Пение в хоре очень полезное занятие для души
Пение в хоре очень полезное занятие для души
Но в первый же воскресный день женщина пошла на церковную службу в Свято-Воскресенскую церковь, о которой ей в Сургуте рассказывал земляк, Александр Васильевич Пархоменко (раньше он руководил там хором).
До сих пор почему-то помнится Анастасии Ивановне то скептическое настроение, с которым впервые шла в этот храм: «Почему службы церковные так долго тянутся? И посидеть даже негде! Вот у католиков хорошо: и орган звучит, и все богослужение можно на скамейке просидеть...». Но три часа пролетели незаметно. Про орган больше и не вспомнила. Тогда даже всплакнула на службе... Давно с ней такого не бывало. Раньше думала, что и плакать разучилась. А как запел хор... Она тогда еще подумала: «Так молитвенно петь можно только, если слова от души идут...». Вот с тех пор и стала приходить сюда на воскресную службу к 10 утра.
«Свое пение они не воспринимают, как многочасовой труд...»
Отец Иоанн служит настоятелем в Свято-Воскресенском храме почти 20 лет. Он окончил духовную семинарию и отлично знает, какая великая радость для храма - хорошее пение, и какая великая редкость - хороший дирижер. Здесь нельзя быть просто регентом. Тут художник нужен, потому что в пении без красок - слишком тускло. И сердца не тронет такое «исполнение». Сегодня настоятель храма по-отечески тепло говорит о своих хористах. Видит он, сколько труда требуют еженедельные спевки. И устают на них зачастую больше, чем на самой церковной службе. Отец Иоанн, улыбаясь, говорит, что, будь его воля, то и зарплату, и премию, и персональную пенсию он всем бы назначил... Труженики они... Должностное положение у них - разное, но все имеют специальное музыкальное образование. Средний возраст хористов - 30 лет. А самый старший уж 70-летие отметил. Многие из них имеют консерваторское образование. Но, к сожалению, им приходится на двух-трех работах успевать, чтобы семью прокормить. Свое пение они не воспринимают, как многочасовой труд. Наоборот, считают, что для души - это очень полезное занятие.
«Для человеческого духа провинций не существует...»
Недавно одна прихожанка поделилась с отцом Иоанном своим «открытием». Ездила она летом в гости к сыну в Петербург. Ходила в собор на службу. И музыкальное чутье ей тогда подсказало, что поют-то там не лучше, чем в ее родной Свято-Воскресенской церкви. Вот и получается, что для человеческого духа провинций не существует.
Когда-то Черниговская епархия славилась своими хорами. Профессиональные певчие были только до революции. Существовало примерно 300 хоров только из учеников церковноприходских школ. В Чернигов даже приезжал выдающийся хоровой дирижер А. Архангельский.
«Главная награда - увидеть, с какими глазами прихожане подходят к причастию...»
Сегодня найти хорошего руководителя хора - проблема. И Свято-Воскресенскому храму долго не везло. Регенты менялись, а настоящего пения так и не было. И, пожалуй, только шестым по счету руководителем хора пришел Александр Корзаченко. Это стало началом творческой биографии хора. Да и для самого Александра, наверное, тоже было вторым рождением. И это не просто высокие слова. Раньше у него, действительно, была совсем другая жизнь.
Родился в обычной семье. Родители не имели никакого отношения к вере. В храм не ходили. Александр окончил музыкальное училище. Жил, как все. А в хор его, можно сказать, сам Господь привел. Уже больше десяти лет руководит он хором. Есть у Александра высокая награда за труды церковные. Но говорить об этом он не любит. Ведь главное - не медали, а тот настрой, который может создать хор во время пения. Главная награда - увидеть, с какими глазами прихожане готовятся подойти к причастию. Конечно, одного дирижерского таланта для этого мало. Тут без духовного призвания - никак нельзя. А хор - это не просто его детище... Это сегодня его жизнь. Легкого репертуара он не ищет. Иной раз приходится больше 20 произведений пересмотреть, чтобы найти только одно... Требования к хористам высокие. Но никто не возмущается, потому что с себя Александр спрашивает гораздо больше. Хор сегодня знают и любят не только в Чернигове. Дважды их приглашали на фестиваль «Глас Печерский». Там были коллективы из Греции, Америки, Болгарии, Грузии. Хор Свято-Воскресенского храма выступал всегда достойно. И на фестивале в Киево-Печерской Лавре не один раз имели успех.
Все вместе хористы отправлялись и в паломнические поездки. Посещали Домницкий монастырь. Для хора это было серьезным испытанием. К монастырским службам отношение строже. Здесь от хора не «музыкальной» премудрости ждут... В церковном пении на первом месте все-таки стоит слово, а не мелодия. И, если петь на службе, а думать о своем, то никакой отдачи не будет. Особо секретных методик у Александра Корзаченко нет. Трудиться надо ради любви к ближнему своему - вот и вся методика.
«Чтобы искренне раскаяться, немалый труд души нужен...»
Как-то в одном новомодном журнале Анастасия Ивановна вычитала, что если человек поет в церковном хоре, то ему все грехи списываются. А еще прочитала, что верующие люди живут дольше, чем атеисты. Много чего сейчас пишут в журналах. Тут всегда надо головой думать, чему верить. Сама она в храм пришла уже в 58 лет. С мужем давно в разводе. Только ради единственной дочери и жила на белом свете... Да вот недавно разругались они с ней... Анастасия Ивановна оставила ей в Сургуте двухкомнатную квартиру, а сама вернулась к отцу. Ему уже далеко за 80... Почти не ходит. Все только ворчит да капризничает по-стариковски. Вот сейчас отпраздновали Светлое Христово Воскресение. Самое время для исповеди, покаяния... Она недавно слышала по радио, оказывается, слово «покаяние» переводится с греческого - «изменение мыслей»... Может, действительно, взять да и начать хоть к концу жизни по-другому думать? Ведь появилась теперь у нее надежда, одна единственная надежда, - на Господа. И в храме этом ей хорошо. Он старинный, намоленный... Оказывается, когда-то в городе только здесь, в Свято-Воскресенском храме, службы проводились.
В дни поста шли службы особые. Люди о своих грехах думали. Но, чтобы искренне раскаяться немалый труд души нужен: и потерпеть, и пострадать в пост приходится. Но ведь заканчивается все радостью. И эта радость сильнее всех страданий - радость Воскресения! Оживает душа от тепла молитвенных песнопений! Встретил еще одну свою весну и Свято-Воскресенский храм!
Екатерина Чуранова, еженедельник «Деснянская неделя» №1 (001)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: хор, церковь, Екатерина Чуранова