Кто и как проверяет черниговских предпринимателей и производителей
Несколько дней назад на нашем сайте вышел материал о плановых проверках налоговиков и инспекции гоструда. В этот раз мы бы хотели поговорить о контроле в сфере предпринимательства и производства со стороны Госпродпотребслужбы в Черниговской области и Управления по делам защиты прав потребителей. Встречу со специалистами Госпродпотребслужбы помогла журналистам организовать представитель пресс-службы учреждения Наталия Пушко.
Специалисты Госпродпотребслужбы
Наталия Пушко
38-летний Соколов Александр Витальевич с апреля 2016-го года возглавляет Управление по делам защиты прав потребителей, которое теперь находится по адресу пр-т Победы, 129 (каб. 10, 4-й этаж). Именно туда многие черниговцы отправляются с жалобами на некачественный товар или обслуживание. Телефоны управления после переезда остались прежние: 675-614, 675-649 и 675-613.
Соколов Александр Витальевич
Александр Витальевич до этого 2 года был заместителем в Управлении, сейчас его начальник стал его замом. В подчинении у него 10 человек, сотрудники преимущественно – женщины. Ввозглавляемым им Управлении два отдела – Отдел по контролю в сфере защиты прав потребителей, рекламы и антитабачного законодательства и Отдел рыночного и метрологического анализа.
Что касается количества жалоб, то их в 2015-м году было 775 (из них рассмотрены 741), а в 2016-м – 505. Львиная доля жалоб приходится на Отделконтроля в сфере защиты прав потребителей.
Отдел рыночного надзора (имеются в виду непродуктовая продукция субъектов хозяйствования) провел в 2016-м году около 100 проверок, почти все они были плановые. В основном при проверка проверяется сложнобытовая техника, электротовары, детские игрушки, одежда.
По характеру жалобы от населения можно разделить на сезоны. Если весной и летом жалуются на производителей мебели и предпринимателей, которые занимаются установкой пластиковых окон, то осенью-зимой больше всего недовольства вызывают продавцы обуви. Что касается «оконщиков», то здесь Управление практически бессильно, в большинстве случаев налицо – мошенничество, а нечистые на руку бизнесмены, собрав денежные авансы от населения просто съезжают с занимаемого офиса.
На представителей услуг на памяти Александра Соколова была лишь одна жалоба, примерно полгода назад. Женщина пожаловалась на парикмахерскую о том, что ее неудачно покрасили. Руководитель парикмахерской получил штраф.
Захарченко Ирина Александровна
Штрафы могут быть от 2550 грн. до 15 000 грн. Экономические санкции предприниматели нередко оспаривают в суде. Захарченко Ирина Александровна – представитель сектора правового обеспечения Госпродпотребслужбы представляет службу в судах.
Следует отметить, что в 2015-м и 2016-м году действовал мораторий на проверки предпринимателей, поэтому их было меньше, чем в предыдущие годы. Так, в 2014-м году при проверке продукции получил штрафы магазин «Фокстрот», было несоответствие нормам и по многим позициям продуктов в магазине «АТБ». Магазин отстаивал свою правоту в судах Днепра, так как эта компания зарегистрирована не в Чернигове.
Проверяли в нашей области и топливные заправки. Всего в 2016-м было проверено таких 5, в рамках всеукраинской проверки по поручению тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка. Проверялся бензин по перечню показателей. На одной из заправок при норме серы в 10 единиц было превышение этого показателя в 10 раз. Для проверки брали 3 пробы бензина по 1.2 л. каждая.
В случае недопускапроверяющих предприниматель вынужден будет заплатить штраф, сумма которого зависит от годового оборота.
Пример оформления жалобы в Управление защиты прав потребителей можно скачать на сайте Главного управления Госпродпотребслужбы. Обращаться можно и в том случае, если вам не выдали чек. Перед обращением вы должны обратиться в то место, где был приобретен товар или оказана услуга и предложить компенсировать вам потери либо обменять некачественную продукцию. В случае отказа – пишите жалобу в Управление.
Рассматривать ваше обращение будут 30 дней, в некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 45 дней. По словам Александра Витальевича Соколова предприниматели, как правило, позитивно реагируют на проверки Управления по жалобам потребителей.
Сообщаем нашим читателям, что Главное управление Госпродпотребслужбы на данный момент находится в стадии реформы, которая началась еще в марте 2014-го года, согласно постановлению Кабмина №442 по 7 направлениям и пока не завершена до конца. При этом ни одни из сотрудников не был сокращен или уволен, а поскольку все сотрудники Службы являются госслужащими их не коснулся и обсуждаемый многими вопрос о новой минимальной зарплате в 3200.
Вопрос о формировании госреестра мощностей операторов рынка Черниговской области прокомментировала нашему сайту Валентина Николаевна Пономаренко исполняющая обязанности начальника управления Госпродпотребслужбы в г.Чернигове.
Так, выяснилось,что реестр, который включает в себя (по состоянию на 17 января 2017 года) чуть более 2000 субъектов хозяйствования, создается путем подачи соответствующих заявлений установленного образца (согласно приказа Минагрополитики №39 от 10.02.2016 на исполнение ст.25 Закона Украины об основныхпринципах и требованиях к качеству пищевых продуктов) от самих операторов рынка, которые осуществляют деятельность, которая не требует получения эксплуатационного разрешения. То есть это те субъекты хозяйствования по реализации продуктов питания и общепита, которые имеют либо кухни, либо разделочные цеха и работают с продукцией. К примеру, если сеть супермаркетов СеДаМ имеет 16 магазинов, в которых есть 16 цехов по разделке мяса, то все они будут подавать заявления и будут вписаны, как 16 мощностей операторов рынка. Таких операторов около 300 в областном центре. Заявления подаются за 10 дней до начала работы мощностей. В реестре числятся не все подобные предприятия, в тоже время практически все новички, кто открывался после 10.02.2016-го подают заявки на включение их в госреестр.
Критерии уровня риска, по которым обозначается предприятие, включают в себя несколько критериев. Те, которые работают с сырыми необработанными продуктами питания - считаются объектами высокого уровня риска. В этот список входят все мясоперерабатывающие предприятия и все продуктовые рынки.
- Какие самые распространённые нарушения на мясокомбинатах, рынках?
-Стоит отметить то, что на каждом мясоперерабатывающем предприятии находится аккредитованный государственный ветеринарный врач, который осуществляет надзор за соблюдением предприятием требований ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства на всех производственных участках и объектах. На рынках, в свою очередь, находятся лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, основной задачей которых является осуществление экспертизы мяса, мясопродуктов, молока, молокопродуктов, рыбы, грибов и других пищевых продуктов сельского хозяйства, поступающих для продажи на рынок, а также организация мероприятий по предупреждению распространения заразных болезней животных через продукты, подлежащие экспертизе.
- Каков процесс получения эксплуатационного разрешения для предприятия?
Есть 3 вида эксплуатационных разрешений:
- для операторов рынка, что совершают деятельность по производству или хранению пищевых продукции животного происхождения
- для тех, кто занимается переработкойне употребляемых в пищу продуктов питания, а также не мощностях смешивания и приготовления кормовых добавок, примесей и кормов
- проведение мероприятий с привлечением животных (к примеру, работа передвижных цирков)
Согласно постановлению Кабмина №930 предприниматель подает заявление в местный ЦПАУ, который в Чернигове находится по адресу ул.Рокоссовского, 20А, в котором указывает список продуктов питания, которые он планирует производить, либо промтоваров (руководствуясь постановлением Кабмина №978) и наявность персонала и технологического оснащения. ЦПАУ пересылает весь пакет документов в Госпродпотребслужбу, в результате его рассмотрения служба, в свою очередь, выдает приказ об инспекции данного предприятия на соответствие требованиям санитарного законодательства. Результатом такой инспекции является акт. Принимается решение о выдаче эксплуатационного разрешения или в его отказе.
По словам Валентины Пономаренко количество отказов – мизерно. Процедура получения такого разрешения для продуктов питания животного происхождения занимает 30 дней, а стоимость документа равна 0.17% от минимальной заработной платы по состоянию на 1 января того года, в котором подавалось заявление. Для несъедобной продукции и кормов время рассмотрения заявки – 10 дней и делается бесплатно.
Эксплуатационные разрешения необходимы не в последнюю очередь тем предприятиям, которые экспортируют свою продукцию за границу. Спешим развеять миф о том, что предприятия города Чернигова экспортируют продукцию в Россию. Как выяснилось за последние 8 лет таких субъектов предпринимательской деятельности, которые что-то продавали в Россию в областном центре не наблюдалось.
Каждый год разрешения, выданные для несъедобной продукции надо обновлять, платные разрешения – бессрочные.
Валентина Пономаренко отмечает, что из-за двухлетнего моратория на проверки на ее взгляд, это расслабило производителей и реализаторов продуктов питания.
К сожалению, результаты таких проверок и объем штрафов субъектов рынка нигде не публикуются. Исключение составляют случаи, когда зафиксированы вспышки опасной инфекции или вируса. Последний такой случай был в селе Роище, где отравились домашними консервами подростки, в результате чего попали в реанимационное отделение Черниговской областной детской больницы.
Результатом проверок по жалобам населения или плановых может быть и приостановление деятельности предприятия. Но такое решение принимает уже суд. Выносятся предписания о запрете реализации продукции или изъятии продукции на месте.
Директор региональной лаборатории Кириченко Валерий Анатольевич рассказал несколько слов о лаборатории, в которой субъекты хозяйствования делают анализ продукции животного и растительного происхождения. Всего в лаборатории несколько отделов:
- химико-токсикологический
- отдел приема и регистрации образцов продукции животного и растительного происхождения, в котором есть сектор газовой и жидкостной хромотографии и исследований на физико-химические показатели, исследования микотоксинов и токсических элементов.
- вирусологический
- иммунологический
- патоморфологический
- санитарной экспертизы
- радиологический
Лаборатория размещена на пяти этажах здания Ветслужбы. При 102 вакансиях работает 89 специалистов, свободные должности при этом - декретные. В основном персонал – женщины, все они, как и сам Валерий Анатольевич, по образование ветеринары.
Как правило, предприниматели обращаются для анализа продукции по требованию заказчика, который ее будет у них закупать. Различных анализов делают около 10, но есть минимальный набор.
На радиологию могут проверить грибы. Для анализа необходим 1 кг.грибов, при этом грибы, чтобы выявить цезий и стронций надо сжигать. Цезий определяется практически сразу, а вот стронций смотрят – по пеплу. Дозиметром, как это делают некоторые покупатели на рынке, в данной лаборатории не пользуются. Такой анализ будет стоить примерно 150 гривен, на все анализы распространяются единые тарифы, которые действуют и одинаковы по всей Украине.
Обращаться могут как юрлица так и обычные граждане. Очередей и задержек, как правило, нет. Всего за 2016 год было исследовано более 3000 образцов (на одном образце могут проводится несколько анализов), привозят продукцию (отобранную по акту отбора) и из области, если районные лаборатории не могут на своих базах сделать исследование. Из самых запоминающихся случаев – это вирус Африканской чумы свиней и немало случаев по бешенству.
Заказчик исследования может результаты черниговской лаборатории переслать в Государственный «Референс-центр по молекулярной диагностике Министерства охраны здоровья Украины» в Киев и там рассмотрят предварительное позитивное заключение. В большинстве случаев, результаты черниговской лаборатории Киев подтверждает.
Режим работы лаборатории с 8.30 до 16.30 по будням, на выходных остается дежурный врач.
В числе оборудования, которым оснащена лаборатория, есть жидкостный и газовый хронотографы японского производства. Обучение сотрудники проходят на базе «Референц-центра» в Киеве. Заведующий лабораторией подписывает все результаты исследований.
Остатки продукции после проведения анализов утилизируются либо в канализацию (если продукция полностью растворилась под действием кислот) либо закапываются в биояму, которая расположена на территории лаборатории.
Вербицкая Наталья Владиславовна, которая возглавляет Управление государственного санитарно-эпидемиологического надзора по соблюдению санитарного законодательства с июня 2016 года рассказала о том, как проверяются лечебные учреждения, детсады, школы и предприятия водоснабжения. Также проводятся проверки по обращениям, к примеру, если кто-то хочет получить лицензию на медицинскую практику.
Работает на своей должности с июня 2016 года. Если брать детсады то по области в 2016-м году было 46 таких проверок, и только один детсад находился непосредственно в областном центре.
О проверке предупреждают за 10 дней, все они плановые, внеплановые проводятся лишь по сигналу граждан. В детсадах все проблемы, выявленные в результате проверок, чаще всего связаныс финансированием. Если денег не хватает, им для устранения проблемы рекомендуется обращаться в отделы образования. Проверки ведутся, согласно санитарного регламента. По факту нарушений выносится предписание, с соответствующими сроками.
- А как проводятся сами проверки? Вы берете какие-либо анализы на месте?
- Ранее была санэпидслужба и она делала эти анализы. Сейчас же нам учреждения, которые мы проверяем предоставляют результаты уже готовых сделанных анализов (их делают по обращению в любом аккредитованном лабораторном центре) по уровнюосвещения, параметрам микроклимата и влажности воздуха, исследования песочниц на яйца гельминтов и так далее.
Всего за 2016 год было проведено около 500 проверок, в это число входят плановые, внеплановые и проверки в составе комиссий.
Что касается проверок предприятий по водоснабжению, то на октябрь месяц запланирована проверка КП «Водоканал». Будут проверять очистку сточных вод и прочее.
- Можно ли пожаловаться в ваше управление на ржавую воду, которая течет из под крана?
- Да, но хочу отметить, что далеко не всегда ржавая вода – недоработка самого КП «Водоканал». Причина может быть в трубах, за которые отвечает ЖЕК. Вообще, вода в нашем регионе, учитывая водоносные горизонты, имеет повышенное содержание железа. Чтобы отсекать лишнее железо надо установить обезжелезывающую станцию, но мне даже сложно представить, какова может быть ее стоимость. Для того, чтобы жалоба была обоснована человек, которые ее подает к нам должен подкрепить ее соответствующим анализом, сделанную лабораторным центром. Номер телефона Управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора 3-01-19.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.