Владимир Мунтян: «Не ожидал увидеть в Чернигове стадион такого высокого уровня»
Владимир Мунтян
— Владимир Федорович, я знаю, что впервые Вы были в Чернигове, когда играли за сборную школьников Киева на первенстве Украины.
— Да, было это где-то лет 50 назад. Финал проводили на стадионе им. Ю. Гагарина. Наша команда тогда выиграла. Я забил невероятные голы. Бывает, наверное, так, когда все удается. А через несколько дней в «Спортивной газете» вышла статья под заголовком «Присмотреться к Мунтяну». Странно было, но воспоминания приятные.
— После этого часто приезжали в Чернигов?
— В 90-х годах я приобрел в Козелецком районе хату, стал чаще бывать в Черниговской области. А в 2000-м на открытии музея ФК «Десна» в Чернигове познакомился с Иваном Чаусом. Много лет мы общались по футбольным делам, а потом постепенно рабочие отношения переросли в дружеские. Иван приятно поразил меня своим профессионализмом и преданностью футболу. Именно он и пригласил меня посетить Добрянку.
— И какие у Вас впечатления?
— Честно говоря, совсем не ожидал увидеть здесь стадион такого высокого уровня. Команды первой, второй лиги не всегда тренируются в таких условиях. Неудивительно, что такие известные футболисты, как Денис Скепский, Александр Романчук и Андрей Ярмоленко, начав свою карьеру в добрянском «Полесье», сейчас играют за «Динамо» и молодежную сборную Украины.
— Вашим увлечением была акробатика. В 10 лет Вы стали чемпионом Киева среди школьников. Почему оставили этот вид спорта и выбрали футбол?
— Случилось так, что я заболел воспалением легких, возникли подозрения на туберкулез. Меня отправили на три месяца в детский санаторий в Пущу-Водицу. Как раз в это время отцу выделили на заводе долгожданные две комнаты в коммунальной квартире на Чоколовке. Из одной школы я перешел в другую. Появились новые увлечения. К тому же неподалеку от дома был стадион СКА, где мы с ребятами частенько гоняли мяч, а затем меня приняли в юношескую сборную Украины. Вот так случай и решил мою судьбу.
— А как вы попали в киевское «Динамо»?
— В те годы проводилось очень много юношеских соревнований, и мы, игроки скромной команды гороно, постоянно были на виду у специалистов. Вскоре меня приняли в сборную Киева, за которую также выступали и юные динамовцы. После товарищеского матча со сборной Москвы тренер Михаил Коман, работавший тогда с динамовским дублем, предложил мне на следующий день потренироваться вместе с футболистами команды. Назначили мне время, в 11 часов со стадиона «Динамо» автобус отъезжает на базу. Честно говоря, думал только о том, какие взять вещи на тренировку. Сумки, разумеется, не было — дерматиновая школьная папка с поломанным замком. Закинул туда кеды старенькие и в половине одиннадцатого — раньше! —- появился на месте сбора. Стал метрах в 10-15 за деревом и жду. Без десяти 11 подходят Соснихин Рудаков, Федя Медвидь, за ними идут Лобановский, Базилевич, Биба, Сабо. «Ой, куда же это я попал?» — думаю, а ноги словно к земле приросли. На часах 11 с копейками. В общем, автобус уехал, а я по Петровской аллее пошкандыбал. Иду и думаю: «Все! Труба! Забудут!» Неделя проходит, вторая. Встречаю Толю Бышовца — мы с ним в одном районе жили. Он говорит: «Слушай, а почему ты на тренировки не ходишь? Там спрашивают: где тот малый?» Объясняю: так, мол, и так, а он мне: «Ты что? Давай приходи!» Как же я переживал, думал, ничего у меня не получится ...
— Думаю, каждый игрок на всю жизнь запоминает свой дебют в большом футболе. Можете рассказать о своем?
— Конечно. Прекрасно помню свою первую игру в Ташкенте против местного «Пахтакора» в 1965 году. Матч выдался трудный, но мы все же победили 2:1. Все меня хвалили, а мне казалось, что я сыграл не очень хорошо, хотя не скрою — добрые слова слушать было приятно. Особенно от вратаря соперников — Юрия Пшеничникова, который специально зашел в нашу раздевалку, чтобы пожать мне руку.
— Вы один из немногих футболистов, которые познали всенародную любовь. В чем она проявляется?
— Для меня лучшее доказательство того, что ты сделал что-то полезное, — когда народ сочиняет о тебе песни. Еще в конце 60-х, помню, пели: «Бибу и Мунтяна, Сабо и Поркуян ждут медали, ждут». Сколько лет прошло, а встречаешься с болельщиками, и они до сих пор эти строки вспоминают. Приятно!
— Вы многого достигли еще и как тренер. В частности, тренировали команды Мадагаскара и Гвинеи. Трудно было?
— На Мадагаскаре я проработал тренером три года. Первый год неудачный какой-то был, неуклюже все получалось. Другая жизнь, ритм — надо привыкнуть, отношения как-то наладить. Плюс языковой барьер. Многие ребята не знали французского — у них там говорят по-малагасийски. Мне помогал местный тренер. Наш переводчик переводил на французский, а тот — на малагасийский. Понимаете, тройная трансляция. А через год я уже и сам начал с футболистами общаться, без переводчика. И на малагасийском пытался говорить, и на французском, и они меня понимали.
А когда на третий год моего пребывания команда стала чемпионом Мадагаскара, вы не представляете, как я радовался! Не передать словами! Министр обороны и президент Рацирака орден мне вручили «За достижения». Я — шевалье, майор, звание подполковника получил. Денег платили немного, но разве о них речь? Главное — я увидел плоды своего труда.
— А что представляет собой футбол Гвинеи?
— Его уровень выше, чем на Мадагаскаре. В этой стране все обожают футбол. Огромное количество способных ребят, но и проблем много. Футбол в стране любительский. Из-за нехватки средств чемпионат проводится в течение двух месяцев. У игроков нет контактов с клубами, а потому и отношение у них к своим обязанностям соответствующее. Спокойно пропускают тренировки и матчи. Да и трудно требовать что-то от футболиста, который, скажем, два дня ничего не ел.
— В своем интервью 1969 года Вы говорили, что в технике и физической подготовке киевское «Динамо» превосходит другие команды. Как Вы оцениваете их подготовку сегодня?
— Ответить сложно, ведь тогда в команде не было легионеров. Мы ориентировались только на свои силы, на воспитание наших футболистов. А сейчас непонятно что происходит. Но надо иметь терпение и болельщикам, и тем, кто непосредственно отвечает за футбол, и все наладится. В жизни все делится на белые и черные полосы, тут уж ничего не поделаешь. Необходимо уметь это достойно пережить.
— Владимир Федорович, большое спасибо за интересную беседу. Надеюсь, что уже скоро в жизни украинского футбола будет сплошная белая полоса.
Анастасия Яновская, еженедельник «ГАРТ» №43 (2483)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: футбол, стадион, Владимир Мунтян, «ГАРТ», Анастасия Яновская