Нелегка поклажа у почтальонов наших
Нелегка поклажа у почтальонов наших
Сусло из Сусловки
Когда-то при упоминании о почтальоне в памяти возникал мультяшный немного чудаковатый Печкин из Простоквашино. Но в последнее время на велосипедах и с тяжелыми сумками мы видим только женщин. А вот во время одной из командировок в Задериевке Репкинского района мы встретили мужчину-почтальона.
— Я никогда не думал, что буду почтальоном! А так случилось, что уже проработал почти 20 лет, — говорит 50-летний Николай Сусло.
Родом он из соседней Сусловки, которая в 3 км от Задериевки. В детстве мечтал быть егерем или работать где-нибудь в заповеднике, где много зверей и птиц. Но судьба распорядилась иначе...
— До армии я выучился на шофера, после службы немного поработал в колхозе на машине, — вспоминает Николай Александрович. — В 1990 году тогдашний председатель сельсовета попросил, чтобы я подменил почтальона Феню Емельяновну, которая вышла на пенсию. Полгода я работал без приказа. А когда поехал оформляться в Репки, познакомился со своей Любой. В отделе кадров меня спросили: «Ты не женат? А у нас в бухгалтерии есть незамужняя девочка». Так нас, можно сказать, свели. Мы с Любой созвонились, а после первого свидания начали встречаться. Вскоре поженились. У нас двое сыновей — Коля (ему уже 18 лет) и Ваня (13 лет).
До недавнего времени супруги были вместе и дома и на работе.
— Люба работала начальником почтового отделения (полгода назад уволилась), я — почтальоном. Я помогал жене, она — мне, и никто никогда на нас не обижался. Потому что мы всегда работали по совести. На почте нужно только так, лишь по-честному, иначе сразу же уходи с работы. Ведь тебе доверяет столько людей, особенно стареньких, а они ведь как дети!
Для Николая Александровича люди, которых он обслуживает, — это не просто «клиенты»:
— Я так привык к ним, что считаю родными. Раньше людей было много, я специально держал коня, чтобы развозить почту. Многих своих подопечных я потерял (они умерли). На моем обслуживании осталось 70 человек, из них в Плехтиевке — всего трое. Пенсионеры всегда так ждут, расспрашивают, какие новости, что и где случилось. Мы с ними разговариваем, шутим. Правда, иногда, пока деньги получишь, пока доберешься, то и до десяти вечера ездишь, стучишь к людям, будишь (старенькие раньше ложатся спать).
Когда-то на моем участке жил такой интересный дедушка — Захар Маркович. Однажды достучался я до него, извинился, что так поздно. А он похлопал меня по плечу и сказал: «Ну что ты, Коля, тебе с деньгами всегда и везде отворят!»
Сейчас я развожу почту на чем придется, в основном на мотоцикле. Раньше было легче, ездило много машин, лошадей, они разбивали и утрамбовывали дороги, а теперь страшное дело — дорог почти нет, вокруг пустота. Едешь — и просто волосы становятся дыбом...
За годы работы с Николаем Александровичем случалось всякое.
— Один раз еду на мотоцикле по лесу, как вдруг обгоняет меня «нива», притормаживает. Рассмотрел, что в машине трое мужчин. Еду дальше, а они снова меня обгоняют... Не знаю, что те люди от меня хотели, но не тронули. А то еще раз, помню, поздней осенью набрал много товара, еще и денег прилично. После дождя такие лужи, а у меня, как на зло, в дороге сломался мотоцикл. Завел я его в кусты, там же спрятал товар. Останавливается возле меня машина, там двое ребят, спрашивают, как проехать в Познопалы. Я объяснил и попросился с ними. Уже когда сел, подумал: «А не дай бог чего?» Но все обошлось.
Как бы там ни было, почтальон Николай Сусло считает:
— Не мужская это работа! Хотя, конечно, мужчине легче с ней справиться. Вот у меня участок трудный — три села (Познопалы, Сусловка и Плехтиевка), круг — 47 км по бездорожью, переулками. Велосипеды-то нам дают, но на них по трассе хорошо, а как с трассы свернул — все: идешь и велосипед в руках тащишь. Планы на газеты и товары высокие, надо их выполнять. Спасибо, есть такие пенсионеры, которые понимают меня и выручают, — покупают товары, выписывают газеты. Да и не только пенсионеры. Я благодарен им всем!
В дорогу
После нашего разговора Николай Александрович поехал на работу. К почте они с коллегой, Валентиной Штучко, подъехали почти одновременно.
41-летняя Валентина Григорьевна обслуживает Задериевку и Каменку (участок — 8 км).
— Почтальоном я работаю уже 14 лет, — говорит она. — Сейчас еще нормально, а зимой ох и трудно! Дороги заметет, а села разбросаны... Хорошо, что есть свой конь, так муж возит меня на подводе. Не легче и весной, когда разлив. Обуваешь резиновые сапоги, сумки с почтой и товарами в руки — и бредешь...
Николай Александрович и Валентина Григорьевна набили сумки газетами и разъехались каждый в свою сторону. Пусть им, а также всем-всем почтальонам везет и в дороге, и по жизни!
Алина Долинец, еженедельник «ГАРТ» №47 (2487)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: почтальон, профессия, «ГАРТ», Алина Долинец