаешь?
— Ну почему. Человек, который имеет опыт в этой сфере, будет востребован на любом предприятии, которое имеет отдел ВЭД, занимается импортом-экспортом. Он может и свой бизнес вести — зная как никто другой все тонкости работы с таможней. Наши специалисты очень востребованы, они всегда найдут себе работу!
— Как вы отдыхаете?
— Мы активны и креативны и в отдыхе. Все очень легки на подъем. Много путешествуем: раз в год всем коллективом обязательно отправляемся в какую-то интересную поездку. Чаще собираемся семьями, заказываем автобусы — и отправляемся в какое-нибудь необычное, интересное место… Посетили Новгород-Северский, Качановку, Умань, Тростянецкий дендропарк, Святогорский монастырь, Киево-Печерскую Лавру, Чуфут-Кале, Херсонес, отдыхали в Ялте, на Ай-Петри. Несколько раз отмечали Новый год с Молодежным театром, актеры устраивали для нас творческие вечера, капустники, в которые вовлекали и наших сотрудников. Бывало, что отмечали Новый год на природе — с лыжами, санками.
У нас есть традиция — отправлять наших детей отдыхать вместе. В качестве вожатых оформляем нескольких сотрудников. Поэтому все наши дети дружат и считают наш коллектив одной большой семьей.
Мы вместе ходим на спектакли и концерты, приглашаем и клиентов. Спонсировали первый в Чернигове фестиваль джазовой музыки — и конечно, с огромным удовольствием на нем побывали.
Новый 2011 год планируем встретить всем коллективом в Египте! Правда, 31 декабря обычно работаем допоздна, нужно успеть завершить все дела. Но мы, как всегда, справимся!
— Елена Николаевна, если вы столько времени и сил отдаете работе, возникает вопрос: а семья?
— Семья, к счастью, меня понимает и очень сильно помогает мне. Они понимают, что мне нужно находиться на работе — я не тот человек, который будет сидеть дома. И у нас все здесь такие.
— Вы окончили ХАИ. Сколько девушек у вас было на потоке?
— На нашем факультете (системы управления летательными аппаратами) — примерно половина, считалось, что у нас учиться полегче, меньше черчения, сопромата... На других — около 80% парней. Были факультеты, где училась одна девушка в группе.
— А почему вы выбрали такой сложный вуз? Вот же рядом — наш политех…
— Наверное, у меня отцовский склад характера: папа у меня инженер, с детства учил быть самостоятельной в решениях и отвечать за них. И еще — ставить планку повыше. Я окончила школу с золотой медалью, училась на подготовительных курсах в МГУ — но приехала выездная комиссия из ХАИ, и я выбрала этот вуз.
Кстати, вот этот же подход — ставить очень высокую планку, причем не материальную, а качественную — живет и у нас на предприятии. Это самое главное, за что я ценю наш коллектив. Иногда мы сами себе удивляемся… Но мы очень любим свою сложную, «сумасшедшую» работу. И стараемся ее делать лучше всех.
Досье
Колодка Елена Николаевна, директор ООО «Салти-Брок-2000».
Родилась в день святого Валентина у мамы Валентины, дочь родила в день святой Елены, — наверное, что-то в этом есть неслучайное?
Образование высшее: окончила Харьковский авиационный институт, где изучала автоматизированные системы управления.
Семья: муж, Юрий Витальевич, — врач, дети Мария (ей 19 лет, она получает финансовое образование в Киеве) и 25-летний Михаил — специалист одного из черниговских предприятий.
С мужем Елена Николаевна познакомилась во время учебы в Харькове — и у молодой пары был выбор, остаться в Харькове или вернуться в Чернигов. Но приехав впервые в наш город, молодой харьковчанин сразу сказал, что влюбился в Чернигов. Выбор был сделан, и о нем ни разу не пожалели.
Хобби: путешествия.
Домашние животные: кролик и попугай.
— Высокая квалификация брокера — это гарантия быстрого, и качественного оформления
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: коллектив, бизнес, Елена Колодка, Вера Едемская