Зачем школьнику искусство?
Казалось бы, зачем школьники, и так перегруженные в общеобразовательной школе, выкраивают свободное время и несколько раз в неделю отправляются в школу искусств при музыкальном колледже им.Л.Н.Ревуцкого. Мало того, младших детей сопровождают в школу родители, родственники, также тратя немало своего времени. Для чего они это делают - каждый из причастных к школе имеет свое мнение.
Директор школы искусств Александр Питык и заместитель директора Лариса Вахомчик
Директор школы искусств Александр Питык подчеркивает необходимость такого образования:
- В прошлом году мы отметили юбилей школы, а 26 лет тому назад ее открывал Президент Украины Леонид Кравчук. В этом году в школе занимается уже 684 ученика. Наша школа - частица налаженной беспрерывной системы музыкального образования в Украине, которая, кстати, есть не везде. В некоторых странах на начальной стадии музыке обучают только частные преподаватели, и это стоит очень дорого. После школы искусств можно продолжить образование в музыкальном колледже, ранее известном как музыкальное училище, потом в музыкальной академии или консерватории. Это большой промежуток времени для того, чтобы подготовить профессионального музыканта.
В этом году в Черниговский музыкальный колледж им.Л.Н. Ревуцкого поступили половина наших выпускников. Конечно, не все наши ученики становятся профессионалами, но в любом случае эти дети были погружены в искусство, узнали много нового, приобрели навыки вокала, хореографии, изобразительного искусства и умения игры на инструменте, а по окончании занятий получают свидетельство об окончании школы государственного образца.
Наши хореографы поступают в Черниговский педагогический университет на физкультурное и хореографическое отделения, в Киевскую академию им Сержа Лифаря. Многие после музыкального колледжа поступают в высшие музыкальные учебные заведения Украины, Польши, Франции, Германии, и нужно отметить, что наша подготовка соответствует необходимому уровню для поступления в них. В духе времени молодые музыканты и танцоры гастролируют за границей или получают там работу.
Лиза Рубан - из тех молодых девушек, которые скоро станут перед выбором занятия в будущей жизни. Она посещает классы вокала, фортепиано, хора, сольфеджио, музыкальной литературы.
- Я не могу назвать себя “хорошисткой”, сложновато выполнять все задания в двух школах. Я учусь в 9-м классе школы №3, а в школе искусств на вокальном отделении шестой год. Вначале хотелось бросить, а потом привыкла и хочется находиться здесь подольше. Мне бы хотелось и дальше заниматься пением, но пока не решила, раздумываю.
После вступительных экзаменов, которые проходят в мае, в школу на Савчука дети приходят одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе и учатся в ней по 8-й класс.
Занятия здесь почти бесплатные за счет того, что содержание школы оплачивается из областного бюджета, самая высокая оплата - 140 грн в месяц. Эта сумма включает в себя занятия по выбранному ребенком основному и дополнительному направлениях. В школе есть два больших отделения: музыкальное и хореографическое. Всего в школе в этом году занимается 684 ученика, на хореографическом отделении - 218, остальные - на музыкальном.
Хореографическое отделение делится на три вида танцев: народный, спортивно - бальный и современный. Музыкальное отделение имеет также свои отделы: хоровой, сольное пение, фортепиано, струнно- смычковое, духовое и ударное, народных инструментов (баян, аккордеон, бандура, домра, гитара, гусли). Помимо основного предмета можно взять дополнительное одно занятие еще по одному направлению, поэтому почти все дети в школе умеют петь, танцевать и играть на каком - либо инструменте. Обязательные предметы дети проходят по программе, обязательной для получения свидетельства об окончании школы, которое, возможно, в недалеком будущем будет необходимо для поступления в музыкальный колледж.
Занятие проходят, в основном, после обеда, когда дети освобождаются от занятий в общеобразовательной школе. Заместитель директора - заведующая музыкальным отделением Лариса Вахомчик вместе с преподавателями продумывает подходящее для каждого ученика расписание, с учетом его возможностей, занятий групповых и индивидуальных уроков.
Иногда дети находят другое увлечение для себя и покидают школу. Или же мальчики в подростковом возрасте начинают мечтать о “кубиках” на прессе и выбирают соответствующее спортивное занятие. Или же родители, которые так хотели, чтоб их ребенок поступил сюда, в первое же время обучения понимают, что им не хватает времени или возможности водить его несколько раз в неделю на Савчука, в таких случаях они обычно переводят детей в кружки при школах.
После обеда в помещении школы и на скамейках возле школы много взрослых, кто-то читает, кто-то дремлет в ожидании окончания занятия.
Елена Гирченко привела свою дочку в класс эстрадного танца к преподавателю Яне Гордиенко.
- Я не могу сказать, что моя дочь перегружена занятиями во втором классе школы №1 и в школе искусств и пока все успевает: и на танец, и на рисование, и на вокал. Мы приходим сюда три раза в неделю. Но я наблюдаю за ней, и если вижу признаки утомления, позволяю пропустить занятия в обеих школах. Первый год приходилось иногда настаивать на занятиях в школе искусств, знаете, дети любят просто побегать во дворе, а сейчас она с удовольствием приходит в эту школу. Ведь для развития девочки нужны направления, которые заставляют ее двигаться, слушать музыку, развивать голос, и хотя сейчас это ярко не проявляется, но со временем даст свои плоды. Что будет дальше - время покажет.
Михаил Мыскив как примерный отец водит в школу сына Артема:
- Мы только начали ходить сюда, он занимается народным танцем, сольфеджио и рисует. Ходит с удовольствием, да и капризничать у него не получается, потому что я забираю его прямо из садика, ему шесть лет. Почему именно народный танец? - Знаете, подготовкой занималась мама, я только привожу его сюда. (В это время зазвонил его телефон, мама спрашивала - как дела? Михаил ответил - все нормально, жду). Я не знаю, будет ли он заниматься искусством в будущем, но в любом случае ему не помешает хорошая физическая подготовка.
Елена Чищенко с детьми
В просторном танцевальном зале с деревянными полами преподаватель спортивно-бального танца Елена Чищенко обсуждает вместе с директором новенькие батареи. Раньше в зале бывало плюс 11 градусов, и тогда занятия отменяли совсем.
- Для танцевальных коллективов нашей школы самое главное, конечно, кроме хорошей подготовки, бережное отношение к душе ребенка, - рассказывает она. - В городских группах танцевальные пары занимаются для того, чтобы занять первые места на конкурсах. Но те, кто были близки к победе и не одержали ее, уходят с таких соревнований обиженными и расстроенными. Наши дети ни разу не принимали участие в таких конкурсах, но при этом сдавали экзамены по всем десяти танцам. Они проявляют себя на фестиваля и конкурсах, в которых соревнуются коллективы, и немного недовольны даже, если заняли третье, а не первое место. Но расстраиваются всем коллективом, обиженных внутри коллектива у нас не бывает. В ходе такой конкурсной и концертной деятельности наши коллективы побывали во многих городах, за год дали около 40 концертов.
На хореографическом отделении успехом пользуется и народный танец, и бальный, но больше всего предпочитают современный. Преподаватель этого отделения Алена Румянцева - человек творческий, артистичный, ищущий, хорошо знакомый с практикой и теорией танца, и считает, что по - другому в этом виде искусства нельзя:
- Современная хореография разделилась на много подвидов и каждый год прибавляется что-то новое. Я преподаю современную эстрадную хореографию с элементами акробатики. Современный танец - это свобода, краски в движениях тела, разнообразие сюжетов, мое любимое течение в танце - джаз-модерн, основателем которого считается Айседора Дункан. При этом мы идем в соответствии с программами, утвержденными Государственным методическим центром учебных заведений культуры и искусств Украины, и этим отличаемся от самодеятельных кружков.
Коллектив “Мириданс”
Соня Попова
Самые стойкие и талантливые танцоры вошли в коллектив “Мириданс”. В том числе потомственная юная танцовщица Соня Попова:
- Моей бабушке 66 лет, и она была танцовщицей в цирковой студии “Фиеста”, мой дедушка Анатолий Попов - артист балета и бывший преподаватель нашей школы искусств. Я пришла в эту школу с нулевого класса, этот коллектив сделал меня личностью. Кем буду в будущем? - Еще рано говорить об этом, но кроме танца, я обожаю Францию и изучаю французский язык.
Фото из архива коллектива “Мириданс”
В отличие от шумных танцевальных классов, в классе изобразительного искусства тихо и задумчиво. Алла Коваль преподает здесь уже 26 лет. И необязательно, чтобы ребенок обладал ярко выраженными способностями к рисунку, считает она:
- Я даю ребенку возможность открыться, показать в рисунке, что он любит, о чем мечтает, даже по тому, как он держит карандаш, я понимаю, на каком уровне подготовки он находится. Но ведь у нас не специализированный художественный класс, у нас происходит процесс общего художественного развития.
Алла Коваль с учениками
И действительно, каждый ученик видит и изображает на бумаге что-то свое. Например, по заданной теме ”Машина моей мечты” у кого-то получилось акварельное изображение дамской туфельки на колесах, у кого-то едет пончик на колесах. И пусть эти дети не станут художниками, но они познакомятся с многими техниками изобразительного искусства, начиная с пальчиковой живописи, так необходимой для общего развития маленького человека.
- Конечно, не все наши выпускники выбирают в будущем направление, которым они занимались в школе искусств, - говорит Лариса Вахомчик. - Но даже будущие инженеры научатся здесь умению добиваться своей цели, способности жить в коллективе и творческому мышлению, которое вырабатывается на тонком уровне и накладывает на лица наших выпускников печать интеллекта.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.