Воспитание по системе Грищенко
Воспитание по системе Грищенко
Родилась и прожила всю жизнь в Чернигове. Любила танцевать, ходила в балетный кружок. А тут война... В 13 лет осталась без отца и без матери. Дом сожгли немцы. Какое уж тут счастье?! Логичнее и проще было обозлиться на несправедливость, а не раздаривать душевную теплоту чужим детям. Надежда Ивановна почти всю жизнь проработала в школе. В трудовой книжке -57 лет педагогического стажа. Сейчас она живет в однокомнатной квартире, получает учительскую пенсию. Но вот на лавочке около дома ее никто никогда не видел. Отдыхать она так и не научилась. Когда-то наградили Надежду Ивановну бесплатной путевкой в дом отдыха. Так она и там умудрилась каждое утро для отдыхающих проводить зарядку, поливать цветы... Администрация дома отдыха даже предложила ей остаться еще на месяц. Но от бесплатной путевки она, разумеется, отказалась...
Каждый учебный год у своих первоклашек в Черниговской школе №3 Надежда Ивановна «начинала» летом. Мамы и бабушки от неожиданности сначала были просто в шоке: ребенок только в сентябре в школу пойдет, а в августе с «деловым дружеским» визитом приходит в дом его учительница. А Надежда Ивановна всегда внимательно осматривала рабочее место своего будущего «подопечного». Потом спокойно и неторопливо расспрашивала маму о том, какие книги вместе читали, чем и когда болел ребенок. Иногда заодно приходилось выслушивать и грустную историю о разводе родителей. За это знакомство с домашними условиями первоклассника учителю не полагалось никакой доплаты. Но зато Надежда Ивановна никогда не попадала в нелепую ситуацию, зная, как обстоят дела в семье. Наверное, никакое высшее педагогическое образование не научит любить детей. К большому сожалению, еще никому не удалось написать такую инструкцию. А каким должен быть первый учитель? Мы привыкли ассоциировать учительскую любовь с мягкостью, покладистостью. Нам кажется, что ребенок должен очень комфортно чувствовать себя в школе. А бывает по-разному... «Мягкая, покладистая... » - это не про Надежду Ивановну! Она помнила все недочеты: какое правило не выучил, какое стихотворение забыл. Требовательность была, как во взрослой жизни: каждому, рано или поздно, но придется сдавать невыученную тему! Никакие оправдания не помогали. Она никогда и ничего не забывала! Но помнила не только это... Она знала день рождения каждого ученика. И тоже никогда не забывала! Еще она помнила имена младших сестренок и передавала им конфеты. А знаете, что было для ее учеников величайшей радостью? Оказывается, большим счастьем считалось: прибежать в школу пораньше, протолкнуться, изловчиться и... успеть взять за руку свою учительницу...
Сегодня первые ее выпускники уже и сами на пенсии... Вроде бы и виски седые, много всего пережито и позабыто... Но только все ее ученики помнят, что им было интересно учиться. И это потому, что учительнице было интересно их учить. Надежда Ивановна почему-то никогда не болела гриппом. Она вообще никогда не болела! И еще... Никто не помнит, чтобы она с тоской смотрела на часы, ожидая звонка с урока. А родители не могут припомнить случая, чтобы ребенок принес домой тетрадь с непроверенной домашней работой.
С концертами ее ребята выступали везде: во всех воинских частях и ветеранских организациях. Было ли это патриотическое воспитание или просто воспитание? Она рассказывала детям о войне: как ее мама работала медсестрой в госпитале, как она со своей верной подружкой Адой Усольцевой бегала туда мыть полы, стирать бинты, кормить с ложечки тяжелораненых... И о том, как немцы пришли в Чернигов, как зимой она ходила выменивать на молоко вещи погибшего отца, потому что умирала ее мама. В госпитале под диктовку раненого она писала письма ему домой, потому что у парня снарядом было разворочено лицо... (Глаза не видят, места живого нет от ожогов, а сердце работает). Прошло уже почти полвека, а ее ученики помнят до сих пор, как они тогда вместе плакали...
А потом, уже в четвертом классе, они вместе собрали все необходимые документы и добились-таки, чтобы одной из улиц на Валу присвоили имя прославленного Героя Советского Союза. Все сделано было «по-взрослому»! Теперь они с гордостью ходят по улице имени Сережникова. Ночью разбуди: каждый из них расскажет о подвиге этого майора, который участвовал в освобождении Чернигова. Вспоминают они, как выступали в перерывах между матчами на футбольном поле стадиона имени Гагарина. И Надежда Ивановна поддерживала их, как могла: «Так! Внимание! На нас смотрит вся Европа...» И они тогда очень старались... Сейчас кажется, что, наверное, никогда в жизни больше не было такого усердия. Им аплодировали переполненные трибуны стадиона - это было очень «круто». Надежда Ивановна всегда хорошо понимала, что ребенком быть гораздо сложнее, чем это кажется некоторым взрослым...
Кстати сказать, что быть родителем в классе Грищенко - дело тоже далеко не из легких... Почему? А просто ей было совершенно не важно, какой пост занимал папа. Святой долг и обязанность №1 - это быть родителем. Все остальное - потом. И если надо прыгать на «Веселых стартах» в мешках, то и папы прыгали, и мамы. А потом всей семьей, еще долго-долго об этом вспоминали и смеялись... (Дети ведь не переносят, когда родители сплошь говорят только о работе). Многие из них лишь сейчас начинают понимать: оказывается, то, что делала их первая учительница, очень трудно назвать работой. Это была - жизнь... А некоторые ее коллеги искренне недоумевали: «Зачем Надежда Ивановна берет с собой так много родителей, когда идет на экскурсию? Ведь ее классы всегда отличались послушанием и дисциплиной. А она построит отряд детей и рядом обязательно эскорт родителей?»
А еще они всем классом ездили за грибами... Вместе с родителями! Катались с горки на санках. Тоже с родителями! Сейчас уже понятно, что это была своеобразная «прививка» радостных воспоминаний на взрослую жизнь... Примеры? Сколько угодно! Один мальчишка, мягко говоря, далеко не отличник, потом еще очень долго с гордостью будет вспоминать, как именно его папа сумел разжечь костер после дождя. И парнишка с удовольствием ловил на себе завистливые взгляды некоторых пацанов...
А одна девочка впервые услышала, как ее отец, который работал очень большим начальником, здорово поет пионерские песни, классно выбивает дробь на барабане и может заразительно хохотать.
А на родительские собрания мамы никогда не боялись ходить, потому что «при свидетелях» Надежда Ивановна могла только хвалить. А для замечаний, вернее для советов, она выбирала другое время. Но вот не ходить на собрания родители очень «боялись», постоянно прокручивая в голове: «Только бы ничего не помешало на работе. Ведь свой же ребенок потом дома никакого житья не даст...» Честь семьи ребята из класса Надежды Ивановны всегда «блюли» строго.
Детей «испортить» любовью нельзя. А отсутствием ее - можно. И если взрослые терпеть не могут, когда им читают нотации, то почему это должно нравиться малышам? Вот поэтому каждую субботу Надежда Ивановна проводила «уроки» для родителей, бабушек и дедушек. Врачи и учителя, музыканты и экономисты терпеливо слушали: как правильно записывать условие нового типа задач и сколько клеточек надо отступать... А уж дети эти две клеточки точно на всю жизнь запомнили. Хотя, казалось бы, зачем их считать? Отступил ты две или три - какая разница? Сегодня - это уже никому не нужный пережиток... И количество клеточек на судьбу ребенка вряд ли повлияет. А оказывается, что плохие привычки формируются очень легко. Никаких усилий не надо. Но вот только жить с ними потом слишком тяжело... (Уж мы-то знаем... Мы ведь все родом из детства... )
Первое время некоторых родителей даже раздражал этот беспрекословный авторитет учителя... Разве это трагедия, если «не пришел или не сделал». Ну, подумаешь, опоздал ребенок на урок или тетрадку с учебником забыл. Но дома только и слышно: «Надежда Ивановна не разрешает... А Надежда Ивановна сказала... » И только потом мама с благодарностью вспомнит учительницу. Ребенку с хорошими привычками ведь действительно легче жить. Каждое утро сын без напоминаний убирал свою кровать. Это оказалось не просто хорошей привычкой, а еще и отличной установкой на удачный рабочий день. И режим, и порядок на столе - это уже ничем не выбить... Привычка! А еще ребята знали, что их Надежда Ивановна обязательно будет интересоваться, как написали ее дети директорские контрольные... И даже если эти «дети» уже учились в 9 или 10 классе - это ничего не меняло. Она каждый год все равно будет радоваться их успехам и огорчаться неудачам. Банальная эта фраза часто встречается, когда говорят о хороших учителях. Но ведь так и есть. Надежда Ивановна до сих пор смотрит все местные новости по телевизору, выписывает несколько газет и подсознательно ищет знакомые фамилии... Не все ее выпускники стали известными в городе людьми. Но для нее самое важное, чтобы ее «дети» сохранили такие немодные в наше время качества, как совесть и порядочность.
В ее квартире есть маленький домашний «музей»: фотографии выпускников, пачка грамот, медаль «А.С. Макаренко», медали «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд». А еще есть значки: «Відмінник народної освіти», «Отличник народного образования СССР». Есть и другие награды, но за ее спиной никогда не было влиятельных родственников. Она просто всегда считала, что успех обязательно должен прийти к тому, кто делает то, что любит. И другого пути - нет. Но с особой бережностью она хранит стихи, которые первоклашки сами сочиняли и каллиграфическим почерком для нее переписывали. А еще в книжном шкафу лежит стопка приглашений на свадьбы: одни - простенькие, написанные от руки, другие - напечатаны золотыми буквами на дорогих пригласительных открытках. Есть и телеграмма, которая начинается так: «Дорогая моя мамочка...»
Видимо, в свое время у Надежды Ивановны столько было отнято, что судьба все-таки постаралась восполнить эти потери. Сегодня ее «дети» приводят к ней своих внуков, чтобы немного подтянуть перед школой чтение или математику. А один ее выпускник недавно признался, что до сих пор помнит, как впервые к ним в дом пришла Надежда Ивановна... Она тогда угостила его яблоком. Такого сочного и такого вкусного яблока он не ел больше никогда. Он прожил с этим воспоминанием всю жизнь. И только недавно, на встрече выпускников, выяснилось, что, оказывается, такие же яблоки запомнили и некоторые другие «мальчишки». А в классе у них было 46 учеников...
Екатерина Чуранова, еженедельник «Деснянская неделя» №31 (031)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: воспитание, дети, школа, «Деснянская неделя», Екатерина Чуранова