Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Тамара Яценко: «Единственный соперник — я сама»

Тамара Яценко: «Единственный соперник — я сама»

Тамара Яценко: «Единственный соперник — я сама»
В спектакле «Голубка», который представил черниговской публике в рамках фестиваля «Славянские театральные встречи» киевский Молодой театр, заняты прекрасные актеры: очаровательная Лилиана Ребрик, фееричный Виталий Шептекита… И прима Молодого театра народная артистка Украины Тамара Яценко. С Тамарой Александровной удалось поговорить подробно — время для интервью нашлось в расписании перед экскурсией в Антониевы пещеры.

— …Первый мой «выезд» был — «Дунька выехала в Европу!» — в школьные годы, лет, может быть, в пятнадцать. Я под Киевом родилась, в селе Горенка, возле Пущи-Водицы. И до тех пор я дальше Киева никуда не ездила. А тут нас повезли в Чернигов! И впечатлений очень много осталось, до сих пор я помню квартиру-музей Коцюбинского, помню, как по церквям мы ходили… Море впечатлений. С тех пор я в Чернигове не была — только в области, в Остре, даже грамоту там получила.

— Я сегодня говорила знакомым, с кем буду встречаться, и слышала в ответ: «А, это та, которая смешная?» Вот это определение — «та, которая смешная», то, что у вас сложился такой образ, — не мешает ли вам? В работе с режиссерами, в выборе ролей?

— Это же не мне выбирать, это уж народ выбирает — какая я… Смешная или нет.

— Но вы от своей Прони Прокоповны все-таки отказались — значит, надоело быть смешной?

— Ну, отказалась… Как я считаю — вовремя. Хотя некоторые и считают, что…

— Что напрасно?

— Нет, наоборот — что мы ее немножко даже затянули, переборчик получился. Я Проню играла двадцать восемь лет, а нужно было хотя бы через двадцать отказаться. Понимаете? Восемь было лишних лет. Как минимум. Хотя меня до сих пор встречают и спрашивают: «Почему вы не играете Проню?» Ну вот, пора пришла… Нельзя же все время на одном кресле сидеть. Хочется и чего-то новенького.

— Тамара Александровна, а вы Проню любите? Вы ее, кажется, больше шестисот раз играли…

— Конечно люблю! И при всякой возможности стараюсь ею побыть. Вот недавно Юго-Западная железная дорога отмечала 140-летие. И меня как Проню Прокоповну пригласили — чтобы я, как почетная гостья, проехала в отреставрированном дореволюционном вагоне (даже не прошлого, а позапрошлого столетия, в этом поезде Столыпин ездил). Мы подъехали к станции Киев-Пассажирский, я вышла в платье Прони, с саквояжем… Поинтересовалась у начальника станции: «Как проехать на Подол?» Меня потом спрашивали: «А что вас так мало?» «Ну, — говорю я, — это чтобы не было много».

— А правда ли, что Андрей Данилко свою знаменитую проводницу придумал после того, как вас увидел?

— Да! Он мне лично это говорил. Посмотрел наш спектакль «За двумя зайцами» и Проней вдохновился.
А еще он меня пригласил сняться в «Приключениях Верки Сердючки». У него в Полтаве была нелюбимая учительница химии, с которой они друг друга терпеть не могли. Вот на эту роль он меня и пригласил. Сыграла я химика — «химикат» целый!

— К проекту «Шоу Долгоносиков» уже точно нельзя вернуться? Думаю, не я одна помню ваш замечательный образ…

— Буквально недавно мы их вспоминали. В программе на канале «Культура» мне задали вопрос «про поганий український театр». И я вспомнила эпизод из «Долгоносиков» — где артисты на котурнах выходят. И вспомнила… не буду называть, какие театры, чтобы не обидеть — знаете, так это выходят на сцену и «кличуть»: «Гей, хлооопці!» — ну точно на котурнах.
А потом они еще подставили к видеоряду (пафосному, где начальству каравай выносят) мой монолог: «На панщині пшеницю жала, Втомилася; не спочивать Пішла в снопи, пошкандибала… Слова забула, твою мать!»

…Я и рада была, что снялась в этом шоу, и нет. Службу мне сослужили «Долгоносики» не во всем хорошую. Конечно, они принесли мне огромную популярность, узнавать стали «і хто треба, і хто й не треба». И до сих пор узнают, вчера вечером даже черниговцы подходили — именно как актрисе из «Долгоносиков» — и просили сфотографироваться. А с другой стороны, после «Долгоносиков» мне стало сложнее работать. Например, режиссер Олег Гойда прямо сказал: «Если бы я тебя только в «Долгоносиках» видел, никогда бы не взял!»

— Это вот «которая смешная». Приклеилось — и все…

— Это не просто «смешная», это клоунада высшей категории! Ну так вот пришлось мне. Я попробовала себя.
— Смешная — это же значит, добрая! — добавляет завлит Молодого театра Анастасия Натяжная.
— Ну, это как сказать… Я и злую кикимору играла.

— Вы и фрекен Бок озвучивали!

— Да, точно. И сейчас приглашают на дубляж: недавно вот оперную диву я в американском мульт-фильме озвучивала.

— А в жизни вы человек с юмором?

— В жизни я больше «по правде». И мне даже замечают, особенно домашние: «Лучше б уж ты меньше правды говорила». Но кто-то же должен говорить о недостатках!

— А помните у Булгакова — «Правду говорить легко и приятно»?..

— Оно-то приятно. Но я не максималистка, крайностей не люблю, держусь золотой середины. Но правду говорить надо иногда. Особенно мужчинам: чтоб понятливее были!

— Вы как-то сказали: «Мой любимый бренд — базар». Это в шутку или всерьез было?

— Нет, какие шутки. Базар — это мой Гайд-парк.

— Срез общественного мнения?

— Ну смотрите. Если тебе дома не хватает, к примеру, комплиментов (дома же не всегда комплименты говорят, тоже любят критиковать), выходишь на базар — и началось! Всё ты о себе услышишь, чего ты стоишь. В глаза. И не нужно бояться этого, не нужно закрываться в машине — выходить на базар, общаться с людьми… Они и правду скажут, и похвалят, и выручат, если что.

— Вы, может быть, и в маршрутках ездите?

— Я и в метро спокойно езжу, и в маршрутках.

— А не досаждают, не дергают?

— В основном публика встречается воспитанная. Но иногда приходится «тікати». Помню, после спектакля зашла в ночной магазин — хотела купить кефира. И меня узнали, стали хватать, обступили! Я пулей оттуда выскочила, уже и кефира не нужно было!

На сайте вашего театра прочла: «Незважаючи на той шалений успіх, всенародну любов та пошану, яку вона має, Тамара Яценко залишилася доброзичливою, безпосередньою, довірливою, чуйною людиною, в неї нема хвороби “Зоряності”, хоча вона безперечно “Зірка”». Почему такое противопоставление? Почему «несмотря на успех»? Что, успех обязательно портит?
— Ну естественно. Планка падает, звездная болезнь обязательно появляется. Редкоhttp://www.gorod.cn.ua/admin_new/table_view.php?table=articles&add кто не заболевает ею, если приходит успех, начинают узнавать… Есть редкие исключения — вот Лилиана Ребрик (актриса Молодого театра, исполняющая в «Голубке» заглавную роль, а также ведущая шоу «Танцуют все!». — Авт.) у нас тоже ухитрилась этой болезнью не заразиться, осталась человеком, доброжелательным, хорошим.
Когда уже эта планка едет — это болезнь. И я этим людям не завидую. Они прекращают работать над собой, они уже «гении» — а это всё, это даже не остановка — это откат назад. Начинается деградация.

— И вот тут как раз нужна Тамара Яценко, которая скажет правду! И поставит на место, — смеясь дополняют сидящие рядом артисты.

— А вот из вашего интервью: «Ми живемо, щоб змагатися з собою»…

— А у меня единственный враг и соперник, с которым я соревнуюсь. Это я. Больше ни с кем не нужно соревноваться, только с собой. Я это делаю все время. И переубеждаю себя, и по мордасам даю.
Главное — не кого-то менять, себя надо менять! Мы очень заблуждаемся, когда думаем, например, что у нас партнер плохой. Если тебе партнер мешает — над собой поработай! Такая моя позиция.

— А вот о позиции. Почему вы у Йоса Стеллинга в «Душке» отказались сниматься? Знаменитый режиссер, хороший состав…

— Мне не понравился сценарий. Точнее, то, что там Европа — чистая, сытая, а нашу страну показывают — все черное, люди в фуфайках, и моя героиня в черном грязном автобусе рожает ребенка... Я отказалась, несмотря на большой гонорар. Меня даже вызвали к Стеллингу, он не мог понять, почему я отказываюсь. Я объяснила почему.

Душа сказала: «Нет!» И всё — хоть за миллион.

Вера Едемская, еженедельник "Взгляд", №44 (177)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник "Взгляд", Тамара Яценко

Добавить в: