База «Элинор»: люди и лошади выживают как могут
+Сегодня в социальных сетях активно обсуждается вопрос использования лошадей для катания детей на черниговской елке. Группа активистов обвиняет владельцев конной базы «Элинор» в жестоком обращении с животными. Действительно ли животных на этой базе содержат впроголодь, перегружают и избивают? Журналисты сайта решили увидеть все своими глазами...
С животными обращаются негуманно?
В социальных сетях активно начали обсуждать использование лошадей для новогоднего катания на Красной площади Чернигова. Если верить распространяемой информации, то владельцы конной базы «Элинор» просто издеваются над животными. 20 января гневные заявления появились и на форуме сайта gorod.cn.ua.
– Хозяев заботит только заработок на этих несчастьях. Деньги их заботят настолько, что они начинают ездить на жеребятах! Если обычно на лошадь начинают садиться с 2,5-3 лет в среднем, а полноценная езда начинается еще позже, то эти изверги садятся на детей, которым и года нет, и выводят на городской прокат жеребенка пони, которому только полгода отроду, от чего его ножки сильно деформируются, что неизбежно приведет к сильным болям, неправильному развитию и сильным страданиям. А ведь прокат в городе возможен без вреда, только если лошадь полностью сформировалась, то есть в 6 лет. Заработок их привлекает настолько, что они целый день гоняют своих лошадей по льду, не заботясь об их благополучии вообще никак. А как вам езда на лошади, которая вот-вот должна родить?.. – описывает ситуацию один из авторов.
Еще за четыре дня до того, как вышеупомянутая информация была размещена на форуме сайта, журналисты gorod.cn.ua посетили конную базу «Элинор» и посмотрели, в каких условиях там содержатся животные. Следует отметить, что котики, рыбки, собаки, попугаи – это все, что разводили наши журналисты у себя дома. Ни у кого из них не было опыта содержания лошадей. Поэтому, прежде, чем ехать на конную базу, журналисты решили проконсультироваться у профессиональных ветеринаров, и узнать, с какого же возраста можно объезжать лошадей.
К большому удивлению, в государственной ветлечебнице Чернигова в этом вопросе помочь не смогли. «Владелец сам знает, когда начинать заезжать лошадь. У нас такой информации нет. Возможно, об этом знают в районной лечебнице – они больше занимаются крупными домашними животными», – ответили журналисту, звонившему к ветеринарам для получения консультации.
Конная база «Элинор»
База «Элинор» находится в паре километров от Чернигова – в селе Полуботки. Но, в зимнее время транспорт в село ходит нерегулярно. В субботу, 16 января на улице был небывалый снегопад и добраться до базы на такси было не реально. Разговаривая с владельцами «Элинора» – Владимиром и Марией, мы договорились, что журналиста заберут от конечной остановки троллейбуса и подвезут до базы.
Из-за глубокого снега «Нива» Владимира (владельца базы) не смогла доехать до домика и застряла в снегу, проехав 30 метров от центральной дороги. До базы пришлось идти пешком. Читая на форумах и в соцсетях о «сверхзаработках» владельцев «Элинора», и бывав до этого на других конноспортивных базах Чернигова и области, мы ожидали увидеть совсем не то, что увидели.
Конная база «Элинор» – это небольшой домик посреди поля на окраине села, рядом с разрушенной фермой. По сравнению с этим домиком, «шевченковская хата» может показаться хоромами. На территории базы – несколько сарайчиков, выгул для лошадей, вольер для собак и клетки для кроликов. Мы с удивлением узнали, что в этом домике живут не только владельцы базы Владимир и Мария, но и их дети – 2-х и 4-х лет. Владимир говорит, что в доме есть печь. Топят дровами и, в принципе, несмотря на морозы – тепло. Все окна домика закрыты пленкой и фанерой – видимо прогреть его в 15-градусные морозы не так-то и легко.
Сам Владимир приехал в Чернигов из другого региона (не хочет говорить откуда именно), Мария – проживала в Чернигове, а до этого жила в Березном. Там и начала заниматься лошадьми. «Я с лошадьми с 4-х лет. Мы жили в Березном. С папой мы заезжали раньше лошадей для соседей. Потом у меня родители развелись, мы переехали в Чернигов и мне пришлось забирать лошадь», – рассказывает историю базы «Элинор» Мария.
В принципе, нам кажется, что женщина говорит откровенно и ведет себя открыто. Мария рассказывает, свою непростую историю жизни, объясняет, как оказались в Полуботках.
– Несколько лет назад мы купили этот дом на краю села Полуботки. В принципе, мы покупали его из-за земли. Тогда я обращалась к главе райадминистрации Николаю Кудрику с просьбой выделить нам землю для разведения лошадей. Нам дали 12 соток «под дом» и 2 га – под личное крестьянское хозяйство. Мы получили и кадастровый номер, и все документы, но, потом выяснилось, что есть сельхозпредприятие, которое претендует на эти земли. Часть акта на земли они предоставили, а на часть земель говорят, что документы утеряны. Придется в этом году еще судиться.
Именно тем, что земля является «проблемной», Мария и Владимир объясняют то, что до сих пор не могут привести дом в порядок. Надеются, что в этом году земельный вопрос наконец-то разрешиться для них положительно. Рассказывая о своем хозяйстве, владельцы «Элинора» говорят, что в Полуботках их считают зажиточными – и кони, и овцы, и свиньи, и козы, и кролики, и даже страусы есть! Все, что построено вокруг – делали своими руками. Помощников нет, вот и не успевают все сделать, хотя, материалы для расширения есть.
Подходим к сарайчику с лошадьми. Как нам кажется, места для них внутри – не так уж и много. В этом сарайчике стоят пони. Они все мокрые после прогулки под снегом. Пока Владимир выводит пони по кличке Персик, о котором все столько говорят, кобыла Чери – мама Персика, выбегает из сарая. Восьмимесячный Персик очень спокойный и пока нам показывают его, он стоит практически неподвижно.
– В спорте в 2 года у лошади уже гладкие скачки на 1,2 км. Если эту лошадь начать заезжать с 2-х лет, я не представляю, что она может выиграть, если у нее до этого не было нагрузки и в два года у нее первая скачка? Также и маленькой лошади постепенно дают нагрузку. Не грузят 50 кг на спину, а дают 10, 12, 14 кг. К году она 20 кг потихонечку возит. Если в спорте до 2-х лет лошадь не тренировали, а потом жокей прогнал на километр – он ее уложит, и все! А если лошадь осталась жива, то это означает, что ее тренер с ней занимался, – рассуждает Владимир.
X-образный постав ног (о котором в соцсетях говорят, как о результате чрезмерных нагрузок) Владимир и Мария считают характерной чертой пони (позже мы читали, что у лошадей, как норма, допускается и X-образный постав, и О-образный постав). Говорят, что взяли Персика на площадь, чтобы приучить к скоплению людей, шуму, автомобилям. По их словам, для лошади уже есть покупатель и ему важно, чтобы лошадь была обучена. Спрашиваем об истории, которая произошла на новогодней елке несколько лет назад. Тогда у владельцев «Элинора» лошадь упала на льду. Об этом тоже много писали.
– Три года назад у нас на Красной площади на льду упала лошадь. Мимо проходили люди, начали помогать поднять. Я не знаю, откуда взялся тот «помощник», который взял лошадь за узду, и вместо того, чтобы вывести ее на снег – толкнул на лед. Лошадь падает второй раз. Подхватывается, и снова падает. В результате у лошади перелом тазобедренной кости. Лошадь пришлось сдать на мясо. Это была племенная лошадь украинской верховой породы белого цвета. Мы осенью ее только купили. Лошадь была 1,7 м в холке. Мы ее привезли из Сум. Когда в лошадь осенью вкладываешь 10 тыс грн, а потом, на новый год за 1,5 тыс сдаешь ее на мясо – очень обидно. Наши конкуренты пытались «организовать» уголовное дело, потому что мы им составляем конкуренцию. Приезжали ветеринары, требовали справки на лошадей. Я каждый год беру справки о том, что все лошади привиты и здоровы. Посмотрели – все документы на месте, все нормально, – объясняет Мария.
Все нападки в соцсетях и, фактически, травлю, Мария и Владимир объясняют происками конкурентов. Говорят, что сейчас людям – не до лошадей. И заработки у тех, кто занимается лошадьми, существенно упали. Новогодние катания – наверное, единственный способ заработать зимой.
– Лошадьми в Чернигове мы занимаемся шесть лет. Начинали с двух лошадей, вышли на рынок намного позже наших конкурентов. Сейчас у нас пять пони, ослик и шесть больших лошадей. Поэтому, если раньше доход от елки шел к нашим конкурентам, то в этом году на елке работали наши лошади и лошади ЦПКиО, – объясняет Владимир.
– В ЦКПиО работает тренер, которая говорила мне, что они также начинают с 6 месяцев приучать лошадь к седлу и к 9-10 месяцам лошади спокойно бегают под седлом. Причем, мы же не катаем взрослых людей. Это дети 4-5 лет максимум. На Персике мы вообще прокатили несколько человек. Если приходил ребенок постарше, мы сажали его на другую лошадь – у нас же много пони, – поддерживает позицию Владимира Мария.
Для справки
Возраст скаковой лошади. Начинает свое выступление скаковая лошадь в 2 года (как правило конец апреля – начало мая). Жесткого ограничения по максимальному возрасту не существует. Принято разделять скачки по возрасту для лошадей 2-х лет, 3-х лет и 4-х лет и старше. Есть некоторые исключения, например, спринтерский приз Критериум на дистанцию 1000м разыгрывается для лошадей 2-х лет и старше.
В то же время
Прочитав десятки форумов и специализированных статей, можно сделать вывод, что начинать объезжать лошадь до 1,5 лет специалисты не рекомендуют. Молодняк на конных заводах заезжают под седло или в упряжь (рысаков) в возрасте с 1,5 лет (18 мес.). И с этого момента действительно начинается тренинг, т. к. в возрасте уже 2-х лет рысаки и скаковые лошади начинают выступать на ипподромах в бегах и гладких скачках.
Спрашиваем о кормлении лошадей. Нам говорят, что один сенник уже пуст. Но в другом сена для животных хватит до апреля. Идем к сеннику, который находится в метрах ста от домика. Здесь – большие лошади, овцы, козы и свиньи.
– «Проваленных» спин у наших лошадей нет. Здесь, на конной базе у нас нет никакого спорта. Мы на лошадях не прыгаем. Только прогулки и уроки для начинающих. На прогулках я не разрешу человеку, чтобы он галопом скакал. Он же мне угробит животное, – рассказывает Мария, а Владимир в это время перелез в выгул для лошадей и показывает животных. – Корма заготавливаем сами. Есть луга, есть аэродром неподалеку. Три года назад конкуренты начали заявлять, что мы морим лошадей голодом. К нам приезжали с канала «1+1», все смотрели – никаких проблем не увидели.
Интересуемся, как часто работают лошади, где их держали в период новогодних катаний, ведь от Красной площади до Полуботок – дорога не близкая.
– Работы особой в последнее время для лошадей нет. Летом на прогулки выходит в лучшем случае четыре лошади, а одна сопровождает. Зимой проведение елки выручает. На это время мы забираем лошадей в Чернигов. В районе областной больницы у моей бабушки половина частного дома и в период елки мы лошадей там держим – привозим туда сено, корма. Там есть сарайчики, в них лошадей и передерживаем. В этом году 10 дней на елке отработали. Десять дней – и домой, – говорит Мария.
Как нам кажется, лошади «Элинора» худоватые и в реалии сильно отличаются от тех скакунов, которые изображены на интернет-страничке конного клуба. Мария показывает овец, коз и свиней. Все животные, завидев людей, сразу бегут к ним. Создается впечатление, что они просто хотят есть и выпрашивают еду. Спрашиваем, кормят ли лошадей еще чем-то, кроме сена? Ведь лошадям еще нужны и овес, и овощи, и витамины. То же самое и для других животных. Мария говорит, что в ближайшие дни привезут овса – деньги на него уже есть. В сарайчике есть отруби, добавляют животным в корм.
– У нас свиньи породы «мангал», – говорит Мария, показывая свиней, которые больше смахивают на диких, нежели на домашних, которых мы привыкли видеть в селах Черниговщины. – Это помесь закарпатской мангалицы и европейской дикой свиньи. Эти свиньи хороши тем, что у них много мяса, шкурка очень тонкая и в плане еды они не прихотливые.
Возвращаемся к домику. Мария открывает засек с комбикормрм, зовет посмотреть на страусов, которые из-за мороза не выходят из своего сарая. В разговоре узнаем, что финансовое положение владельцев базы не простое – еще нужно и кредит гасить, который брали на покупку трактора. Сумма не маленькая. Думаем, как люди выживут на краю села, если у них забрать лошадей?
Побывав на конной базе «Элинор» и сравнив, как живут владельцы этой базы и как живут их животные, мы, честно говоря, не смогли определить, кто же живет лучше. Да, эта конная база существенно отличается от тех, которые мы видели в Чернигове. И объездка лошадей в возрасте 7-8 месяцев, как нам кажется – далеко не нормальное явление. При этом мы не пытаемся защитить владельцев «Элинора», но, считаем, что устраивать травлю в социальных сетях также не стоит. Как говорится, « лежачего не бьют». Возможно, нужно просто помочь людям.
Катание на лошадях на новогодней елке для них – не желанием заработать, а, скорее всего, возможность выжить в нынешних условиях. С другой стороны, если городской совет давал разрешение на оказание услуг, он должен был установить определенные правила и контролировать их выполнение. В городе есть организации, которые занимаются проблемами животных. И, в подобных случаях специалисты должны изучать ситуацию и давать рекомендации органам власти в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Конная база, Элинор, лошади Чернигова, отдых, животные, Игорь Грищенко