Михаил Шека соперников крыл матом и поднимал слона одной левой
Ну и какого слона, по-вашему, можно поднять одной левой и за каким столом этика позволяет применять мат? Конечно же, только шахматного. И только за шахматным столом мат является последним аргументом в споре культурных людей. Черниговец Михаил Шека, как и каждый шахматист, вряд ли вспомнит, сколько слонов пришлось поднять и скольких соперников „обидеть" матом в течение жизни, зато хорошо помнит, как и когда установил абсолютный рекорд чемпионатов Черниговской области, войдя тем самым в историю развития шахматного искусства на Черниговщине.
— Мне действительно принадлежит абсолютный рекорд области, который невозможно превзойти, можно разве что повторить - на чемпионате области в 1961 году я выиграл все партии и победил в турнире со стопроцентным показателем, - улыбается моему удивлению и восхищению Михаил Федорович. - В том чемпионате участвовали 14 шахматистов. Состав подобрался чрезвычайно сильный - мастера, кандидаты в мастера, разрядники. Мне удалось победить каждого из 13 своих соперников и набрать 13 очков из 13 возможных. Серебряный призер Леонид Манойленко отстал на четыре очка, набрав 9 очков. Помню, как получил весьма значимые тогда 200 рублей и как тогдашний председатель областного спорткомитета Владимир Татур на закрытии соревнований сказал, что такого потрясающего результата еще никогда не было. Этот результат не превзойден и доныне.
— А самого себя превзойти не пробовали?
— Это действительно сделать очень трудно. Я был чемпионом города по шахматам 22 раза, имею „мешок" грамот и медалей за победы в других турнирах, в том числе и медаль Спартакиады народов СССР, однако такого показателя достичь больше не удалось. Добавлю, что в молодые годы хорошо играл в футбол и регулярно принимал участие в легкоатлетических соревнованиях.
— Вы до сих пор, несмотря на возраст, участвуете в шахматных турнирах. Скажите, что изменилось в них за годы?
— Вы хотите знать, чем отличаются соревнования прошлого века от века XXI-го? В советское время победителя соревнований отправляли на соревнования более высокого ранга (например, чемпион района играл в чемпионате области, а чемпион области ехал на чемпионат Украины), сохраняя ему заработок за дни отсутствия на рабочем месте, а также оплачивали расходы на дорогу и проживание, выдавали талоны на питание. Сейчас шахматисты вынуждены обеспечивать себя сами. На уровне же чемпионатов города, видимо, ничего не изменилось. Разве что пошли путем не массовости, а, так сказать, качества - допускают к участию наилучших, которые и определяют чемпиона.
— В шахматных турнирах, в отличие от соревнований по другим видам спорта, 10-летний мальчишка может принимать участие вместе с 80-летним аксакалом. Как отбираются участники шахматных турниров?
— Когда-то турниры проходили по так называемой швейцарской системе, что позволяло собирать одновременно до 200 участников. Однако это требовало значительных денежных расходов. А впоследствии возникло и еще одно „но". Как-то на чемпионате СССР в Харькове чемпионом стал известный, но не выдающийся гроссмейстер Савон, что вызвало бунт москвичей, мол, выиграл случайно - благодаря особенностям швейцарской системы. И они начали требовать внедрения круговой системы.
Конечно, массовость нужно поощрять, например, проводить предварительные соревнования. Хотя это и приведет опять же к увеличению расходов. Надеюсь, что со временем придем и к массовости, ведь в количестве больше возможности роста для качества.
— У Вас есть ученики?
— А как же! Например, одного из самых сильных шахматистов нашей области — Александра Носенко — я когда-то учил во Дворце пионеров. Он как-то на сеансе одновременной игры со мной даже вничью сыграл. Также Юру Волошина учил, да и вообще многих учил, всех не перечислишь.
— А скажите, пожалуйста, как специалист по шахматным делам. Правду ли толкуют люди, будто на соперника за доской можно влиять психологически, например, гипнотизировать его?
— Каспаров во время чемпионских матчей возил за собой мать, и Карпов жаловался, мол, гипнотизирует. Фишер в таком же грехе обвинял Таля. Кое-кто, зная характер соперника, преднамеренно ведет себя некорректно. Тот же Фишер часто от этого страдал. Иные пытались вывести соперника из равновесия, например, курением каких-либо дешевых папирос с чрезвычайно гадким дымом.
А теперь вы мне скажите — вы сами в шахматы играете?
— Да, но на очень любительском уровне, почти как в „Чапаева", с друзьями на щелбаны.
— Зря вы так говорите — на очень любительском уровне. Мы бы с вами сыграли пару раз по полчасика, я показал бы вам несколько дебютов и вы не уступали бы перворазрядникам. Ведь в шахматах дебют - главное. Как расставишь пешки, так и сыграешь. Как говорил Филидор, пешка - душа позиции.
Вообще, скажу вам, шахматы и шашки - очень справедливые настольные игры. В отличие, например, от домино или карт, где многое зависит от того, кому какая карта выпадет при раздаче.
— Вы вспомнили о домино... В понимании многих людей спорт — это прежде всего физические упражнения, например, бег, бокс, поднятие веса и т.п. А в шахматах нет никакой физической нагрузки. Какой же это спорт? Тогда и домино или игру „в подкидного" также можно спортом считать. Вы согласны?
— Считаю шахматы интеллектуальным видом спорта.
— Приходилось слышать, что некоторые партии шахматистами еще до встречи за доской расписывались...
— Такое называется „сплавом". По собственному опыту знаю, что эти вещи на многих турнирах происходят, особенно на финише, когда на победу претендуют несколько участников. Бывало, некоторые ответственные работники, которые вели своего игрока, и деньги предлагали.
— В заключение разговора скажите, где чувствовали большую усталость - на футбольном поле, беговой дорожке или за доской?
— Сразу и не скажешь. Везде свои сложности. Например, когда-то во время полуфинальной партии шахматного первенства Украины был холод, как говорят, собачий. Смотрю, у моего соперника, по фамилии Волчек, из Николаева с лица на доску пот капает - прижал я его, а ему нельзя было проигрывать, потому что с женой на турнир приехал. Понимая это, предложил ему ничью - и мы пошли в кафе греться.
А в футболе помогали природные скорость, подвижность и выносливость. Бывало, сыграю матч за одну команду, переоденусь - и в следующем матче играю за другую, подставкой. За гол мне по десятке платили. Наш тренер говорил: „Бегай хоть весь день, лишь бы за нас забивал".
Мне и сейчас, в 75 лет, физическая подготовка помогает носиться по городу и работать на огороде.
— Михаил Федорович, позвольте пожелать, чтобы мы еще через десяток лет поиграли с Вами не только в шахматы, но и с футбольным мячом.
Сергей Козлянский, еженедельник №33 (2421)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: шахматы, турниры, Сергей Козлянский