Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Захар Май: “Не обязательно быть жестким, главное — быть четким...”

Захар Май: “Не обязательно быть жестким, главное — быть четким...”

Захар Май: “Не обязательно быть жестким, главное — быть четким...”

Кто может перепеть «Гражданскую оборону» так, будто это — реггей? Кто может заставить подростков прыгать и громко подпевать хит советских времен «Мы дети твои, Земля», а потом сразу же подтанцовывать под «Мои клиенты — пьяные дети»?
Кто может затягивать «Біда не в тім, що ти мене не любиш...» и через минуту переходить к самому жесткому «посыланию на три буквы» под музыку?
Конечно же, только большой, рыжий, умный и о-очень страшный Захар Май.

Но кроме всего этого Захар Борисович умеет красиво играть на гитаре, петь басом и рассказывать интересные вещи о жизни — своей и вообще.
Наш город известный музыкант посетил с концертом в пабе «Varenik's» в прошлую субботу. Билеты на выступление, по его же просьбе, были дешевыми настолько, насколько это возможно. Перед концертом Захар Май дал «Взгляду» эксклюзивное интервью.

Захар Борисович, прежде всего скажите: кто вы есть в данный момент?
— Я — музыкант, играю на гитаре танцы, езжу по разным городам. И сейчас только этим и занимаюсь, вот уже пять лет. Прежде всего я исполнитель, за это меня обычно и хвалят. Но иногда я и песни пишу. Моих песен очень мало — пишу их где-то по песне в год. Но пока что они удачны. Когда меня спрашивают, в каком стиле я играю, то я отвечаю: что-то между Высоцким и «Пятницей».

Одна песня в год — это результат накопления опыта и эмоций за год или просто мгновенное «просветление»?
— Я просто ищу формулировку точную. Пока не будет у меня формулировки — и песни не будет. А если есть какая-то идея и к ней красивая формулировка, то я могу ее разработать — и получится песня. Какая-то часть песни обычно пишется сразу, а какая-то потом мучительно дописывается. Вообще-то дописываются все следующие куплеты так, чтобы не испортить первый. Раньше у меня вообще вторых куплетов не было, были только кусочки. А теперь вот стараюсь дописывать.

Как часто вы выступаете на публике?
— Играю танцы я в среднем пару раз в неделю. Но последнее время — почти каждый день, как-то совпадает так. Вот за эти две недели я играл в Магнитогорске, Ижевске, Самаре, в Славянске Донецкой области, в Киеве. Вот и в Чернигов приехал. Через пару дней у меня Ярославль, Москва, Питер... Москва, Москва, Питер... Москва... Потом в Америку поеду. За пределами СНГ я играл и в Америке, и в Европе, и в Японии был. В Японии был, правда, только один раз — играл для профессоров славянского отделения Киотского университета.

То есть, вас слушают только те, кто понимают язык, на котором вы поете?
— Да, сначала меня слушают они, а потом — их иностранноязычные сожители. Не знаю, понимают ли они меня... но если уж слушают, то, может быть, понимают.

Играете ли вы «квартирники»?
— В маленьких городах, конечно, если меня очень просят, то я соглашаюсь, но играю не буквально в квартире — из-за звука, — а например, на лужайке. И вообще, в принципе, я могу жить не выезжая из Москвы. Или даже из Харькова. Для меня все далекие поездки — это как благотворительность. Поэтому я часто соглашаюсь на совсем неденежные дела, если подростки просят и показывают, что они достаточно сильно этого хотят. Вот в Славянск я ездил — там играл во дворе дома, на табуретках, туда специально электрику для оборудования подключили. Собрались человек сорок, тридцать из которых знали все тексты наизусть, а десять были просто несказанно рады меня видеть.

Часто ли ваши поклонники ездят за вами в другие города?
— Конечно, такое бывает. Но я не имею к этому никакого отношения. Просто ездят из городов, где я играю реже, туда, где я бываю чаще. В Белгороде, например, я играю мало, потому люди ездят оттуда в Харьков.

Как вы думаете, что бы вы должны были сделать со своим творчеством такого, чтобы ваши поклонники отвернулись от вас?
— Наверное, просто играть хуже.

А они это поймут, заметят? Не подумают ли, что это просто так надо?
— Ну, нет, они не на том уровне воспринимают. Они же на концертах, ну, совсем пьяные и воспринимают всё уже не на интеллектуальном уровне, не ждут никакого ни стёба, ни подвоха — оно их либо «качает», либо «не качает».

На какой музыке вы выросли?
— На Let Zeppelin, наверное... А вообще, я бы не хотел называть списки, которые окажутся неполными.

А как со временем изменилось ваше восприятие музыки?
— Раньше я слушал все время — у меня музыка была фоном, я даже посуду мыл в наушниках и слушал альбомы целиком. А сейчас я слушаю треки «точечно и прицельно». А вообще стараюсь, чтобы рядом со мной ничего не играло — отвлекает ведь. Из-за концертов своих я все слушаю очень внимательно. Да и после работы в студии ухо становится очень внимательным. И знаете, в России с таким ухом можно с ума сойти — все играют такую музыку, которую никто и не должен слушать, она играет просто фоном. А я так не могу — не умею «выключать» ее для себя.

Какие музыкальные предпочтения у вас теперь?
— ...Если говорить о последних нескольких годах... то, наверное, это «Пятница». И очень жалко, что группа распалась. Я думаю, у парней просто не было достойной бизнес-поддержки. Да ее вообще почти ни у кого нет ни в Украине, ни в России. «Попсовиков» еще как-то поддерживают, но их тогда очень ограничивают в том, что они делают. А таких ребят, которые для стадионов играть могут, поддерживают не достаточно удачно.

Употребляете ли вы алкоголь? (О курении спрашивать смысла нет, так как за весь разговор Захар Борисович выкурил чуть ли не полпачки сигарет, каждую следующую прикуривая от предыдущей. — Ред.)
— Я не пью. Лет пять уже вообще «всухую» — мне так легче жить, время легче планировать — у меня всегда нормальное утро. То есть я никогда особо и не пил, но когда после Штатов вернулся в Россию, то пробовал иногда... мне не нравилось.

Такое решение — из прагматических соображений?
— А у меня все из прагматических соображений. Вся жизнь так — в любом случае, та часть, которой я управляю. Я думаю, это не бОльшая часть — мне приходится принимать мало решений. Возможно, это оттого, что мне не хочется многого менять. А не хочется, наверное, оттого, что мне сильно везет.

А как вы относитесь к молодежи, которая не употребляет алкоголь, не курит из-за идеологических соображений?
— К стрейтэйджерам то есть? Так а что, пусть, это же не самый худший вариант. Я с ними вообще много времени провожу — в Питере снимаю квартиру с несколькими молодыми ребятами, и там девчонки даже мяса не едят.

Захар Борисович, когда вы пришли в Интернет?
— Это было раньше, чем к нему подключили Россию и Украину, то есть году в 92-м. Хотя начал я еще в 89-м, когда компьютерами одного университета можно было управлять через компьютеры другого университета.

Сейчас можно сказать, что вы довольно популярны в Интернете. Прилагали ли вы для этого усилия?
— Нет, в Интернете же не гоняешься за популярностью. Там просто стараешься как можно четче писать. А когда ты четко пишешь — к тебе приходят. Ведь не принято делать себе рекламу, навязывать себя. То есть так делают, но это некрасиво. Достаточно лишь того, чтобы люди знали, где ты пишешь — и они будут к тебе приходить. Я и концерты рекламирую приблизительно так же — вывешиваю у себя объявление, и люди сами идут.

Хотя ваш аккаунт в Livejournal читают более пяти тысяч человек, комментариев к каждой записи не много — 15—17. Почему?
— Это только в последнее время так. Ведь обычно в комментарии приходят те, кто недавно читает, и комментируют они для того, чтобы просто познакомиться. Меня-то особо и не прокомментируешь — это ведь литература. И комментировать можно либо чтобы просто поздороваться, либо когда у тебя есть настоящая шутка. Конечно, бывают и тривиальные комментарии, и кое-кто любит их культивировать. А я их хоть и не «гашу», но и не поощряю.

Что изменилось в постсоветском пространстве за то время, что вы провели в Штатах?
— Очень многое изменилось! Во-первых, куски глобальной культуры перестали так сильно выделяться, как они выделялись в советское время. И не только рекламой и англицизмами, но и вежливой речью, скажем. В то время вежливая речь выглядела то ли анахронизмом, то ли «ботанизмом». А теперь понятно, что вежливость — это мировой стандарт. И раньше чувствовалось, что если ты не жесткий, значит, ты никакой. Теперь не обязательно быть жестким, главное — быть четким и мочь формулировать свою мысль.

Чего вы ждете от концерта в Чернигове, кого вы ожидаете увидеть?
— Прежде всего, звукорежиссера, владельца клуба... ну и всех людей, которые придут на концерт. А вообще, чем меньше людей, тем мне удобней. Ведь чем больше людей — тем просто сильнее шум. А если говорить об энергетике, то ее и от одного человека вполне достаточно. Другое дело, что одному может быть скучно полтора часа слушать тебя не отрываясь, на одном энергетическом уровне. А вот три человека — это оптимальный вариант.

Что вы посоветуете своим слушателям для того, чтоб они были и оставались хорошими людьми?
— Ну, что посоветовать... Делайте хорошее, не делайте плохое, слушайте маму и папу... и поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами, — надеюсь, в интервью будет уловим мой сарказм.

Справка
Захар Борисович Май — музыкант, автор песен и исполнитель. Родился в 1969 году в Харькове. С 1988-го по 2002-й жил в США, занимался компьютерами и музыкой. После приезда в Россию, по словам музыканта, ни дня не работал, все время посвящал только музыке.

Анна Прейс, еженедельник "Взгляд" №33 (114)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Анна Прейс, Захар Май, музыкант

Добавить в: