В детстве Светлана Светличная спала с поросятами
Светлана Светличная
О Географии жизни...
— Светлана Афанасьевна, Вы впервые в Чернигове. Как Вам город?
— Он мне очень понравился, но больше — старый, ведь там все сделано с любовью. В том старом городе есть душа: соборы, церкви, пещеры. Понравился мне и экскурсовод Юра, и люди... Они другие, не такие, как в больших городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург. И живут в другом ритме... Нас узнавали, здоровались без лишних церемоний, спрашивали, та ли я Светлана Светличная, просили автографы. И дождь понравился. Он так мило накрапывал и умывал ваш город, был чистым и улыбчивым. Словом, мне было здесь уютно. Скажу больше: если бы я здесь встретила свою любовь, то, наверное, осталась бы в Чернигове навсегда!
— Многие интернет-издания пишут о том, что Вы родом из Мелитополя. Это правда?
— Нет. Мелитопольцы очень хотели бы, чтобы я была их артисткой. На самом деле я родилась в Ленинакане, в Армении, закончила школу в Прибалтике, поехала в Москву и поступила во ВГИК. Мой отец военный. В звании подполковника он демобилизовался. Купил небольшой земельный участок в Мелитополе и построил там дом. И я, будучи студенткой, ездила туда к родителям на каникулы. Позже рожала двух своих сыновей в мелитопольском роддоме, ведь в те времена он был одним из лучших в Советском Союзе.
— Слышала, что Ваш родной город — Пенза...
— Я живу в Москве, а в Пензе живет мой младший брат Олег (у Светланы Афанасьевны было два брата. Старшего звали Валерий, но, к сожалению, он умер несколько лет назад. — Авт.), который родился в тот же день, что и я, 15 мая, только через 13 лет. Так что я была для него и нянькой, и сестрой. Он военный, как и папа. После выхода на пенсию брат вместе с семьей выбрал Пензу. Кстати, Пенза с Черниговом похожи, Чернигов стоит на холмах, и Пенза тоже. Мне вообще нравятся города на холмах... В Пензе я бываю часто, потому что очень люблю брата, и мы всегда отмечаем наши юбилеи вместе. Олег открыл в своем городе филиал московского магазина «Мир зеркал» и сейчас занимается изготовлением мебели и зеркал. У него прекрасный художественный вкус. Как-то он принимал участие в международной выставке мебели и получил грамоту от иностранцев.
Об Украине...
— Я очень хорошо знаю украинскую кухню, — говорит Светлана Афанасьевна, — ведь мой отец родился в селе Мирное Краснокутского района Харьковской области (раньше оно относилось к Сумской.— Авт.). У вас все вкусное — и вареники, и сало, и борщ. Но, к сожалению, такого борща, как готовили 30 лет назад, уже не варят, и не потому, что не умеют этого делать, а потому, что не хватит на все необходимые ингредиенты денег. Ну разве может украинский пенсионер позволить себе купить и приготовить что-то вкусненькое? Хорошо, если есть огород! А если нет? Да и не только это мешает приготовить настоящее украинское блюдо. Сейчас уже не та сметана, сало, картофель. И могу сказать, что я очень радовалась тому, что, когда мы ехали в Чернигов, видела, как у дороги свободно гуляют гуси, куры индюки — все, как в старые добрые времена!
— И свиней, которые ходят по селу, видели?
— Нет. Не видела, но очень хорошо знаю, что такое иметь собственный погреб, сарай. Помню, когда я была маленькой, мама купила на базаре двух поросят, помыла их. И мы со старшим братом долго играли с ними. Я даже спала с ними в одной постели!
— То есть, Вы некоторое время жили в селе?
— Конечно! После Армении, где-то в 1944 году, мы приехали к отцу на родину. Дождались его возвращения, потом с ним поехали в Австрию, через какое-то время перебрались в Венгрию, потом его отправили в Прибалтику, а уже оттуда я попала в Москву. Что касается Украины, то она для меня родная! Я очень хорошо понимаю украинский язык. Это очень музыкальный язык. Особенно мне нравятся украинские песни. Ни в одной стране мира я не слышала таких душевных и красивых песен, хотя и объездила полсвета.
О работе...
— Кем бы Вы были, если бы не стали артисткой?
— Я могла бы быть детским врачом или ветеринаром, ведь я очень люблю детей и животных. Могла бы стать парикмахером. Я любила делать маме прически, и когда ее кто-то спрашивал: «Мария Федоровна, кто вам сделал такую прическу?», она с гордостью отвечала: «Моя дочь!»
— Сколько у Вас ролей. Какие из них самые любимые?
— Я не считала и не хочу считать. Скажу одно: бывают второстепенные роли, которые могут заглушить главную.
— Например, Анна Сергеевна?
— Да. Попробуйте убрать ее, и «Бриллиантовая рука» много потеряет. Ее не будут смотреть шесть или семь поколений, как сейчас.
— Говорят, благодаря этой роли Вы стали первым секс-символом СССР...
— Тогда я была единственным секс-символом, а теперь все секс-символы (смеется — Авт.). Что ни говорите, времена тогда были лучше: меня не встречали у подъезда, не выкручивали руки, чтобы я дала автограф. Если кто-то хотел увидеть меня, задать какой-то вопрос — приходили на встречи (они организовывались в разных городах Советского Союза). Залы были полными, яблоку было негде упасть. Как-то одна женщина в Краснодарском крае потеряла сознание, потому что стояла страшная жара, да еще и зал был битком набит людьми. А сейчас много вульгарности, вымышленного, надуманного. Иногда, читая о себе, — ужасаешься. Такого никогда не было и не могло быть, а газеты пишут... Например, о Руслане Татьянине, моем визажисте. Мое счастье, что на моем жизненном пути встретился этот человек. Руслан, как никто другой, чувствует мою душу и знает, как «заставить» меня чувствовать себя «богиней», а желтая пресса такого понаписывала... Это больно!
— На какую роль Вы сейчас согласились бы? Что бы хотели сыграть?
— На любую! Одно условие: там должна быть женская судьба. Все равно какая, счастливая или несчастная! Главное — женская судьба! И такая, чтобы мои одногодки, увидев ее, поняли, что наш возраст не может стать помехой счастью, что в любом возрасте женщина остается женщиной.
— Вы сыграли много женских образов, какой из них больше всего отвечает Вашему внутреннему состоянию?
— Габи из «17 мгновений весны»! Она очень скромна, спокойна. С такими большими удивительными глазами. Такие глаза, как у Габи и у меня, вы редко встретите.
— От каких ролей Вы отказываетесь?
— Если там есть большие монологи. Я с детства с трудом учу чужие слова и потому думаю: зачем мне волноваться из-за какой-то роли? Лучше я сыграю Габи. Да, она немногословна, но более выразительна, чем некоторые другие роли. Вот представьте ее, если бы она откровенно цеплялась к Штирлицу... Отказываюсь я и тогда, когда партнер мне не нравится. Мне нужно, чтобы люди, с которыми я работаю, были мне по душе.
— Вы говорите, что не любите длинных монологов. Вы не хотели бы сыграть в немом кино?
— Я считаю, что создана именно для немого кино. Имея такие выразительные собачьи - глаза, не в значении собачьи, а в значении выразительные, я была бы там первой!
О внешности и другом...
— Светлана Афанасьевна, Вы очень хорошо выглядите, как Вам это удается?
— Кремы. Когда я получаю деньги за концерты, я покупаю мужские кремы после бритья, увлажняющие. Они не очень дорогие, но действеннее женских. Кроме того, если вы хотите хорошо выглядеть, нужно сесть на особую кухню: не следует злоупотреблять спиртными напитками, желательно не есть селедку. Я, честно говоря, и сейчас бегаю, делаю пятиминутную зарядку. Раньше вообще моржихой была. И, наверное, это меня поддерживает и сейчас. Я очень любила спорт, у меня даже разряды были.
— Как Вы считаете, что является самой большой удачей, счастьем в Вашей жизни?
— Встреча с Володей Ивашовым (муж Светланы Светличной, с которым она прожила в браке более тридцати лет. — Авт.). То, что я была его женой, то, что много лет прожила с ним, а не с каким-то дураком... Лучшего мужа и человека, чем он, я не встречала. Я и сейчас могу влюбиться, но я знаю, что мне в жизни повезло! Потому что семья — самое главное!
— Это болезненный вопрос. Вы похоронили и мужа, и сына. Что Вас поддерживает?
— Вера! У меня было много причин после их смерти спиться, скатиться на самое дно, но я знаю, что я буду отвечать за каждый свой поступок, и не перед вашей газетой, и не перед другими, а перед Богом! К сожалению, молодежь этого сейчас не может понять. Ей бы побольше урвать от этой жизни...
— Вы сейчас о чем-то жалеете?
—Да. Что отказывалась от каких-то ролей. Жалею и о том, что иногда обижала мужа ни за что. Правда, у меня есть одна хорошая черта: если я не права — я извинюсь, даже при людях извинюсь. А еще жалею о том, что когда-то пришлось выбирать между театром и кино, и я выбрала последнее, ведь театр — особое искусство. Сейчас меня зовут в театр, но я не иду, потому что все нужно делать вовремя.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Я хочу, чтобы с меня брали пример женщины моего возраста и никогда не сдавались, чтобы у них всегда была улыбка на лице!
Ольга Мусий, еженедельник «ГАРТ» №47 (2487)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Светлана Светличная, актриса, «ГАРТ», Ольга Мусий