Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Спецтема: Серьезные игры с игровыми автоматами

Спецтема: Серьезные игры с игровыми автоматами

Дмитрий Попов

Не было бы счастья, так горе помогло. После пожара в зале игровых автоматов в Днепропетровске и гибели 9 человек правительство поручило Министерству финансов и государственным администрациям с 8 мая приостановить на месяц действие лицензий на ведение игорного бизнеса для проведения противопожарной и санитарной проверок соответствующих заведений.
Трагедия заставила, наконец-то, депутатов Верховной Рады принять закон о запрете игорного бизнеса на территории Украины. Теперь Кабинет Министров в течение трех месяцев должен разработать специальный закон об игорном бизнесе и специальной территории, на которой могут размещаться игорные заведения.
Реакция людей на это разная: работавшие в залах возмущены, так как теряют работу; собственники автоматов вроде бы прикрывают их, но продолжают подпольную деятельность и, конечно, будут бороться за свое существование. 

В парламентском комитете по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательству сейчас находится несколько законопроектов о деятельности игорного бизнеса, одни довольно жесткие к игорному бизнесу, другие — более лояльные. Понятно, что борьба против игорного бизнеса только началась.
О подводных камнях этих законопроектов рассказывает депутат городского совета Дмитрий Попов. Так сложилось, что несколько лет он твердо и убежденно воевал с игорным бизнесом в городе и в нынешнем наступлении на это зло есть  доля и его усилий. 

— Дмитрий Викторович, как вы оцениваете внезапное запрещение игорного бизнеса? 
— Я буду доволен результатом происшедшего, когда этот закон станет нормой,  при  условии, что президент не наложит на него вето. Но пока в этой ситуации очень много сослагательного наклонения, ведь мы знаем, как власти обещают и не выполняют свои обещания.  И я представляю себе, какое давление сейчас обрушилось на президента и Верховную Раду со стороны различных  лоббирующих структур. Сказать, что в игорном бизнесе крутятся большие деньги, — ничего не сказать. Не совсем правильно то, что  толчком к решению этой проблемы стал трагический случай. Но это объясняется еще и приближением выборов, дольше тянуть с этой проблемой власти не могут — люди их не поймут и не поддержат. Но на пути к реализации закона мы натолкнемся на много подводных камней и сюрпризов. Хотя сам факт воздействия на игорный бизнес — уже победа.
— Много ли недополучит городской бюджет и бюджет Украины от прекращения деятельности игровых автоматов?
— Много. Но есть такие понятия — прямые и косвенные убытки. Дестабилизация общества, когда рушатся семьи и ломаются жизни, когда молодое поколение не умеет работать, а пенсионеры «просаживают» пенсию в автоматах, превышает во много раз материальные выгоды. Вы удивитесь, но в игровых салонах очень много пожилых пенсионеров, а бабушки, которые выторговали копейки за свою морковку, зачастую «спускают» их  в игровых «столбах», поставленных на рынках. Мы же не призываем  торговать в аптеке наркотиками — вот доход был бы!  Не все измеряется деньгами. Игромания — это уже общенациональная проблема, вне возрастов.
— В повестке дня следующей сессии горсовета запланировано рассмотрение прокурорского протеста  на решения Черниговского горсовета о порядке размещения игровых автоматов. Будет обсуждаться, среди прочих, вопрос о том, имело ли право управление торговли Черниговского горсовета выдавать лицензии на право заниматься игорным бизнесом…

— Я не  являюсь юристом, но если говорю о чем-то, значит, вник  в это и отвечаю за свои слова. Когда на сессии обсуждалось решение о выдаче управлением торговли лицензий, к нему готовилось юридическое обоснование. Если у прокурора есть зацепки — изучим все обстоятельства и сделаем вывод.

Но я не оптимист в этом отношении и считаю, что право местных властей распоряжаться такими разрешениями — это возможная база для коррупции, хотя мы рассчитывали, что это будет рычагом для сдерживания  роста числа игровых автоматов и регулирования частных моментов. В свое время я думал, что это можно делать на местном уровне. Но на практике не раз под моим депутатским давлением убирали автомат с рынка, а через 2 месяца он уже стоял в другом месте. Или собственник конфискованного автомата покупал новый и уже через месяц-два «отбивал» его стоимость. «Противный» депутат находит их, обращается с депутатским запросом в органы власти с требованием решить проблему, а дальше правоохранительные органы конфискуют их. Но наше законодательство прописано так, чтобы затруднить процесс изъятия,  это ведь собственность, ее возвращают через суд, — и продолжается игра в кошки-мышки между депутатом и собственником.  
— Бывший начальник управления торговли Артем Стах был таким «противным»  депутатом?
— Один из моих принципов — не пинать человека, когда ему плохо. Поэтому я пропускаю этот вопрос. 
— А как будет отрегулирован вопрос с оплаченными лицензиями, если примут законопроект о полном запрете игорного бизнеса?
— У нас в законах существует много прорех, с помощью которых собственники автоматов будут оспаривать решения в судах в надежде остановить начатый процесс. Люди зарабатывают огромные деньги, и в один момент отказаться от этого никто не захочет. 
Доходность игорного бизнеса сопоставима разве что с торговлей наркотиками, но за нее сажают в тюрьму, а здесь же все вполне легально, и владельцы автоматов будут бороться за то, чтобы их легальный бизнес не стал «теневым». 
Закрытие легальных салонов, действительно, приведет бюджет к убыткам, но ведь есть еще и нелегальные залы, которые вообще ничего городу не платят. Их стало гораздо меньше, но на окраинах они все-таки пристраиваются.
—Так что, прав был мэр Киева Черновецкий, когда говорил, что нужно вынести все игорные заведения за город?  
— Игорный бизнес в нашем городе и Киеве несопоставим. Один киевский магнат может иметь такое количество точек, которое у нас имеют все бизнесмены, занимающиеся игорным бизнесом, а за ним еще и владельцы региональных сетей. Разное у них и  направление деятельности, и уровень: на киевском рынке  — лоббирование, у нас — торговля услугами. И когда дойдет дело  до обсуждения  вопросов о том, куда выносить игорные заведения и на чьих землях их размещать, — вот тогда начнется очередной виток лоббирования и коррупции в этой сфере и передел игорного рынка страны.
— И у нас скоро будет свой Лас-Вегас?
— Если будет решено выносить их на окраины областных центров, то выделение таких мест будет сопровождаться  большими коррупционными скандалами.

Я был в США по делам и изучал заодно их игорный бизнес. У них все зависит от законов штата. Например, в штате Вашингтон игорные заведения вынесены  в индейскую резервацию, подконтрольную общему законодательству США, у них там своя полиция, охрана. Это — отдельная  территория, на которой расположены все эти азартные заведения.   Это — уважение к людям, которые не хотят, чтобы их ребенок видел, как на каждом шагу дяди пьют и курят, и привыкал к этому с детства. 
В человеке неискоренима  наивная вера в то, что вот ему-то обязательно повезет! Я разговаривал с «игроманами». Они вычисляют по собственной системе, в  каком автомате может вскоре выпасть выигрыш.  Думают, что играют с четкой системой, но это не так. В электронных устройствах  игровых автоматов заложен принцип регулирования вероятности выигрыша: можно чаще, можно реже. В цивилизованных странах прописан  минимальный уровень выигрыша, у нас же, особенно в нелегальных автоматах, это никто не контролирует. 

В природе человека заложена  предрасположенность к риску в определенных условиях: «А я попробую, и ничего не случится!».  Но нельзя даже пробовать. Мало того, поступил от соседей сигнал о том, что видели вашего ребенка за игровым  автоматом, — всыпьте по первое число, дешевле будет! 
Мы находимся в огромной зоне стихии и не понимаем, что происходит на самом деле, что делаем, как это скажется на наших детях. И к сожалению, финансовая выгода перевешивает моральную составляющую. Но ответить за всё это придется, может на том свете. 


P.S.

Как сообщает УНИАН, 19 мая представители игорного бизнеса в Украине подали в суд иски на государство с требованием вернуть им деньги, уплаченные за получение патентов. По приблизительным подсчетам, в целом по отрасли сумма составляет приблизительно 0,5 миллиарда гривен, причем эти средства должны вернуть местные бюджеты.
Также стало известно, что по состоянию на 18 мая Закон «О запрещении игорного бизнеса в Украине», принятый Верховной Радой 15 мая, на подпись президенту Украины не поступил.

Доходность игорного бизнеса сопоставима разве что  с торговлей наркотиками, но за нее сажают в тюрьму, а здесь же всё вполне легально, и владельцы автоматов будут бороться за то, чтобы их легальный бизнес не стал «теневым»

Когда дойдет дело  до обсуждения  вопросов о том, куда выносить игорные заведения и на чьих землях их размещать, — вот тогда начнется очередной виток лоббирования и коррупции
в этой сфере и передел игорного рынка страны

Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд» № 21 (102)

 

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: игорный бизнес, Дмитрий Попов, Лариса Добрынина

Добавить в: