Записки вольного путешественника. Бруней
Мечеть Султана Омара Али Сайффудина
Здравствуйте! Спешу вас удивить, что нахожусь в Бандар-Сери-Бегаван, столице Бруней-Даруссалама, в стране-султанате, считающейся одной из самых богатых в мире. Въехал я в страну 1 мая. На границе Сунгай Туджюх (Седьмая река) поставили штамп на целых 30 дней, но так много совершенно не нужно для осмотра крохотного государства, протяженность Брунея — всего 130 км. От границы, по традиции, пошел пешком — сколько получится или до первой остановившейся машины (я всегда так поступаю, оказываясь в новом государстве). На шестом километре остановилась роскошная машина, с ее хозяином Хаджи, ехавшим с женой по делам, говорили по-английски.
Деньги здесь есть у всех
Своим богатством страна обязана, конечно, нефти и газу. Возле города Сериа расположено крупное нефтедобывающее предприятие. А сам султан Хассанал Болкия считается если не самым богатым, то одним из самых богатых людей мира. Он даже — видимо, когда есть излишек, — раздает деньги среди населения, десятками тысяч. Поэтому бедного человека в Брунее найти нельзя в принципе. То же касается и туристов — никто из них не поедет в Бруней с ограниченным бюджетом. Вероятно, я — самый бедный человек, когда-либо находившийся в этой стране.
На улицах столицы очень много роскошных иномарок, новых, будто только что с конвейера, на мотоциклах ездят только если типа «харлей», но и их вообще не видно.
Чай — доллар, кофе — тоже. А алкоголь — ни за какие деньги!
Сама столица, Бандар-Сери-Бегаван, город маленький, проживает в нем чуть больше 27 тысяч человек. Много черных индийцев и пакистанцев, как в Западной Малайзии, китайцев же, почему-то, мало. Большинство населения — мусульмане, национальный язык — малайский. Валюта — брунейский доллар или рингит — почти равняется американскому, но немного дешевле. Купюры есть аж до 10 000. Цены высоковаты, как и должно быть в богатой стране. Но еду на базарчиках можно купить за 1,5—2 брунейских доллара (1,2 американских) — почти как в Малайзии. Стакан чая с молоком стоит 1 доллар, кофе — то же самое. Рестораны почти все пренадлежат индийцам или другим околоиндийским народам с черным цветом лица. Час Интернета — 0,8—1 брунейский доллар. Алкоголь не продается: в стране сухой закон.
Что посмотреть в стране?
Привлекают внимание туристов мечеть Омар Али Сайффудин, музей Брунея, а самое красивое здание в стране, говорят, — мечеть султана Хассанал Болкия.
Вход в музей Брунея бесплатный. Расположен музей в большом двухэтажном здании, залы разделены по тематикам. Мне больше всего интересны были чучела животных — таких как носатая обезьяна (в Малайзии ее еще называют голландской обезьяной, из-за носа), макака, солнечный медведь (sun bear), ленивец, панголин, дикобраз, мышиная антилопа.
Интересно для осмотра селение на воде «кампунг аэр» — что-то наподобие плавучих деревень в Камбодже на озере Тонлесап, только здесь все дома соединены между собой мостиками — интересно походить. В одном доме даже заночевал, по приглашению.
Добрые люди
Вообще брунейцы, как мне показалось, еще подружелюбнее малайцев из Саравака. Рады гостям и даже на ночлег звать могут — и все три ночи, проведенные в стране, я спал в домах на матрасах. Стопить тоже долго не нужно — если будешь идти по дороге, очень скоро кто-нибудь притормозит и предложит подвезти.
Но все же долго я в Брунее задерживаться не планирую — отсюда еду на Лимбанг в Малайзию и затем — на гору Кинабалу.
Продолжение следует
ИНТЕРЕСНО
Путешественники, которые, как и наш герой, странствовали по дальним землям «на одном энтузиазме», были всегда. Вот, например, обнаруженное нами в одной из старинных газет объявление:
Приезд кругосветного путешественника на велосипеде
В воскресенье, 8 августа, прибыл в г. Томск серб Милорд Райчевич, заключивший любопытное пари на 100 000 франков с белградской газетой «Малый журнал» с тем, чтобы в течение двух лет без копейки в кармане проехать на велосипеде по главным государствам Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Райчевич выехал с места заключения пари (Белграда) 10/23 марта с.г. и посетил за это время Черногорию, Турцию, Италию, Швейцарию, Испанию, Францию, Англию, Германию, Европейскую Россию и через Сибирь следует теперь в Китай, Японию, Америку и т.д.
По словам путешественника, русское население относится к нему очень сочувственно. Он жалуется лишь на наши скверные дороги, по вине которых он сменил уже 20 шин. Райчевич еще совсем молодой человек, студент-медик Парижского университета, владеет русским и пятью европейскими языками.
В настоящее время Райчевич хлопочет о разрешении на право прочтения в Томске лекции о своем путешествии.
«Сибирская Жизнь», 23 (10) августа 1910 года
Еженедельник «Взгляд» , №34 (168)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: автостоп, Михаил Павлюк, Бруней