Татьяна Салдецкая: «Артист – это проводник»
Татьяна Салдецкая: «Артист – это проводник»
– Татьяна, чем же были вызваны ваши опасения по поводу «Аглаи»?
– Это моноспектакль, а это всегда очень тяжело для артиста, ведь он один «держит зал». Кроме того, тексты Клима энергетичные, я бы даже сказала – космические. Многие их не понимают. Но когда мне бывает плохо, я могу их почитать и нахожу что-то для души. Как-то мы говорили на эту тему с одной питерской актрисой, и она сказала вот что: «Тексты Клима требуют образованных актеров». Если ты чего-то не понимаешь, нужно покопаться и найти, потому что у него всегда очень много цитат. Мне повезло в том, что весь текст был разобран вместе с автором.
– Какую задачу в этом спектакле перед вами ставил режиссер?
– Клим не говорил, как мне произносить ту или иную фразу, как и куда двигаться, это все было отдано мне на откуп. Он требовал одного: рассказывать все так, как я бы рассказывала что-то своему другу, глядя ему в глаза. Не нужно каких-то особых поз, выражений. Все должно было быть естественно, без особых атрибутов, без музыки и сценографии. И при этом зрители сидели и слушали! Этого просто не передать словами!
– В результате работа удалась, как считаете?
– Я потом просматривала спектакль в записи и отметила несколько моментов, когда у меня не было к себе претензий, и, видимо, зрители это почувствовали. И потом мне перезванивали: «Это было просто удивительно!», «Таня, я уронила сумку и не могла ее поднять, спектакль прошел на одном дыхании!» А после спектакля вдруг – аплодисменты и куча цветов. И для меня это все было так неожиданно! Такие мгновения я ощущала, когда мы играли когда-то «Бал Маргариты».
– Как справляетесь с волнением перед выходом на сцену?
– Мне всегда очень сложно начать, но как Клим всегда говорит, а я люблю повторять и цитировать: «Правильно начнешь спектакль, а дальше Бог поможет». Будто каналы какие-то вдруг открываются. Не зря ведь говорят, что артист – это проводник. И поэтому даже во время репетиций, если режиссер делает замечание, важно не останавливаться, а сделать паузу и продолжать, чтобы не потерять эту связь. А если вдруг текст забывается на спектакле, тоже важно не паниковать. Скорее всего, зритель этого даже и не заметит. Этому меня тоже Клим научил. Он мне очень многое дал как режиссер, у него совсем другая школа. Впрочем, каждый из режиссеров чему-то научил, в чем-то помог раскрыться. И каждому я благодарна.
– Татьяна, вы в театре с 14 лет, а пришла ли к вам уже та роль, о которой когда-то мечталось?
– Да, это Бланш из спектакля «Трамвай-желание» по пьесе Т.Уильямса, о которой я мечтала со студенческих лет. Эта работа состоялась. Правда, только сейчас я бы сыграла Бланш по-настоящему, а тогда была всего лишь попытка. Кстати, эту роль репетировала и должна была играть другая актриса. Но так получилось, что она отказалась, а я вышла на сцену. По сути, это было мое рождение как актрисы, потому что я тогда была очень зажатой, с кучей комплексов. Это была моя единственная мечта относительно ролей. А в остальном – что приходит, то и хорошо. Я не обижена, у меня были замечательные роли!
– Вы всегда отлично выглядите, всегда в форме. Как вам это удается?
– Театр и помогает быть в форме. В «Поминальной молитве» мне пришлось выйти в роли старшей дочки – актрис не хватало. А вообще после сорока начинаешь думать о душе и о какой-то своей миссии, для чего ты пришел на эту землю. Я для себя сделала вывод, что нужно стремиться к свету, к совершенствованию. И, естественно, нужно по капле выдавливать из себя раба. И для этого исключать зависть, злость. Для меня эталоном является потрясающая актриса Клара Лучко. Она ведь чуть-чуть не дожила до 80 лет и при этом, что поразительно, без всяких подтяжек, у нее были живые молодые глаза, лучистый взгляд, обаятельная улыбка. Просто человек по натуре был очень добрый и любящий. Так что главное, как мне кажется, – поменьше отрицательных эмоций и больше положительных!
Таисия Полищук
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Таисия Полищук, Татьяна Салдецкая, театр