Олег Посполитак: «Клоун - это образ жизни»
Олег Посполитак: «Клоун - это образ жизни»
Директора театра клоунады «Арт-шоу БалаганчиК» Олега Посполитака (который, наверное, половине читателей знаком под именем Клоуна Клепы) я едва застала перед отъездом на гастроли: «БалаганчиК» уезжает в черноморское турне. Так что если в ближайшие недели вы будете отдыхать в Крыму, у вас есть шанс попасть на представление!
— …Отец у меня военный и почти все свое детство я провел за границей. Родился в Германии, в Магдебурге. Мама очень хорошо знала язык и много говорила со мной по-немецки, я ходил в немецкий детский сад — и когда в пять лет меня привезли в Чернигов, я по-русски довольно слабо говорил. В школе родителям сказали: «Пусть ваш мальчик сначала немного подучится говорить по-русски!». Так что в первый класс я пошел дважды: в 79-м году и в 80-м.
В школе оказался «привлекатором» — шебушной мальчик, рыжий… Поначалу был «колобком» — чтобы не дразнили, занялся спортом и по степени важности для меня спорт и лицедейство были где-то наравне. Я помню, что во дворе строил для друзей манеж, где показывал этюды… Постоянно смотрел по ТВ Карандаша, Никулина, «Лицедеев» — на них вырос. Если в город приезжал цирк — я шел смотреть обязательно! А потом, в середине 80-х, когда мы снова уехали в Германию, попал в Берлинский цирк и просто онемел от восторга — от того искусства, что я увидел. Белые шикарные лошади, манеж, клоуны… Я этим просто заболел.
Там, в Германии, я пошел в театральную студию, занимался пантомимой... На всех школьных вечерах выступал с репризами. Из того, еще школьного репертуара осталась «дрессированная блоха Люся» — живучая такая оказалась штучка, она работает и сегодня в спектаклях.
- Но ты только в сочинениях писал «хочу быть клоуном» или собирался всерьез им стать? (С Олегом мы знакомы с 1999 года, так что беседуем «на ты». - Авт.)
— Я-то собирался всерьез, но вот родители на это не очень положительно отреагировали, попросили сначала получить образование «для них». Отец меня отправил в Чернигов, я здесь год жил самостоятельно — поступил в радиомеханический техникум. В театральный пролетел, и после этого с другом за компанию поступил на истфак, на специальность «народоведение». Хорошая такая команда у нас там образовалась, которая постепенно переросла в команду КВН «А-208». И мои студенческие годы - это КВН, СТЭМ, выступления, концерты…
- А лекции?
— Ну да, потом у преподавателей кончилось терпение и они сказали: «Ребята, КВН — это хорошо, а знания-то где? Вы же выпускники!» И пришлось заняться учебой. Правда, я, хоть и подавал надежды, в науку не пошел. Не могу сказать, что я жалею: история — это невероятно интересно, но меня, наверное, на это бы не хватило. Я человек живой, динамичный, мне нужно творчество.
И помню, вручая диплом, декан исторического факультета Александр Борисович Коваленко сказал: «Да, пан Посполитак… Кого мы только не выпускали — но клоунов еще не было!»
Помню я и другие его слова: «Ребята, мне очень страшно за вас. Я надеюсь, что вы найдете себя. Но я вас трудоустроить не могу». Выпустились-то мы в 1997 году «в никуда»… Пять-шесть человек «целевых» вернулись в районы, откуда у них было направление, остальные должны были устраиваться сами.
Чем я занимался? Моя супруга работала в Молодежном театре и я уже был там «завязан» на нескольких проектах — фото, видео. Сотрудничал с газетой «Вал». Когда родилась Лиза и жена ушла в декрет, я ее первые полгода замещал — многому тогда научился и как администратор, и как творческий человек…
С Володей Банюком мы сделали фильм, который стал номинантом фестиваля «Калинові острови», был награжден за лучшую операторскую и режиссерскую работу. Всё мне это нравилось. Всё это было — но это было не то.
«Ставьте его в манеж!»
— Наступил у меня такой момент в жизни, в 2000-м году — не могу сказать, что это был капитальный внутренний кризис, но преддепрессионное состояние точно. Я занимаюсь не тем. Нет работы. Я не востребован!
И в один прекрасный день, когда в горсад приехал цирк шапито, после выступления в Молодежном театре я
надел костюм клоуна, загримировался и приехал туда. Вышел инспектор манежа, руководитель цирка — я показал несколько реприз… И моя цирковая крестная, заслуженная актриса Украины Валентина Руденко, сказала: «Сегодня в манеж его!»
Первое, что сделали за кулисами — проходя мимо, «случайно» мазнули рукой по лицу. Это такая проверка: поплывет ли грим? «Поплыву» ли я? А грим в порядке. Костюм хороший, рабочий…
В середине лета 2000 года я наконец стал цирковым. Отработал в Чернигове три недели, помогал ребятам, смотрел цирк изнутри. А на 6 сентября мне назначили собеседование в Киеве. Я уволился из Молодежного театра и со всем реквизитом, с чемоданами (помню, у меня еще огромная реквизитная штанга была) к 11 утра приехал в Киев. Очень переживал, нервничал, не знал — попаду, не попаду… В тот день просматривалось много народу, но из ковёрных (так в цирке называют клоунов) я был один. Меня посмотрели с утра, после обеда позвали на собеседование — и генеральный директор сказал: «Ну что ж, все неплохо.
Я вижу в вас хорошие задатки, есть ряд моментов, которые нужно подправить, но это, думаю, придет с опытом — но в целом вы нам подходите. Будете работать в нашей компании…» А я сижу и не верю, переспрашиваю: «Что-что?» — «Вы нам подходите. Вы не согласны?» — «Нет-нет, я согласен, я просто не понял: вы меня берете?!» — «Берем-берем, — отвечает, — поздравляю вас, завтра в Днепропетровск едете». Завтра!
Что ж, позвонил домой, сказал жене, что меня приняли на работу в цирк, зарплата в два-три раза выше чем в Чернигове, плюс суточные… И уехал.
Клепа не курит, не злоупотребляет алкоголем. Обхват грудной клетки у него — 124 см. Не от постоянного надувания шариков, как я думала, а оттого, что с детства занимался спортом
— В нашем дворе жил тренер по тяжелой атлетике Валерий Куц. Как-то он собрал всех пацанов, которые жили на Доценко, 32, и сказал: «Ребята, завтра все идем на стадион Гагарина!» Нас было человек двадцать — ходили по утрам, качались…
И дальше я уже был в спорте, в третьем классе занял третье место по тяжелой атлетике (на юниорских соревованиях), занимался дзюдо, самбо. В Германии тоже ходил в спортзал, занимался рукопашным боем (отец служил в войсках специального назначения). Спорт всегда со мной. Потому что без физической подготовки такую работу мало кто выдержит…..
«Цирковой»
В госцирке по контракту Олег отработал полтора года.
— Это был цирк на сцене (есть такой формат выступлений), но иногда я выступал и в манеже. Объехали весь юг и восток Украины, Луганскую, Донецкую область. Затем на полгода уехали в Литву. Сначала все было хорошо, потом коллектив стал замечать, что «принимающая сторона» не совсем честно выполняет обязательства. Я предупредил нашего администратора: надо бы уезжать, а то застрянем тут без денег. Он сначала не поверил, а потом уже было поздно, попали в черную полосу, концерты не продавались неделю…. Что было делать?
Знаковым городом оказался Паневежис. Две недели я обхаживал все школы, все учреждения, телевидение, собрал полный зал… Мы сделали там три концерта подряд в огромном спортивном комплексе. Я сутки отсыпался — за все две недели, которые находился в максимально собранном, напряженном состоянии, как машина... Потом пришел к администратору, сказал: «Шеф, вот чемодан с деньгами, вот дорога на Киев. Если мы не уедем, коллектив тебя разорвет. Нам пора!» В общем, поездка завершилась благополучно. Но после этого я понял, что я ухожу из цирка. Тем более, что и дома уже просили определиться, и я выбрал семью.
Рождение театра
— Тяжело было. Вот тогда у меня началась депрессия, я не представлял, что мне делать в Чернигове.
- Ты превратился из артиста в обывателя.
— Я превратился в нечто серое. Новогодние праздники прошли, январь, февраль… Что дальше? И вот тогда у меня возникла мысль создать свой театр. Я давно об этом подумывал, и название уже вертелось на языке — «БалаганчиК»… И девиз сложился: «Искусство дарить праздник». Балаган — это место праздника. Большая шатровая палатка, замечательное место для веселья и развлечений. По сути, синоним цирка.
С 2002 года я зарегистрировался как частный предприниматель и начал зарабатывать, выступая на мероприятиях, спектаклях в Молодежном театре (был тогда у нас спектакль «Клоун и кукла», где мы работали вдвоем с женой). В «Брюсселе» выступал с детскими программами, с «Мастер Куком» мы организовали «альтернативу Макдональдсу» (там Рональд МакДональд, а в «Мастер Куке» — поваренок Клепа). И постепенно дело начало набирать обороты, я увидел, что есть востребованность, и одному мне уже тяжеловато, надо кого-то учить. Я рискнул, набрал людей. И родился театр.
Искал не только учеников, но и равноценного партнера для выступлений: такого, чтоб можно было и у него научиться, и ему что-то дать. Таким другом и партнером стал Дима Чистолинов (он сейчас работает в Минском цирке), мы с ним сделали дуэт «ЧиПос», выступали очень успешно — и в 2007 году нас пригласили на гастроли в Южную Корею в составе международной труппы.
Корейские приключения
— Мы выступали в пригороде Сеула. Эти восемь месяцев стали для меня серьезной школой и серьезной проверкой для театра и коллектива: как поставлена работа? Способна ли команда работать без художественного руководителя? И на что способен я?
Я понял, что способен на многое. У театра возникли определенные сложности, выявилось, кто способен работать, кто нет….. Потом была еще одна поездка, трехмесячная, уже на юг Кореи, в Пусан. Снова компания была проверена «на качество». Правда, я вернулся и уволил половину людей. — Я ожидал, что они покажут, на что способны, будут работать по определенной стратегии… Оказалось, что люди просто сидели и ждали меня.
- Какой опыт ты привез из Кореи? Корейский язык выучил?
— Язык не выучил, общался на ломаном английском. С партнершей, актрисой из России, мы замечательно отработали на Международном фестивале фонарей — невероятно красивое зрелищное мероприятие… И прибыльное: за три недели его посетило около миллиона человек (а въезд в город платный, и представь, одно только это сколько денег принесло!)
До сих пор где-то внутри у меня теплится мечта провести нечто подобное в Чернигове, на Стрижне перед Дворцом бракосочетаний — если бы нашлись инвесторы.
На этом фестивале, правда, выяснилось, что корейцы ничего не знают о нашей стране. Там были развешаны фонари, презентующие разные страны — Россию, например, представлял огромный фонарь-матрешка — и так обидно было, что были фонарики, например, каких-то мелких африканских государств, про которые думаешь: а где они вообще находятся-то? А Украины не было. Так что я когда и как мог, объяснял корейцам, что есть такая страна. Организаторы потом извинялись, мол, мы не знаем, что о вас рассказать…
- Корейцам понятен был твой юмор?
— Я работал пантомиму, выстраивал комические ситуации — в принципе, понятно было всё. Тяжело было брать зрителей именно в интерактив.
- Они более зажатые, чем мы?
— Да, это особенности восточной культуры. И некоторые репризы зависели от того, удастся ли мне накачать зал энергетикой. Иногда найти в зале
зрителя, готового поучаствовать в репризе, было тяжело. Хотя это я говорю о взрослых — дети шли очень охотно.
Как (и зачем) стать клоуном
— Я вернулся — снова засучил рукава и взялся за работу. Мне интересно стало преподавать, я провожу мастер-классы. В достаточно короткий срок — за 4 часа — преподаю людям азы клоунады.
- Это индивидуальные занятия?
— Нет, групповые, до 10 человек. Мне запомнился случай: на один мастер-класс пришел слепой мужчина. Обычно когда люди заходят, я уже вижу, как распределить образы, кому какое поставить задание … Потом уже формирую дуэтные, сольные номера. Как задействовать этого участника? Как его затронуть? И меня озаряет: «Фокусы!» Беру его первым и говорю залу: «Сейчас вы увидите, как этот человек станет фокусником».
Я показал (точнее, объяснил) ему манипуляцию с платочками. Поставил музыку, он вышел во фраке. Я подсказал ему: завяжите основной узел! Завязал. Теперь тяните здесь… Теперь так… Готово! Он сам не поверил, что фокус получился: как это?! Люди аплодировали, я подарил ему платки, рассказал секрет фокуса и дал напутствие — радовать и удивлять других.
Потом мне рассказали, что этот человек продолжил тренировки, показывая этот фокус… Может быть, у него в жизни что-то изменилось, не знаю. Но я понял, что был нужен.
Всё включено!
О детских праздниках, которые устраивают Клепа и «БалаганчиК», рассказывать нет особенной нужды: кажется, каждый житель города младше 15 лет на них побывал — в качестве именинника или гостя. Пиратские сражения, бои подушками, костюмированные спектакли… Последние два года дни рождения проводятся в формате «всё включено»: театр берет на себя не только «развлекательную», но и самую хлопотную часть праздника — закупку продуктов, сувениров, подарков. На столе именинника ожидает даже торт: свежайший, от Черниговского хлебокомбината.
Взрослые могут ожидать в соседнем зале — а могут включиться в празднование. А вообще Олег и коллеги снова задумали обновление репертуара: в работе у них «Коммуналка», спектакль для взрослых. Дождемся осени — посмотрим!
Досье
Посполитак Олег Васильевич
Родился 27 ноября 1972 года.
Образование высшее: окончил Черниговский педагогический университет им Т. Шевченко.
Профессия: клоун.
Образцом для себя считает руководителя театра «Лицедеи» Вячеслава Полунина.
Семейное положение: женат. Этот брак второй, жена Инна — бывшая одноклассница — тоже работает в театре «БалаганчиК». У Олега двое детей: Лиза и Герман, у Инны тоже есть сын от первого брака.
Хобби: путешествия, фотография, игра на гитаре. Говорит, что по жизни экстремал: Кавказ «брал» (в студенческие годы поднимался на Эльбрус), с парашютом прыгал.
Домашние животные: десять лет назад у Олега пропал любимый рыжий сеттер. Сейчас он снова мечтает о собаке, возможно, теперь это будет лабрадор или такса.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.