Их сердца соединила любовь к глине

Их сердца соединила любовь к глине

На полках в студии керамики теснятся забавные фигурки, сказочные замки, симпатичные вазочки и крУжки, а стены украшают картины из глины и барельефы. И все это излучает такой позитив, что настроение у гостей студии моментально улучшается! Хозяйничает в этой мастерской удивительно радушная и творческая супружеская пара – Ирина Кришталь и Роман Степаненко, а также их юные воспитанники, которые осваивают здесь азы работы с глиной. Студия расположена на базе Черниговского областного центра научно-технического творчества учащейся молодежи в микрорайоне «Шерстянка».

Чтобы что-то смастерить, глину надобно добыть!


Когда я наведалась в их мастерскую, Роман как раз «колдовал» над приготовлением глины. Оказывается, что это довольно трудоемкий процесс. Вначале глину нужно добыть – буквально выкопать из-под земли. Для этого Ира и Рома вместе со своими друзьями летом выезжали в район Олешни и жили там в лесу в палатках целую неделю. Чтобы добраться до глины особого рода, иногда приходилось копать ямы глубиной до 5,5 м. Причем что интересно: в радиусе нескольких километров можно откопать пять видов глины - серую, рыжую, черную, синюю и белую. По своим свойствам она уникальна и очень чиста.
Далее глина смешивается в определенных пропорциях (путем проб и ошибок мастера подобрали, на их взгляд, оптимальное соотношение), размешивается в бочке с водой, через очень мелкое сито процеживается в отдельную бочку и выстаивается. Глина оседает вниз, а воду следует аккуратно слить. Когда глина становится такой консистенции, как кефир, ее выливают на гипсовые пластины, гипс впитывает воду, а глина становится плотной −  лепной. Затем ее можно легко снять с пластины и приступить к творческому процессу.

Повелительница гончарного круга

А вот Иру я застала за гончарным кругом. В ее умелых руках буквально на глазах формировались округлые горшочки. На данный момент в мастерской два гончарных круга, один предназначен для детских занятий, а второй − более профессиональный. Оба круга − ножные, так как электрические мастера специально не брали. Среди гончаров считается так: чтобы научиться «чувствовать» глину, учиться надо именно на ножном круге, потому что вибрация от мотора этому сильно мешает. Зато если научился гончарить на традиционном круге, достаточно легко перейти на электрический, но не наоборот.
Ира увлекается керамикой уже больше десяти лет, даже выставляла и продавала свои работы на Андреевском спуске. У нее выходят очень симпатичные скульптуры-миниатюры, причем каждая – со своим характером и ни одна не повторяется. Среди них привлекают внимание трогательный мальчик, рассматривающий бабочку. Настоящий Маленький Принц! Это − почти что гоголевская Шинкарка в украинском наряде, с кружкой пива и сушеной рыбкой на нитке вокруг шеи, вместо бус. А еще - очаровательная Морганочка с яблоком раздора в руке. Забавный парикмахер-одессит с ножницами в руке. Эти скульптуры Ира с нежностью называет «мои малышки».
Мне также очень понравились рыбки-колокольчики и «глиняные» картины Ирины, а среди них – два улыбающихся личика, которые нежно прислонились друг к другу. Друзья называют эту трогательную картину «Рома и Ира». Тем не менее, работать на гончарном круге Ира научилась только в этом году. Это была ее давнишняя мечта, поэтому мастерица радовалась своим первым успехам как ребенок! И теперь с упоением лепит кружки, вазы, горшки. «Это тоже моя работа», - отметила гостеприимная хозяйка, угощая меня чаем и наливая его в красивую чашку. А ведь действительно пить напиток из посуды, в которую вложена частичка души хозяев, − настоящее удовольствие!

«Керамическая азбука» для чайников

По ходу небольшой экскурсии по их творческой лаборатории мои собеседники рассказали, что в ближайшее время они будут ходить по учебным заведениям и приглашать детей на занятия в свою студию. «Мы возьмем с собой наши работы, а также гончарный круг, чтобы заинтересовать школьников, − поделился планами Роман. – Пусть приходят, пусть пощупают, что такое глина, попробуют что-то сделать своими руками. Возможно, кто-то походит к нам всего лишь месяц-другой и поймет, что это не для него. Но эти навыки обязательно пригодятся - хотя бы при выборе подарков друзьям, чтобы отличить авторскую работу от массовки».
На данный момент у мастеров по нескольку групп первого и второго года обучения. Причем как-то так складывается, что девчонки идут заниматься в основном к Ире, а мальчишки – к Роману. Для начала им предлагают слепить простые геометрические фигурки – шарик, кубик, пирамидку. Постепенно задания усложняются, и дети делают колобка, зайчика, мышку, паучка, поросенка и котика. При этом они учатся правильно соединять детали, и каждая мелкая работа способствует усвоению какого-то навыка. Это можно назвать своеобразной «керамической азбукой».
Это увлекательное занятие детям по душе. Хотя, по правде говоря, настоящих талантов, которые готовы трудиться настойчиво и целеустремленно, − единицы. Но зато когда они находятся, то достигают очень хороших результатов! Побеждают на всеукраинских конкурсах, получают премии на престижных фестивалях и поступают в специализированные вузы на бесплатную форму обучения.

Их сердца соединила любовь к глине

Интересных работ у мастеров Ирины и Романа и прекрасных детских работ набралось уже достаточно много. Уже можно задуматься о проведении «керамической» выставке в нашем городе. Наверняка это заинтересовало бы многих черниговцев, в том числе детей и молодежь. И, может быть, кто-то из посетителей, как в свое время Ирина, медсестра-акушер и психолог по образованию, влюбится в это занятие − и керамика, гончарство станет для него не только полезным хобби, но и любимым делом.
И, если уж совсем откровенно, в мастерской керамики Ира нашла не только занятие по душе, но и свою вторую половинку. «Я познакомилась с Романом в ноябре 1998 года, когда однажды пришла в мастерскую и встретила там его», - рассказывает она. «Ира сначала увлеклась скульптурами, потом начала делать картины. Она ходила к нам в мастерскую лет пять, а потом мне надоело провожать ее домой, и мы сыграли свадьбу. Выходит, глина нас свела», - поделился он. Сейчас практически все время они проводят вместе – и дома, и на работе. Рассказывают, что в мастерской для двоих обычно проводят намного больше времени, чем в городской квартире. И при этом их глаза светятся радостью.

- Мастерская для двоих? – переспрашивает Роман. − Вот именно! Не для троих и не для одного. Без мужчины женщине крайне тяжело, слишком много возникает разных технологических, технических моментов, на моих плечах графики обжигов, ремонт оборудования. Приготовление глины требует определенных усилий, да и тяжелого физического труда, когда приходится мешки с глиной перетаскивать. А еще важно то, что мы оптимисты по жизни. Да с глиной по-другому и нельзя! Хорошие мастера всегда работают с улыбкой.
- Роман мне очень сильно во всем помогает, − поделилась Ирина. – В народе говорят: «Любишь кататься – люби и саночки возить», но я вам скажу откровенно, что без него я бы вряд ли справилась. Выходит, что горочка у нас с ним − одна на двоих.
Может, именно в этом один из секретов гармоничного взаимодействия этой пары мастеров?

Виктория Кудина

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: глина, керамика, Виктория Кудина

Добавить в: