Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Денис Ромодан: «Я живу в двух временах»

Денис Ромодан: «Я живу в двух временах»

Денис Ромодан
В древних мифах многих народов есть истории о легендарных кузнецах. Они и оружие волшебное ковали, и со змеями-драконами боролись, и людей всяким ремеслам обучали. Так что профессия эта, можно сказать, одна из древнейших, и даже несет на себе некий налет старинных героических сказаний. Это вполне объяснимо и с исторической точки зрения — кузнец раньше прочих мастеров выделился из общей массы своих соплеменников и, перестав пахать и сеять, должен был сосредоточиться на своем ремесле, требующем достаточно сложных профессиональных навыков. Все это было непонятно обычным людям, вот в их глазах кузнец, повелевающий огнем, и стал чем-то вроде колдуна и шамана. Кстати, и кузница обычно находилась на краю селения (как сказали бы сейчас, из соображений противопожарной безопасности). Но в глазах наших далеких предков это тоже добавляло мистики в образ кузнеца.

Сейчас профессия кузнеца стала довольно экзотической, и тем более нам кажется странным, когда кто-то осваивает это непростое ремесло не ради заработка, а, так сказать, по велению души.

Герою нашей статьи, Денису Ромодану, 21 год. Из них три года он занимается исторической реконструкцией и кузнечным ремеслом. Кует не балконные перила или садовые оградки, а шлемы, доспехи и прочие экзотические для современного обывателя вещи.
— Это не способ зарабатывания денег, — подчеркивает Денис, — это такое своеобразное хобби, попытка понять, как это делали наши далекие предки.

— Проникновение в старинные секреты ремесла дело непростое, тут без чтения специализированной литературы не обойтись. Но, насколько я знаю, ты не профессиональный историк?
— Историей я увлекаюсь давно, после техникума даже хотел поступать на исторический факультет, но как-то не сложилось. Я принимал участие добровольцем в наших археологических экспедициях, в частности в Шестовице. Даже если ты не историк-профессионал, но действительно хочешь вникнуть в какую-то тему и исследовать ее, то все зависит только от твоего желания. Для меня такой темой стало оружие, доспехи. Было интересно не только надеть на себя сделанный кем-то доспех, взять в руки меч и подраться, а еще и понять, как это делалось в те далекие времена…

— Но в своей работе ты используешь современные технологии?
— Скажем так: я пытаюсь реализовать старинные технологии на современном оборудовании. Конечно, полностью возродить технологический процесс тысячелетней давности со всеми инструментами и техниками сейчас практически невозможно… Но те вещи, которые я делаю, полностью должны соответствовать историческим аналогам. Иначе это уже не историческая реконструкция. Например, если я хочу сделать древнерусский шлем, то я сначала должен перевернуть кучу литературы, ознакомиться с описаниями археологических находок и только тогда приступать к работе. Важно соблюсти и внешний вид, и пропорции…

— А мечи куешь?
— Ну, мечи — это вещь очень сложная. Чтобы сделать хороший клинок, нужно много опыта и знаний. Я пока еще таких высот не достиг, и, думаю, перспектива эта не близкая. Еще в древности хороший меч считался одним из показателей оружейного мастерства. Лицо мастера, так сказать.

— Много времени отнимает такое твое хобби?
— Любое дело, если им заниматься серьезно, отнимает много времени. Но, конечно, и на обычную жизнь время должно оставаться, живем-то мы, как ни крути, в XXI веке, а не в Х и не в ХІ. Зато уже на всяких фестивалях и турнирах можно оторваться по полной! И с единомышленниками пообщаться, и плоды своего труда представить, послушать, что о них другие скажут. Может, где-то что-то учесть, исправить. В таком деле обмен опытом — это очень важно.

***

Кроме кузнечного ремесла, есть у Дениса еще одно занятие, связанное с исторической реконструкцией, — изготовление щитов. Когда-то при изготовлении щитов наши предки тоже использовали разные технологии, в бою немаловажную роль играла и форма щита. Кстати, на всех щитах еще и разные рисунки, также взятые из исторических источников.
— Есть у нас один парень — он великолепно рисует, да еще и экспериментирует с натуральными красителями, не современной же краской разрисовывать старинный щит. Вот мы с ним на пару и работаем, — говорит мой собеседник.

— А часто ли ты выезжаешь на разные фестивали, подобные нашему «Коровелю»?
— По-разному. Это зависит и от времени, и от средств (ведь на поездки нужны деньги). Вот весной этого года были в Белгороде-Днестровском. Там мы уже второй раз, очень понравилось. Рыцарский турнир проводят в старинной крепости XIII—XV веков, и это придает неповторимую атмосферу всему фестивалю. Опять же в июле побывал на одном закрытом камерном мероприятии в Чернигове. Ребята из Белоруссии делились опытом изготовления кольчуг по старинной технологии.

— Среди людей, далеких от исторической реконструкции, бытует мнение, что это все — детские забавы. Мол, подрастут ребята — пройдет. А некоторые особо суровые товарищи даже вешают умный психологический ярлык «эскапизм» — побег от реальной жизни вследствие каких-то комплексов. Как ты относишься к таким заявлениям?
— Если честно, то мне как-то не важно, что кто-то об этом думает и какие ярлыки вешает. Я занимаюсь любимым делом — этого достаточно. Думаю, что историческая реконструкция дело совсем не детское. Многие нас почему-то путают с так называемыми толкиенистами, но мы к ним не имеем никакого отношения. Я и сам считаю, что если людям за тридцать, а они считают себя эльфами и гномами, то что-то тут не так. А реконструкция, которой мы занимаемся, — это способ изучения истории, который признают даже серьезные ученые. Уже даже на некоторых археологических конференциях проводят круглые столы на темы реконструкции. Есть такое понятие «экспериментальная археология». То есть не просто откопать, почистить и положить под стекло в музее, а еще и попытаться воссоздать ту или другую вещь, понять, как она действовала, как ее в то время могли использовать. Этим, я думаю, мы отдаем должное своим предкам.

***

За пять минут у моего собеседника десять идей и еще куча планов, которые он не успевает высказать. Язык просто за мыслями не поспевает. Так что к размеренной беседе такая обстановка никак не располагает. А как же по-другому? Надо же столько всего успеть! Ведь такие люди живут сразу в двух временах — своем и том, далеком прошлом. И согласитесь, это не так уж плохо.

Справка

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. А также деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов.
Экспериментальная археология — направление археологической науки. В ходе эксперимента ученые живут как люди отдаленных эпох, постигая древние ремесла и восстанавливая забытые технологии, проводя сезонные сельскохозяйственные работы и т.п.

Елена Чернова, еженедельник «Взгляд» №37 (171)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: кузнец, Денис Ромодан, Елена Чернова

Добавить в: