Джамала: восхитительный хаос

Джамала: восхитительный хаос
 12 декабря звезда украинского джаза выступит на первом черниговском джазовом фестивале Chernihiv Jazz Open.

 Джаз — это восхитительный хаос. Джаз — это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъем, бесстрашие и откровенность...
Сергей Довлатов

— Джамала, ваша семья вернулась в Крым, когда вы были маленькой девочкой. Сразу ли вы приняли и полюбили Крым? А он вас? Помните ли вы, например, как впервые увидели море? Вообще, расскажите, пожалуйста, о своем детстве.
— Море всегда было в моей жизни. Плавать я начала в девять месяцев — раньше, чем ходить.
Моя мама увлекалась какой-то особой системой воспитания, согласно которой детей надо приучать к воде с глубокого детства. Однажды мама оставила меня на пляже вдвоем с папой. Я ползала по берегу, заползла в море и поплыла. Мама вернулась, спрашивает у папы: а где Сусанна? В общем, меня нашли только по толпе изумленной публики, которая наблюдала, как плавает девятимесячный ребенок. Слава богу, был штиль :)

— Гия Канчели говорит: «Рубеж, разделяющий людей (не только музыкантов) по их отношению к джазу, предельно прост: они либо чувствуют его, либо нет. Либо восторг, упоение, безоглядное отдание себя во власть джаза, либо абсолютная глухота к нему, неспособность на него отозваться. Третьего не дано. Навязать это чувство нельзя, учить ему — бесполезно. Тут изначальное что-то заложено, природное». Что, в вашем случае, помогло этому природному проявиться? Если я не ошибаюсь, ваши родители — музыканты. Влияли ли они каким-то образом на формирование вашего музыкального вкуса? Какая именно музыка звучала в вашем доме?

— Я абсолютно согласна с Гией Канчели, потому что заставить полюбить джаз невозможно. Когда формируется музыкальный вкус ребенка, очень важно, чтобы родители ставили хорошую музыку. По себе знаю. Если мама говорила: «Какая красивая ария или песня Эллы Фицджеральд», я думала: «Надо послушать». Но тут главное — мера. Если перекормить джазом, ребенок может отвернуться от музыки или начать слушать попсу :).

У нас в доме звучала разная музыка, начиная от фольклора — иранского, крымско-татарского, армянского, причем это были не поп-обработки а-ля «the best of Восток», а серьезная world music, и заканчивая рок-н-роллом и блюзом. К примеру, мой папа был одним из первых людей в СССР, который переписывал для меломанов Джеймса Брауна с винила на бобины.

— В одном интервью вы говорите о себе как о «крымской татарке, родившейся в Киргизии, выросшей в Украине, с мамой армянкой и религиозным, мусульманским, воспитанием». Вы не курите сигареты, не пьете спиртного, не едите свинины… Ваша фотосессия для журнала XXL подтверждает, что, если хочешь выглядеть и заманчивой, и желанной, отнюдь не обязательно раздеваться. Сложно ли жить в мире шоу-бизнеса с такими принципами? Возникают ли противоречия между вашими внутренними установками и «правилами игры» — или вы просто не даете этим противоречиям возникать?

— Самое главное правило, и не только в шоу-бизнесе, — делать то, что хочется, и чтобы это не вступало в противоречие с твоими личными принципами. Проблема нашего шоу-бизнеса не в том, что там хотят раздеть всех звезд, а в том, что он практически не приемлет музыку, которая сделана не по шаблону. Когда мы показываем очередную песню кому-то на ТВ или радио, чаще всего слышим в ответ: «Это слишком круто для Украины. Люди не воспримут». Или: «У вас слишком джазовый вокал и слишком сложная мелодия. У нас такое слушают только меломаны».

— Вы вот подчеркиваете, что вы — не Леди ГаГа, не Эми, не Жанна… А все же, сравнение с кем из выдающихся представителей творческого мира вам было бы лестно? На кого вы равняетесь? Лично мне вы порой напоминаете Мириам Макеба.
— За последний год я слышала десятки сравнений с разными артистами. Недавно мне сказали, что моя музыка напоминает Джеймса Брауна. Пару месяцев назад демо моего альбома слушала Нино Катамадзе, так вот она сказала, что я украинская Арета Франклин. Знаменитый американский саундпродюсер Уолтер Афанасьев, который записал множество хитов, от My Heart Will Go On Селин Дион до Without You Мэрайи Кэрри, сказал, что во мне сочетаются десять его любимых певиц. А буквально пару дней назад мне сказали, что мои песни напоминают Стиви Уандера, которого я считаю одним из лучших мелодистов, когда-либо живших на земле. Все эти сравнения очень лестны, ведь люди ставят меня рядом с по-настоящему великими артистами. Но по-настоящему оценить мою музыку можно будет после того, когда я запишу столько альбомов, сколько все вышеперечисленные. Пока же мы готовим только первый, который выйдет в марте.

— Читаю в вашем интервью: «Меня нужно слушать, а не разглядывать». Но не разглядывать невозможно, слишком яркий и эффектный образ! :) Как он складывался? Кто одевает Джамалу? Кто вообще вас именно такой «увидел»?
— Увидели мама с папой. И только благодаря моему воспитанию, образованию и музыкальному вкусу складывался мой визуальный стиль и образ. Это практически всегда эксперименты. Они могут быть более или менее удачными, но главным остается отсутствие пошлости и кича. Я не люблю наряды, единственная функция которых, показать, как много у тебя денег. Мои костюмы практически всегда минималистичны, практически всегда в них есть элемент ретро.

Я стараюсь, чтобы они выглядели «как в кино». И при этом достаточно просто. Не хочу зарекаться, но на моих костюмах вы не увидите Сваровски и бриллиантов. В своих нарядах ценю, прежде всего, приятную форму. Я певица, а не модель. Не разрешаю на себе изощряться дизайнерам.

Одеваю себя сама. Это не значит, что я сама себе шью. Но, как правило, абсолютно все наряды в последнее время придумываю сама, а потом встречаю эти платья у известных дизайнеров, либо воплощаю свои идеи у украинских талантливых мастеров одежды.

— После окончания консерватории вы к классической музыке не возвращаетесь? Или есть и такая сторона у Джамалы?
— Конечно, есть. Постоянно возвращаюсь к классике, поддерживаю форму, использую элементы в музыке. Занимаюсь с педагогом, учу, повторяю арии, материал, который пела в консерватории. Не исключено, что в ближайшее время сделаю большой концерт с симфоническим оркестром, где будет звучать моя авторская музыка, симфо-джаз и известные оперные арии.

— Можно ли где-то увидеть мюзикл «Па» с вашим участием или проект закрыт? Не планируете ли вы еще участие в музыкальных спектаклях?

— Проект закрыт. Все «па» уже сделаны. Буквально год назад приняла участие ещё в одной постановке — «Испанский час» Мориса Равеля, где спела главную партию – Концепсьон.
Если будут приглашать участвовать в интересных мюзиклах и операх, буду рассматривать предложения. Главное, чтоб музыка была хорошая.

— В вашем блоге в Живом Журнале написано: «Мечты из моего детства в миг стали реальностью :) Я побывала в ЛА!» Вы действительно с детства мечтали увидеть Лос-Анджелес? И Америку вообще? А почему? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о поездке, о стране в целом.

— Оказаться в самом сердце шоу-бизнеса — это мечта любого артиста. Ведь именно в Лос-Анджелесе находится, например, студия Sony Music, на которой записываются самые известные исполнители мирового уровня. Сам по себе Лос-Анджелес показался мне огромным и в то же время камерным городом — там настолько много частных домов, что стирается ощущение того, что ты в мегаполисе. Еще меня поразили масштабы их пляжа и невиданные мною доселе деревья. Все мое окружение смеялось, когда я фотографировалась около каждого дерева в городе. Но они мне действительно казались уникальными!

Со мной приключилась такая история в Лос-Анджелесе. Гуляя, мы случайно забрели в район, где проживают преимущественно афроамериканцы. Зашли в клуб, в котором играл квартет Дейла Блэка — самый настоящий джаз. Все посетители были породистыми афроамериканцами, ценителями качественной музыки. Поначалу мы даже немного стушевались. Но музыка завела меня, и я, белая женщина в белом платье, осмелилась предложить устроить джем-сейшен людям, джаз и соул у которых в крови.

После того как я исполнила с ними один джазовый стандарт, все в клубе аплодировали стоя. Посетители потом спрашивали, не из Нью-Йорка ли я. А одна биг мама в манере, присущей американским проповедникам, сказала мне: «Деточка, ты будешь очень знаменитой».

— Говорят, что и дебютный альбом вы будете записывать в Штатах? А были ли у вас уже выступления на западных площадках и как вас принимали? Если нет, то, может быть, у вас есть такие планы?

— Свой альбом я дописываю в Украине, с потрясающей профессиональной командой аранжировщиков и музыкантов. В Штатах я всего лишь показывала первые наброски альбома и получила массу положительных отзывов. На западных площадках больше всего запомнилось выступление в Гамбурге, на благотворительном концерте в помощь жертвам землетрясения на Гаити.

Всем там полюбилась песня You’re Made of Love, и после нее весь зал встал. Конечно, есть планы и совместных проектов с другими артистами. Вот недавно поступило предложение записать трек вместе с обладательницей «Грэмми», знаменитой скрипачкой Мири Бен-Ари.

— Вы — безусловный фаворит среди возможных участников Евровидения-2011. В чем для вас привлекательность этого конкурса и в чем вы видите свою, если можно сказать, свою на нем миссию?

— «Евровидение» – это лишь возможность показать себя европейской аудитории в несколько десятков миллионов. Моя миссия как музыканта остается неизменной, вне зависимости от специфики конкурсов и фестивалей. Главное — петь и дарить людям музыку, в которую я верю.

— В статье о Джамале в «Википедии» написано: «Боится тишины». Это действительно так? Именно боитесь? Или все же это художественное преувеличение?

— Я не боюсь тишины, это сильно преувеличено. Скорее, мне некомфортно, когда после большого количества прослушивания джаза, классики, своей музыки, каких-то съемок, я вдруг оказываюсь одна. Но мне кажется, что в последнее время я начинаю влюбляться и в это состояние тоже :)

— Ваши пожелания читателям накануне Chernihiv Jazz Open?
— Может, вы и не знаете, но на самом деле вы являетесь одними из первых, кто услышит мою авторскую программу с живым бэндом. Я представляю эту программу эксклюзивно в рамках Chernihiv Jazz Open. От себя могу пожелать, чтобы все люди города Чернигова и не только продолжали слушать хорошую музыку, заряжались позитивом на всю зиму и чаще улыбались. Я буду очень рада видеть всех вас на своем концерте!

Первый черниговский фестиваль Chernihiv Jazz Open пройдет 11 и 12 декабря в зале областной филармонии. Начало концертов в 18.00.


Не пропустите событие, претендующее стать событием года,билеты продаются в кассе филармонии,количество билетов ограничено!


Программа первого дня

Трио Усейна Бекирова — авторитетный коллектив в Украине. Уроженец Узбекистана клавишник Усейн Бекиров является многократным победителем джазовых конкурсов, участником многочисленных фестивалей. Музыканты работают в стиле funk, fusion, ethno-jazz.

Dislocados
— потрясающий по энергетике украинский коллектив, играющий аутентичную сальсу. В составе группы — девять профессиональных талантливых музыкантов и вокалистов. «Дислокадос» сегодня — коктейль зажигательных латиноамериканских ритмов и джазовых мелодий. Группа активно гастролирует по всему миру, неоднократно участвовала в джазовых фестивалях в Коктебеле, где исполняла незабываемую сальсу с потрясающей гармонией и драйвом.

MoonLight — молодой киевский коллектив. Музыка MoonLight уже успела покорить сердца многих меломанов. Украшением коллектива можно по праву считать бархатный женский джазовый вокал. Нас ждут интересные джазовые кавер-версии известных мировых хитов, а также авторские композиции.

Программа второго дня

Джамала и джаз-бенд «Unity»
— хедлайнер фестиваля. Победитель «Новой волны» в Юрмале, экстравагантная Джамала в сопровождении прекрасных музыкантов выдаст порцию отборного джаза самой высокой пробы.

И конечно, с удовольствием слушаем черниговских участников фестиваля: Jam Bubble Band и Dixiland!

Чернигов для джаза открыт!

Цена билетов: в первый день — 50—70 грн., во второй — 100—150 грн.

Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, джаз, фестиваль, Джамала

Добавить в: