«Дети – единственное мое утешение после смерти жены»
Александр Еременко с детьми - Владиком, Женей, Мариной и Катей
Александр встретил меня в рабочей одежде — только что подоил корову. Пришлось научиться, потому что жена умерла, оставив ему четверых малолетних приемных детей.
— Мы прожили с Татьяной 26 счастливых лет, - рассказывает 47-летний Александр Еременко. - А этим летом на Спас она оставила меня... Если бы не дети, я вообще не знаю, что бы и делал. Сидел бы, как гриб червивый, или слился бы. А так у меня забота есть: я знаю, что нужно суп сварить, постирать, убрать. И хозяйство держим: корова, поросенок, куры, гуси, утки - все, как было и при жене.
Познакомились мы с Таней в Холмах, где учились в школе после 8 класса. Я тогда жил в Стопилке, а она - в Камке, поэтому приходилось мне ездить через болото, через лес, чтобы встретиться с любимой. А как ушел в армию, так мы 2 года не виделись и не переписывались. Я не хотел быть очередным парнем, которого бы девушка не дождалась из армии. Службу проходил на афганской границе вместе с ребятами из Камки. Когда вернулся домой, захотел узнать о моей Тане, поэтому и поехал привычной дорогой в Камку. Среди сельской молодежи была и она. Едва лишь мы встретились взглядами, как в моем сердце опять проснулись прежние чувства, вспомнились наши первые встречи. Видимо, и Таня тогда почувствовала то же. Мы долго смотрели в глаза друг другу, не замечая толпы молодежи, что разделяла нас. А потом я, опомнившись, подошел к Тане, и мы заговорили так, будто и не было тех двух лет вынужденной разлуки. Оказалось, что моя любимая все это время надеялась, что я вернусь к ней. Той ночью мы проговорили до утра. Когда я возвращался домой, мне казалось, что не птички щебечут, а мое сердце поет от счастья! С тех пор мы только и мечтали — скорее пожениться. И как только Татьяна закончила техникум, мы отгуляли свадьбу, мне тогда был 21 год, а ей - 20. Жили сначала у моих родителей в Стопилке. Жена сразу пошла работать в Рыбинский колхоз по своей же специальности - бухгалтером, а я устроился там же водителем. Очень скоро мы решили приобрести домик в Рыбинске. Сказано - сделано: купили маленькую избушку и во дворе начали строить вот этот дом. Таня моя всю жизнь была такая шустрая, ни минутки не посидит без работы. Когда этот дом строили, так, бывало, посадит детей в большой таз с игрушками, чтобы не влезли никуда, а сама дранку бьет в доме. Так мы всю жизнь и были вместе, она мне во всем помогала. Вырастили двоих детей, сына Андрея и дочь Юлю. Сейчас они уже имеют собственные семьи и не живут со мной: Андрей — в Корюковке, уже и внуку 5 лет, а Юля вышла замуж в Чернигов, у нее пока детей нет. Только на выходные приезжают, чтобы помочь по хозяйству.
— А как случилось, что вы взяли на воспитание четверых детей?
— Это Таня захотела. Она у нас всегда была главой семьи.
— И вы так спокойно об этом говорите?!
— Я говорю так, потому что это правда. Думаю, мне нечего стесняться. Ведь каждая семья по-своему счастлива. С нашими детками вышла целая история. У Татьяны близ Рыбинска живет двоюродный брат со своей семьей. Получилось так, что их с женой хотели лишить родительских прав, а у них трое детей. Моя жена такая чуткая была, такая жалостливая, вот и не хотела отдавать племянников в приют. Узнала она, что нужно для того, чтобы взять этих детей к нам. Мы с Танечкой прошли специальные курсы для родителей в Чернигове в Центре социальных служб для детей, семьи и молодежи и получили удостоверение. А за это время двоюродного брата с его женой, можно сказать, «помиловали» и детей не забрали. Наше удостоверение о прохождении курсов имело определенный срок действия, поэтому нам предложили взять других детей в семью. Таня тогда уже так «загорелась» этой идеей, что останавливать ее было бесполезно. Да я и сам не отказывался. Хотели мы не меньше троих. А когда жена в черниговском архиве увидела фотографии наших детей (они родные братья и сестры), то поняла, что они и в самом деле наши. Они тогда воспитывались в Нежинском приюте. Уже три года эти дети для меня как родные, хотя и называют «дядя Саша». Но я не обижаюсь, понимаю, что они достаточно взрослые, чтобы знать правду: Владик у нас старшенький - ему .13 лет, Марине 11, Евгению 9, а младшей. Катюше 17 сентября исполнилось 7. У нас теперь приемная семья. Дети учатся в нашей школе. Односельчане приняли их очень хорошо, никто не обижает, не дразнит. А Татьяниного двоюродного брата с женой лишили-таки родительских прав. Они позже приходили уговаривать Таню, чтобы взяла племянников, но было поздно. Мы не могли вернуть наших, потому что уже по-настоящему полюбили их. Наверное, так распорядилась судьба.
Эти три года - счастливые для меня, для детей, которые попали в семью, и для моей Тани - пролетели как тучки на небе. Когда мы только брали детей, то уже знали, что ужены не все в порядке со здоровьем - у нее был рак. Но врачи давали надежду на выздоровление, и сама Таня была большой оптимисткой, - вздыхает Александр. - Мы верили в лучшее. В этом году весной жену положили в больницу, тогда мне врачи прямо сказали, что остались считанные месяцы. Сама она оставалась в неведении и до последнего дня верила в свое выздоровление.
На минуту мой собеседник замолчал, я не осмелилась нарушить тишину. После тяжелого вздоха он продолжил:
— Когда Таня умерла, девочки были на отдыхе в Испании. А мальчишки здесь поплакали да и все. Владик помогал женщинам на похоронах, показывал, что где лежит. А я от горя был сам не свой. И сейчас не могу об этом спокойно вспоминать, вы уж простите меня. Потом приезжали из района, спрашивали, буду я детей назад в приют возвращать или осмелюсь оставить. На семейном совете я спросил их самих: «Хотите вернуться или со мной останетесь?» Все в один голос закричали: «Останемся, останемся!» Другого я от них и не ожидал.
Сейчас я не работаю. Не могу оставить детей одних дома (родственников в Рыбинске у нас нет), да и домашних забот хватает. Хорошо, что государство на детей выплачивает пособие. Дети всегда охотно помогают мне, нечего и жаловаться. Все они послушны, всегда жмутся ко мне. Вот у Катюши недавно был день рождения, так мы отпраздновали, пригласили ее подружек, купили сладостей...
— Что тебе подарили на день рождения? - спрашиваю.
— Дядя Саша — куклу и шоколадку, а Марина подарила альбом, - скромно рассказывает Катя.
26 счастливых лет с Татьяной прошли. Теперь начинается новый период. И то, каким он будет, счастливым или не очень, покажет жизнь.
Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №40 (2480)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: жена, дети, утешение, Анна Самойленко