Склярец Андрей Викторович – председатель правления крупной городской фирмы ОАО "Базис"
Андрей Викторович Склярец - председатель правления крупной городской фирмы ОАО "Базис". Предприятие выросло из остатков областного управления общественного питания Черниговского облисполкома. В 80-е годы система включала свыше шести тысяч работников. Самые худшие времена переживали в 1992-93 годах. Потом (в 1994 году] было создано акционерное общество.
Последние 6-7 лет существует устойчивая динамика прироста всех финансовых показателей "Базиса": оборота, прибыли И т.д. Количество работающих - 376.
Самый показательный продукт - "Пицца по-черниговски". По сути, это уже не только пицца, а нечто большее -.устойчивая местная традиция.
Легко ли вести бизнес в Чернигове даже такой вот фирме, с прочной, устоявшейся репутацией, в которой, к тому же, бизнес перешел от отца к сыну?
Об этом наш разговор с Андреем Викторовичем
- Андрей Викторович, "Базис" входит в десятку самых крупных налогоплательщиков города?
- У меня нет доступа к данным городской налоговой службы, поэтому я не готов с уверенностью это утверждать. Суммы, которые мы перечисляем в бюджеты всех уровней, с каждым годом растут на 30-40 процентов. За 2006 год - это свыше 3,7 млн. гривен.
Но, насколько мне известно, к сожалению, у нас в городе социальная ответственность предприятий во главу угла ставится далеко не всегда.
Только от деятельности двух наших "Пиццерий" за прошлый г,од заплатили около 1 млн. гривен в бюджет местный и государственный. И вот, когда нам понадобился земельный участок под новую пиццерию, оказалось, это проблема.
Насколько я знаю, сейчас в городе больше 40 участков "в работе". Большинство предприятий, которые что-то строят, со-здаются под проекты. Вот вчера его не было. Вот сегодня оно оформилось. Завтра ему - зем-леотвод или договор аренды на землю и пошло, пошло...
Те, кто годами (или, как мы, десятилетиями) работают в Чернигове, имеют устойчивый имидж предприятия, которое создает рабочие места, платит налоги, получают участки с большим трудом.
Интереснейшие прецеденты возникали с тем же городским управлением архитектуры. Приходим к бывшему главному архитектору Татьяне Мазур: "Так и так. Вот там хотим участок". "Там нельзя". Потом оказывается, можно, но кому-то другому. Потом говорят: "Что вы ходите с конкретными участками? Вы напишите письмо, что вам нужно 2-3 сотки где-то на перекрестке, для такой-то цели, а мы уже сами тут рассмотрим". Написал письмо, принес в архитектуру. Тепло приняли. Месяц прошел - нет ответа. Два - тоже. Прихожу туда. Нашли сразу: "Да, лежит письмо. Ну, что вы хотите? О каких участках конкретно идет речь?"
Я не архитектор. Я математик и финансист. У меня нет плана города, я не знаю, где там проходит кабель правительственной связи или коммуникации, или другое что-то важное. "Я жду от вас предложений, - говорю,- тем более, что мне об этом главный архитектор сказала". Дословный ответ был таков: "Я вам что, девочка, по городу бегать, участки подбирать?" Этим сказано все.
Дальнейшая стратегия нашего развития - шлифовка собственных объектов. Есть желание вкладывать деньги. У нас почему-то так: приезжает австрийский, немецкий инвестор - ему хлопают, к мэру приглашают. "Соколов встречался с тем-то!" Обсудили-обсудили. А что-то реально делается? Мы не можем сотню миллионов долларов вложить. Но 2-3 миллиона в год ежегодно - вполне. Каждый миллион создает 10-15 рабочих мест официальных. Со всей системой соцобеспечения, со всеми отчислениями и т.д., когда прозрачно, понятно. К сожалению, диалога, как такового, с городской властью не получается.
Последняя встреча с Соколовым во время предвыборной кампании определенный оптимизм вселила. Может, он пока слишком занят, еще не вспомнил о тех обещаниях, которые были. Я не совсем один - у нас создана Лига работодателей Чернигова. Там, где полтора десятка таких же, как я, легальных предприятий, которые пытаются работать.
- Как вам кажется, что с Черниговом будет дальше?
- Я человек, далекий от политики. Я пытаюсь делать свое дело. И хочу, чтобы единственное, за что ценили мою деятельность, это, как я отношусь к делу.
Чтобы я пошел туда, в депутаты, меня нужно до такой степени достать! Я мог быть в первой пятерке, по меньшей мере, двух партий, которые сейчас есть в горсовете. Но связывать себя с "тенями" партийных лидеров не захотел.
- Какой-то вы привередливый!
- Мне очень не нравится принцип выборности по партийным спискам. Я сторонник того, что депутат - сам должен быть личностью и отвечать за что-то действительно конкретное.
- В принципе, я вот о чем хотела спросить. Новая власть не оправдала надежд. Старые схемы надоели, не устраивают. Что дальше? Неужели пять лет будем сидеть и потреблять то, что есть?
-Честно скажу, я голосовал за Соколова. Из тех, кто мог бы быть, этот выбор был оптимальным.
Вообще без мэра - хуже, чем с мэром. На предыдущих выборах я голосовал против Соколова. И против Рудьковского. Я голосовал за Елену Шульгу. Думал, а вдруг действительно пройдет женщина и меньше будет пьянок, и решений вопросов в кулуарах и т.д. ,
- Есть ли будущее у Чернигова? Или наш удел - оставаться бедным и глухим местом, поставляющим мозги для Киева?
- Есть будущее, однозначно.
Обидно, что многие светлые головы работают в Киеве. Но лично я в Киев никогда бы не поехал. Может, потому, что у меня что-то есть в Чернигове. Но, с другой стороны, столичный ритм жизни мне не подходит. Я могу его выдерживать, но я от него устаю. Я возвращаюсь из столицы, вижу Екатерининку на въезде и думаю: "Слава Богу, я дома. Здесь тихо, спокойно. Здесь я все знаю".
Может ли развиваться жизнь в городе? Что я мог бы посоветовать городской власти? Создавать приоритетные условия для развития легального бизнеса, социально значимых предприятий.
Если есть фирма, реально работающая какое-то количество времени, и тот бизнес-план, который она предлагает, не противоречит ее сложившимся обычаям и традициям, ей должен быть приоритет перед "однодневками". Не то, сколько сейчас дадут денег, сию минуту, официально, на аукционе или тихо, "на лапу", за участок земли, должно быть определяющим. Должны рассматриваться инвестиционные проекты.
Идеальным был бы следующий вариант: .хочет фирма, скажем, "Базис", на определенном участке что-то построить и принимает следующие обязательства: заплатить 1 гривну за право аренды участка на 5 лет; создать здесь 50 рабочих мест; заплатить ежегодно 2 млн. налогов с этого бизнеса. Эффект: развитие города, обеспеченность семей.
Второй вариант. Пришла фирма, которая вчера создана, и хочет заплатить 2 млн. сейчас. Но платить будет по 100 тысяч за аренду ежегодно. Реально построит какой-то торговый комплекс, оформит всех на СПД, будет платить за это СПД 200 гривен в месяц, сдавать площади в аренду, получать свои деньги. И все. Что лучше: 2 млн. сейчас или 1 гривна сейчас и 10 млн. в бюджет города в железной перспективе?
Через пять лет, если обязательства не выполняются, все переходит в коммунальную собственность.
Ольга Макуха, Геннадий Гнып
(По материалам еженедельника "Весть")
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.