Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Лев Жуков – капитан подводного плаванья

Лев Жуков – капитан подводного плаванья

Лев Жуков
 
Нет, наверное, человека, который не знал бы фамилии Жуков. Каждый, кто хоть немного знает историю Великой Отечественной войны, мысленно добавляет к ней слова «маршал Советского Союза». А вот жители Сосницкого района знают другого Жукова - капитана подводного плавания Тихоокеанского флота, который шесть лет назад переехал в Спасское.

Послевоенное детство

Он родился в России, в Ярославской области, а уже через полгода после его рождения семья Жуковых переехала в Сумы. Поэтому свое детство Лев Александрович связывает именно с Украиной.
- Отец погиб 24 апреля 1945 года, и матери одной пришлось «тянуть» пятерых детей, - рассказывает он. - Она даже в школу не приходила, некогда было.
Я был боевым мальчишкой, как и большинство послевоенных детей. Вырос на реке, плавал хорошо, бегал много. Безотцовщина!
Семья была большой, нужно было зарабатывать, вот я и решил пойти в ремесленное училище. Но дядя моего товарища, который там работал, лишь глянул и так сурово сказал: «А ну иди прочь отсюда, ты должен закончить все десять классов». Так я вернулся в школу и получил среднее образование.

Во время призыва на военную службу его спросили, куда бы он хотел попасть, на что Лев ответил: «В летчики». Возможно, и покорял бы юноша не морские, а воздушные просторы, но...
- Для того чтобы учиться на летчика, нужно было посещать аэроклуб, а я был обычным уличным мальчишкой. К тому же не хотел быть каким-то там штурманом, а только пилотом. Тогда мне предложили учебу в Севастопольском морском училище имени Нахимова (после войны стране нужны были специалисты, а я подходил по состоянию здоровья).
Но юноша выбрал Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания. Ленинград для Льва всегда был родным городом - там родилась его мама. Через четыре года Жуков получил специальность «штурман-подводник дальнего плавания» и по распределению попал на Тихоокеанский флот.

Будни подводного капитана

И начались полные приключений будни советского подводника. Куда бы ни переезжал Лев Александрович, его повсюду сопровождала жена Люба (они поженились сразу после окончания Львом училища). Даже когда муж уходил в плаванье, Люба ехала за ним. На каких только океанских широтах не побывал молодо моряк, в какие только морские глубины не погружался! Но не такая уж романтичная эта профессия, как кажется на первый взгляд. Были и опасные случаи.
- После того как подводная лодка, на которой я постоянно плавал с 1958 года, перестала ходить (из-за неисправностей), наш экипаж распределили по другим лодкам. Я также в составе разных экипажей несколько раз ходил в море. Однажды произошел трагический случай, свидетелем которого я стал.

Как-то (было это в 1960 году в Советской Гавани) подводная лодка, командиром которой был молодой парень с небольшим опытом, возвращалась с учебных занятий. Проходил циклон, поэтому ветер был очень сильный, норд-ост (северо-восточный), ливень лил почти горизонтально. Лодке нужно было зайти в Татарский пролив (который соединяет Японское море с Охотским и находится между материковой Азией и островом Сахалин. - Авт.), а там с двух сторон бухты - Обманная и Фальшивая. А лодка была довольно-таки слабенькая. Экипаж думал, что лодка идет с нормальной скоростью, но оказалось, что она просто стояла на месте. Вот и вышло, что повернули раньше времени и вместо пролива попали в одну из этих бухт (наверное, не зря их назвали Обманной и Фальшивой, если даже штурман ошибся). Лодка села на мель, ее сильно ударило о камни и пробило корпус. В нижние отсеки стала затекать морская вода, а аккумуляторные батареи начали выделять хлор.
Собрались все в рубке, и командир решил - нужно спасаться. Все члены экипажа надели индивидуальные спасательные аппараты и начали прыгать с лодки (поскольку она села на мель, часть ее была над водой). Течение несло людей метров 80 к берегу. Тогда погибло семь человек - пять матросов и двое офицеров. Они разбились о камни. Скорее всего, просто не успели сориентироваться от страха. Другого объяснения тому, что утонули люди, которые плавали не первый год, нет. Через несколько дней нашли их тела, уже изъеденные рыбами.

На следующий день после аварии весь экипаж вызвали в штаб. Странно - такой страшный ураган был, а утром все стихло. Пришлось вернуться в злосчастную бухту в поисках лодки - нужно было найти вахтенный и навигационный журналы.
Когда мы (я был в составе команды) подошли к месту аварии, корма лодки была в воде, а нос выглядывал где-то на полтора метра. Стало ясно, что если бы ребята задраили люки, то могли бы пересидеть в рубке. Но что поделаешь - командир решил, что нужно прыгать в воду, значит, так и должно было быть.
Хоронили ребят здесь же, в Советской Гавани. Когда их несли по сопкам (там берега очень холмистые), сотни глаз наблюдали за этим с подводных лодок, которые повсплывали. И тут внезапно сирены и тифоны (гудки. - Авт.) как взвоют! Хотя всех, кто на судах был дежурным в тот день, предупредили, чтобы была тишина и никто никаких сигналов не подавал. Но в тот момент никто не думал, что за такую выходку могут наказать, у всех просто разрывались сердца.

Были во время плавания и приятные события. В 1963 году экипаж подводной лодки, штурманом которой был Лев Жуков, обеспечивал безопасность полета Валентины Терешковой на космическом корабле «Восток» (по всему океану тогда были расставлены военно-морские силы, которые в случае аварийной посадки должны были быть рядом с космическим кораблем).
- Как сейчас я помню ее позывной из космоса, который мы слышали в нашей радиорубке: «Я - Чайка, я - Чайка». Мы тогда как раз проходили возле Гавайских островов. Но этот день запомнился и другим - огромными 18-метровыми волнами. Они так стремительно накатывали, что лодку даже на 50-метровой глубине кренило.

Именно после выполнения этого боевого задания Льва Жукова отправили на высшие специальные офицерские курсы ВМФ СССР, по окончании которых ему присвоили звание капитан III ранга.
Со временем Лев Александрович стал задумываться над тем, чтобы уйти в запас и переехать на Украину к матери. Хотелось быть рядом с родными, да и родственники жены, которые тоже жили на Украине, уговаривали. К тому времени мужчина уже прошел все возможные должности для карьерного роста - был и штурманом, и капитаном подводной лодки. Но когда начал собирать необходимые бумаги, оказалось, что подводников запретили увольнять в запас, поэтому пришлось капитану Жукову дослуживать еще и на суше на должности помощника начальника штаба по политической и боевой подготовке Рижской бригады подводных лодок. Оттуда он и ушел в отставку в 1980 году в звании капитана II ранга.

Из Риги - в Спасское

- Каждый год я приезжал в гости к матери в Сумы. Хотел и насовсем перебраться. Как-то ехал поездом «Сумы— Москва», и мне в руки случайно попала газета «Вести Сосниччины». В ней я и увидел объявление, в котором всем рыбакам и грибникам предлагалось прекрасное место на берегу Десны. Я решил, что это и до родственников недалеко, и купил этот дом.
Здесь, на Черниговщине, Лев Александрович нашел и вторую жену Лидию Илларионовну (первая, Любовь Ивановна, в 1988 году умерла из-за болезни).
Теперь капитан Жуков любуется не бесконечными тихоокеанскими просторами, а тихой гладью Десны (река протекает как раз напротив дома Жуковых). Часто в этот живописный уголок приезжают и гости - дети и внуки.
- У нас с Лидой четверо сыновей. И мы одинаково рады всем. Мои - Олег и Алексей - живут в России, Лидины - Олег и Юра - в Чернигове, их мы видим чаще. Поэтому скучать нам некогда.
На вопрос, скучает ли капитан по России, по Ленинграду, он задумчиво отвечает:
- По Ленинграду, наверное, скучаю. Всегда душа пела, когда шел по Невскому проспекту. Да и вообще, по этому городу не скучать нельзя, хоть и Москва сейчас не хуже, такая же красавица. Но и здесь, в Спасском, хорошо - и природа чудесная, и люди хорошие.
В этом году Льву Александровичу исполнилось 75. Но до сих пор его выправка и волевой взгляд выдают в нем бывшего военного.
- Хоть и хотел в молодости быть летчиком, но никогда не сожалел, что выбрал профессию капитана подводного плавания. И тем более рад, что мой младший сын Алексей продолжил «морское» дело - выучился в Калининградском высшем мореходном училище и 15 лет служил на танкерах.
Успешная карьера военного, уважение окружающих, взаимопонимание в семье и прекрасные дети... Так и должно быть, если человек прожил честную жизнь.

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №14 (2454)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: капитан, Екатерина Дроздова

Добавить в: