Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Татьяна Салдецкая: «Если я хоть раз уняла чью-то боль, значит, не напрасно жила»

Татьяна Салдецкая: «Если я хоть раз уняла чью-то боль, значит, не напрасно жила»

Татьяна Салдецкая
В жизни любимой многими черниговскими театралами актрисы Молодежного театра Татьяны Салдецкой за последние месяцы произошли значительные события: сыграны сразу две главные роли! Первая - Аглая в одноименном моноспектакле Клима «Аглая» (продолжение истории героини романа «Идиот» Ф. Достоевского), вторая - Аркадина в «Чайке» по пьесе А. Чехова. О новых работах, о театре, о мечтах и о жизни Татьяна рассказала нашим читателям.

Моноспектакль - всегда испытание для артиста

- Татьяна, давайте начнем с того, пришла ли к Вам роль, о которой когда-то мечталось?
- Да, это Бланш из спектакля «Трамвай-желание» по пьесе Т. Уильямса, о которой я мечтала со студенческих лет. Эта работа состоялась. Правда, только сейчас я бы сыграла Бланш по-настоящему, а тогда была всего лишь попытка. Кстати, эту роль репетировала и должна была играть другая актриса. Но так получилось, что она отказалась, а я вышла на сцену. По сути это было мое рождение как актрисы, потому что я тогда была очень зажатой, с кучей комплексов. Это была моя единственная мечта относительно ролей. А в остальном: что приходит, то и хорошо. Я не обижена, у меня были замечательные роли!

- Наверняка можно сказать, что одна из них - Аглая, которая появилась в Молодежном совсем недавно?
- Это моноспектакль, что всегда очень тяжело для артиста, ведь он один «держит зал». Откровенно говоря, я боялась показывать эту работу, но через два года все-таки решилась. И, как мне кажется, все получилось! Было несколько моментов, когда у меня не было к себе претензий, и зрители это почувствовали. И потом мне перезванивали: «Это было удивительно!», «Таня, спектакль прошел на одном дыхании!». А после - аплодисменты и море цветов... И для меня это все было так неожиданно! Ведь тексты Клима - очень сложные, энергетические, я бы даже сказала - космические. Многие их не понимают. Но когда мне бывает плохо, я могу их почитать и нахожу что-то для души. Как-то мы говорили на эту тему с одной питерской актрисой, и она сказала: «Тексты Клима требуют образованных актеров».

- Но ведь когда тексты сложные, их сложно не только запоминать, воспроизводить, но и воспринимать...

- Весь текст был разобран вместе с автором. Клим не говорил, как мне его произносить, куда двигаться, это все было отдано мне на откуп. Режиссер поставил такую задачу: выходит человек без всяких дополнительных атрибутов, без музыки. Выходит и просто рассказывает, как своему другу. И при этом зрители сидели и слушали! Это просто не передать словами! Такие мгновения я ощущала, когда мы играли «Бал Маргариты». Как Клим говорит, а я люблю повторять и цитировать: «Правильно начнешь спектакль, а дальше Бог поможет». Будто каналы какие-то вдруг открываются. Откровенно говоря, мне всегда более интересны серьезные тексты, серьезные темы. К сожалению, такие спектакли менее популярны. Люди больше идут на комедии. Но серьезные спектакли в репертуаре Молодежного тоже есть.

Есть артисты исповеднического склада...


- В начале мая состоялась премьера «Чайки» по Чехову. Что дал Вам этот спектакль, а точнее героиня - Аркадина?
- Это настоящая драматургия! Лично для меня Чехов - драматург №1, как и Уильяме. И если спектакль получается, если находит отклик у зрителя, значит, все не зря. Но больше я пока боюсь говорить. Могу добавить только, что до этого момента моей любимой ролью была Сара в «Иванове» тоже по пьесе Чехова. А еще одна любимая - Эмилия из «Отелло» Клима. И лучше я, пожалуй, не скажу, поэтому процитирую Клима: «Если чисто и ясно желанье познать, сильно и радостно, то нечего бояться. За это Бог и держит нас. Религии дано провожать нас в последний путь и наставлять родившихся на жизненный путь, а нам дано быть вечными детьми, не знающими страха, играть в войну, убийства, преступления, славу, - так дух живет, меняя лики, имена, столетия, города. Должны мы постигать слова, произносить их и слушать отзвук, быть беззащитными настолько, чтобы в зале каждое движение воспринималось как богоявление». Недавно я нашла и такое подтверждение: есть актеры лицедеи, а есть другие, исповеднического склада. Думаю, что могу причислить себя к этому типу. Когда роль совпадает с моим человеческим «я», когда мне есть, что сказать, выходишь на сцену как в последний раз.

Жить помогает установка: ко всем относиться с любовью

- Любопытно, пришлось ли Вам чем-то пожертвовать, чтобы состояться в профессии?
- Да, наверное, ведь я в театре с 14 лет, для меня это и хобби, и профессия. Можно даже сказать - способ жизни. Я уже говорила, что артисты - как проводники, поэтому если чью-то боль я хоть раз уняла, то я не напрасно жила. Мне бы, наверное, хотелось мир посмотреть, но для путешествий нужны немалые деньги. А еще хотелось бы одеваться так, как хочется, а не так, как позволяет кошелек. А то выходит как у Бродского: «Вот помрем, и никто не будет знать, какой у нас был вкус».
У меня нет детей. Я не стала заводить ребенка потому, что у меня до сих пор нет своей квартиры, мы с мужем живем в общежитии. Прежде чем родить ребенка, надо что-то иметь, чтобы малыш не нуждался ни в чем.

- Я наблюдаю за Вами на сцене уже лет 20. И, кажется, Вы почти не изменились. Как это удается?

- Театр и помогает. Недавно в «Поминальной молитве» мне пришлось выйти в роли старшей дочки -актрис не хватало. А вообще после сорока начинаешь думать о душе и о какой-то своей миссии, для чего ты пришел на эту землю. Я для себя сделала вывод, что нужно стремиться к свету, к совершенствованию. И, естественно, нужно по капле выдавливать из себя раба. И для этого исключать зависть, злость. Эталон для меня - потрясающая актриса Клара Лучко, я читала одно из последних ее интервью. Она немного не дожила до 80 лет и при этом, что поразительно, у нее были живые молодые глаза, лучистый взгляд, обаятельная улыбка. Просто человек по натуре - очень добрый, ко всем относился с любовью. Так что главное, как мне кажется, - поменьше отрицательных эмоций и больше положительных! У меня такая установка.

Виктория Сидорова, еженедельник «Деснянская неделя» №12 (012)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: театр, актриса, Татьяна Салдецкая, Виктория Сидорова

Добавить в: