Городня просит о помощи
В Украине этот бизнес в основном пиратский. По популярности он сродни незаконной добыче янтаря. В обоих случаях доходы намного превышают затраты. К тому же бизнес не требует особых знаний и специальной подготовки. Поэтому количество желающих заниматься им растёт, без преувеличения, с каждым днём. Речь — о производстве древесного угля.
Согласно законодательству, его, как и какое-либо другое, необходимо согласовывать с местными властями, экологической инспекцией, санитарной и пожарной службами. На практике у кустарных производителей, как правило, никаких разрешений нет. Как и документов на земельный участок, где размещено производство. Нет устройств, уменьшающих вредные выбросы (в частности, диоксид азота, оксид углерода, серный ангидрид) в атмосферу. Оборудование для производства не сертифицировано. Персонал работает неофициально. Если нелегальный бизнес разоблачат, предпринимателю светит наказание — от штрафа до за крытия производства. Но нередко нелегалы не сворачивают деятельность, а всего лишь оставляют обжитое место и переезжают на Другое.
Забот не так много, ведь самое большое, что приходится перевозить, — печи.
Это бочки, цистерны с дверью и трубой. Изготовлены они из двух слоёв жести, между которыми находится стекловата. Бывают и без неё: металлические с толстыми стенками. Самый примитивный вариант — бочка из под карбида или даже ядохимикатов. В печах дрова тлеют без доступа воздуха около 4 суток. Вот это и весь технологический процесс.
Потом уголь охлаждается — и его можно фасовать.
И это по всей Украине, потому что выгодно. Черниговщина не исключение. Практически во всех районах нашей области есть нелегальные производители древесного угля. У кого много печей, рентабельность производства, как утверждают эксперты, — 300 и больше процентов. (Если бизнес законный, рентабельность в 10 раз меньше.)
«На территории Городнянской общины появились незаконные предприятия, занимающиеся производством древесного угля» — сообщается на официальном сайте горсовета.
— Работают подпольно, поэтому, сколько их точно имеется на сегодня, никто не знает. Приблизительно больше десятка, — отмечает заместитель председателя горсовета Виталий Мамедов. — Они не платят налогов в местный бюджет, арендной платы за землю...
Есть и другие причины, по которым руководство общины уделяет местному угольному производству повышенное внимание. Одна из них — сырьё.
Самый лучший уголь получается из древесины твёрдых пород (она имеет наиболее высокую плотность) — граба, бука, ясеня, дуба. Неплохой и из клёна, берёзы,акации.
Где производители берут древесину? Этот вопрос становится всё более актуальным, особенно сейчас, когда рассматривается возможность передачи лесов общинам.
Другая причина — загрязнение окружающей среды. По словам Виталия Владимировича, жители общины уже обращались в горсовет по этому поводу.
— К сожалению, горсовет не имеет полномочий всё проверять и контролировать. Поэтому для начала отправили запрос в Государственную экологическую инспекцию в Черниговской области относительно правомерности ведения такого вида деятельности.
Не так давно черниговские экологи уже выезжали в райцентр по обращению жителей микрорайона «Вокзал — Городня». Тут находится зарегистрированное и законное ООО «Пеллетная артель» (пеллеты — биотопливо, получаемое из натурального сырья: древесных отходов, шелухи семечек подсолнуха и т. п.). Основным видом деятельности ООО указано лесопильное и строгальное производство. Параллельно изготавливают древесный уголь. Задействовано около 10 бочек-печей.
- Во время проверки были выявлены нарушения Закона Украины «Об охране земель», Кодекса об административных правонарушениях, ООО работало без разрешения на выбросы, — перечисляет начальник отдела экологического надзора (контроля водных ресурсов и атмосферного воздуха) черниговской инспекции Владимир Шулыа.
Общая сумма наложенных штрафов составила 2 тысячи 50 гривен.
Предусматривает штрафы и Уголовный кодекс Украины.
Статья 241 за загрязнение атмосфернсгэ воздуха вредными для жизни, здоровья людей и окружающей среды веществами, отходами или другими материалами промышленного или другого производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало угрозу для жизни, здоровья людей или окружающей среды, позволяет накладывать штраф от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн).
Статья 239 за загрязнение или порчу земель веществами, отходами или другими материалами, вредными для здоровья людей или окружающей среды, — до 3400 грн. Или лишение права занимать определённые должности или же заниматься определённой деятельностью сроком до 3 лет.
Подсчитываю, как такие штрафы ударят по угольным предпринимателям.
Эксперты утверждают: для производства одной тонны древесного угля нужно, как минимум, 7 кубометров берёзовых дров (дров из ольхи, липы, осины — 11-12 кубометров). Стоимость такого количества берёзины (если, конечно, её покупать, а не рубить втихаря) из расчёта 180 грн за кубометр — 1260 грн. А за тонну древесного угля продавцы просят от 15 до 20 тыс. грн. Поэтому очевидно: если из полученной суммы, кроме штрафов, вы честь затраты на транспортировку, поиск рынка сбыта, зарплату рабочим и т. п., доходы сильно не уменьшатся.
Спрашиваю Владим ира Николаевича, были ли случаи, когда предприятия по производству древесного угля закрывали из-за нарушений.
- Да, были. Первое, что приходит на ум, - в Семёновском районе. После того как оно не выполнило предписаний чашей инспекции, материал был направлен а суд. который и вынес соответствующее решение.
«Пеллетная артель» согласно предписанию, должна до 20 октября получить разрешение на выбросы, провести месоприятия по рекультивации загрязнённого земельного участка. В противном случае будет составлен новый акт. Дальше - суд.
В то, что этот пример как-то повлияет на незаконное производство древесного угля, в Городнє не очень верят.
- Кустарные предприятия растут как грибы после дождя, — говорит и заместитель председателя горсовета.
Тем более, что спрос на продукцию есть. Не столько в Украине, сколько в Европе. Ведь она свою древесину на уголь не сжигает.
В ТЕМУ
Древесный уголь используют в металлургии, полиграфии, для изготовления дымного пороха, наполнения пластмасс, а также как сырьё для производства активированного угля, изоляционный материал в строительстве. В быту — для приготовления еды на природе: обеспечивая необходимую температуру, он не образует ни дыма, ни открытого огня.
Анна Ефименко, «Гарт» №42 (2898) от 18 октября 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.