Владимир Банюк: «У театра меняется генетический код»
Владимир Банюк
С первых спектаклей Молодежного театра, которые мне пришлось увидеть еще школьником в конце 80-х в «Янтаре», и по сегодняшний день у меня возникло и остается ощущение, что Банюк просто не умеет играть плохо!
Человек, который стоял у истоков «Молодежки», – бесконечно преданный этому театру, заслуженный артист Украины, лауреат областной премии имени М. Коцюбинского
- Твои любимые роли в театре?
- Та, что ушла из афиши, – Городничий. Это мечтанье, которое сбылось! Роль Задорожного из «Украденого щастя». А из тех, что сейчас – Тевье-молочник.
- Чем, по твоему мнению, отличается сегодняшний Молодежный театр от того , в который очередь за билетами занимали с утра?
- К сожалению, ТОГО театра нет. Сегодня он заражен вирусом лизоблюдства и стукачества. У театра меняется генетический код. Я могу и заблуждаться, но говорю то, что ощущаю. Из театра уходит ТОТ дух, ТА атмосфера.
- А в чём ты видишь причину?
- Нет художественности программы театра. Сейчас возникла новая социокультурная реальность – и театр оказался в растерянности. А это – шаг к застою театра, несмотря на отдельные попытки движения. Поэтому ряд актеров и старается реализоваться помимо этих стен.
Страшно за то, что происходит сейчас. Многие понимают, но молчат. Может, из страха перед кем-то или чем-то…
Кому оставлять театр? Кому его завещать?
- Какой же выход? Играть честно?
- Да. Делать свое дело искренне.
- Что же радует тебя сегодня?
- Не все поддаются этому вирусу. И многие делают шаг в профессию, пытаясь, к примеру, найти себя за стенами театра. Пускай и самонадеянно – но это же личная победа!
- Что делает Владимир Банюк по окончании спектакля?
- Анализирует сыгранное. Уже по пути домой. И если чувствую приятную усталость, значит, не зря был на сцене. Но бывают и «технические» спектакли, когда все идет по накатанной.
- А есть спектакли, в которых не хочется играть?
- Да. Те, в которых мне тесно. То есть там, где и тема, и роль уже были давно сыграны в ролях другого калибра. К примеру, Шпак в «Шельменко- денщике» (прекрасно сыгранный образ! – авт.).
Вот предстоит крупная роль – у Алексея Янковского, с которым начинаем работать в сентябре. А так – у меня уже давно не было такого уровня ролей в новом репертуаре, за исключением моноспектакля «Иуда Искариот».
- Сам что-то хотел бы поставить новое, по типу «Иуды»?
- Очень хотелось бы сделать моно- или дуэтную пьесу по мотивам пьесы «Фата Моргана» Михаила Коцюбинского.
- Есть ли у тебя друзья в театре?
- Это те, которые сейчас не с нами на одной сцене, но я не считаю, что они «ушли»: Саша Максяков, Таня Тушич. Замечательные коллеги!
Есть хорошие знакомые и из сослуживцев. Есть – «минус ноль». Кто-то выходил на сцену пьяным. Кто-то лгал. Такие люди – партнеры в конкретный отрезок времени, не более того.
- Много ли тебе надо по жизни материального?
- Только для минимального существования! Если кто-то считает, что в театре можно «загребать» – это глупость.
- Но, допустим, деньги состоятельных людей помогли бы сделать постановки?
- Что ты! Эпоха спонсорства и меценатства в Украине и не наступала! Это вот в Херсонском театре есть опекунский совет… А была б возможность – поставил бы свой спектакль «Я завещаю вам любовь» по мотивам «Алых парусов» Александра Грина. И сделал бы тур по разным городам.
- А в чем причина очень редких выездов Молодежного театра куда-либо?
- Ну, пытались в Ялту с «Ивановым», но получили вежливый отказ. Да и «Декамерон» в Черновцах был полностью разгромлен. И он – действительно устаревший. Его надо убирать. То же можно сказать и о «Федоте-стрельце». Ладно играть такое в 1988 году, но в двадцать первом веке, при тех же гэгах, при всём уважении к Филатову... Нечего там уже играть! Там – нет души. И я об этом уже не раз говорил – нельзя опускаться до уровня нетребовательной публики!
А вот когда совпадает художественность с коммерческой находкой – это дает прекрасный результат, как в случае с «Рэггеди Энн», «Зачарованным колом» Негрэску. Такие вещи становятся легендой.
- Как удалось провести свой недавний отпуск?
- Купил удочку. Был на рыбалке. Но большей частью сидел за ноутбуком. Делал макеты афиш, программки.
- Насколько тебе комфортно живется?
- Мне комфортно, когда начинается сессия!
- Ты учишься???
- На четвертом курсе Черниговского института искусств и менеджмента культуры Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Специальность – «Внешнекультурная деятельность, менеджмент».
Мне это интересно! Я вернулся в 80-е годы. Внутренне ожил и помолодел. Встрепенулся.
- Ну, а мы, зрители, надеемся, что ты всегда будешь с Молодежным театром…
- Насколько выдержит сердце. Насколько получится жить теми категориями, которые мы создавали. Даже если я останусь один на баррикадах. Оно же мое, родное…
- А когда тебе будет лет под 70?
- Даже если окажусь на том свете, все равно буду приходить сюда! Буду наблюдать за теми, кем станут и во что превратятся те, кому мы оставляем Театр.
Досье
Дата рождения: 26 ноября 1960 г.
Малая родина: Донецкая область, пос. Новождановка.
Образование: среднее специальное.
Семейное положение: холост.
Жизненное кредо: «После тьмы надеюсь на свет» (Сервантес).
Квартира: 1-комнатная.
Мобильный телефон: LG.
Любимые:
– блюдо: борщик! Готовлю сам, с детства;
– музыка: симфо-рок, инструментальная;
– актерские работы: Фанни Ардан в фильме «Калласс
навсегда», Богдан Ступка – «Свои». Многократно могу
смотреть «Человек дождя» с Дастином Хоффманом;
– писатели: Быков, Булгаков, Гоголь, Стефаник и Коцюбинский.
Блиц-опрос (10 вопросов за одну минуту):
1. Чему бы хотелось еще в жизни научиться?
- Да я ничего и не знаю…
2. С кем из известных актеров хотелось бы сыграть вместе?
- С Евгением Мироновым, Ниной Руслановой, Инной Чуриковой.
3. Какую роль хотелось бы сыграть?
- Не скажу!
4. Последнее культурное посещенное событие?
- Достойного – не было.
5. Партийность?
- Член Партии регионов.
6. Самая горячая пора жизни?
- Предпремьерная.
7. Наиболее значимые творческие люди в истории?
- Чаплин, Феллини, Гоголь.
8. Недавно прочитанная книга?
- Монография о Григории Сковороде Мирослава Поповича.
9. Ты счастливый человек?
- По своим категориям – да.
10. Во что веришь?
- В Бога.
Андрей Терещенко, еженедельник «Семь дней» №35 (460)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: актер, театр, Владимир Банюк, Андрей Терещенко