Если к вам пришла беда
Наверное, нет сейчас ни одной семьи, которая бы напрямую или косвенно не сталкивалась с проблемами наркомании. Именно об этом сегодня наш разговор с главным врачом облнаркодиспансера Петром Седнем.
- Петр Михайлович, что для вас наркомания?
- Это наше всеобщее горе. Люди, которых эта беда не коснулась, должны понять, что наркозависимые – это не изгои, а тяжело больные.
- Сколько сейчас в городе на учете наркоманов?
- 1114 человек. В это число входят и токсикоманы. Хотя на учет становятся далеко не все.
- В чем, на ваш взгляд, их главная проблема?
- В том, что у них существует грозный синдром – аназогназия, то есть полное или частичное отсутствие критического отношения к собственному заболеванию.
- А в чем причина желания многих людей употреблять наркотики?
- Думаю, они хотят испытать положительные эмоции, удовольствие, не приложив никаких физических и интеллектуальных усилий. Потому и употребляют стимуляторы. Конечно на первичном этапе стимуляторы придают настроение, энергию, силу, потенцию.
Например, 20-летний юноша может до утра, не уставая, танцевать на дискотеке. Или неоднократно совершать половой акт, чувствую себя неутомимым секс-символом.
- Какие последствия принятия стимуляторов?
- Расплата приходит быстро. Нервная система истощается. Появляется депрессия, импотенция, тоскливо-злобное настроение. Весь потенциал, который был рассчитан в человеке на десятилетия, расходуется за короткое время. От приема наркотиков психическая и физическая зависимость наступает в десятки раз быстрее, чем от употребления алкоголя.
- Как у вас в диспансере обстоят дела с добровольным лечением?
- Наши пациенты добровольно идут к нам, благодаря тому, что у нас существует анонимный кабинет (некоторых направляют правоохранительные органы).
- Когда у вас самый большой наплыв больных?
- Больше всего в стационар приходят в феврале-марте, когда наркотик дорожает. Ложатся на лечение для того, чтобы снизить разовую и суточную дозу приема... Но когда зацветает мак (а опийная наркомания в городе у нас на первом месте), большинство из них берутся за свое.
- Сколько в среднем стоит курс лечения?
- У нас самые низкие расценки в городе и в Украине, в среднем, 120 гривен. Плюс к тому же мы выводим пациентов из состояния обстиненции (обострения). Ведь "ломка" - это самое страшное для наркомана.
- Много ли умирает людей употребляющих наркотики?
- Много... Только от передозировки в прошлом году умерло 30 человек, из которых четыре женщины. Возраст - от 15 до 59 лет. Причем 22 человека отравились опиатами, а четверо вообще неустановленными веществами.
- Но ведь есть еще и ВИЧ-инфицированные?
- Да. Их у нас в городе среди наркоманов 188 человек. Чтобы избежать заражения ВИЧ-инфекцией, нужны стерильные шприцы, поэтому при наркодиспансере работает центр "Довира" , где наркозависимым выдаются новые шприцы взамен на использованные.
- Как вы относитесь к процессу реабилитации людей, решивших избавиться от зависимости?
- Положительный результат только на 10% сугубо заслуга медиков. Во всем остальном должна быть забота государства и общества. Ведь после реабилитации человек снова попадает в привычную для него среду. Поэтому, "завязывают" с наркотиками .только единицы.
- В вашей практике были случаи, когда, скажем, "законченные" наркоманы возвращались к новой жизни?
- Да. Одна девушка из приличной семьи, измученная зависимостью и с гангреной левой ноги (она кололась в пах), при поддержке близких перестала колоться. Вышла замуж тоже за бывшего наркомана. 12 пет они не употребляют наркотиков, у них крепкая и дружная семья.
- Значит, от наркозависимости все-таки можно излечиться?
- Снять физическую зависимость можно. Но психологическая остается до конца дней.
- Какие у нас в городе проводятся профилактические меры?
- Во-первых, в учебных заведениях читаются лекции.
Во-вторых, во всех техникумах, колледжах и школах, начиная с седьмого класса дважды в год проводится осмотр учащихся. Особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей. И это дает возможность вовремя выявить подростков, которые еще не скатились на дно.
- Не всегда и родители замечают за своими детьми что-то неладное. Многим из них кажется, что с их сыновьями и дочерьми такое не может произойти. И они просто не обращают внимание. А когда уже тайное становится явным, бывает поздно.
- Да, это правда. Поэтому, если родители находят какой-то порошок, видят обожженные или исколотые руки, замечают, что стали пропадать из дома деньги и вещи, или даже просто появляются странности в поведении детей, они должны забить тревогу. Ведь болезнь легче предупредить, чем лечить. Тем более, что по ул. Щорса, 3 у нас работает подростковый центр.
- Как вы относитесь к желанию некоторых политических движений легализовать легкие наркотики?
- Как врач, я не делю их на легкие и тяжелые. Ведь этим решением мы психологически подталкиваем человека к тому, что наркотики вообще можно употреблять. Кроме увеличения количества наркозависимых и деградации общества, подобное ничего не даст. И социальные последствия могут быть непредсказуемыми.
- Что, на ваш взгляд, должно изменить отношение к наркоманам?
- Это понимание того, что наркоманы - обыкновенные люди, которые больны и нуждаются в поддержке не только конкретных служб, но и государства, и общества. А для этого нуж-< но занять подростков в различного рода кружках и секциях. Ведь наркомания молодеет с каждым днем. К сожалению, большинство сегодняшних подростков после школы ничем не заняты. Это дает им возможность в компаниях узнавать худшие стороны жизни, не думая о последствиях.
- Если среди читателей есть люди, в семью которых пришла беда, но они боятся огласки, непонимания, что вы им посоветуете?
- Во-первых, понять главное, что в одиночку без специалистов им не справиться. Огласки не следует бояться, ведь у нас существует анонимный кабинет. Врачи работают круглосуточно. Для них наш контактный телефон 7-99-17. Можно обращаться лично ко мне по рабочему телефону 2-98-21 с 8 до 17 часов.
Валентина Тимошко, газета «7 дней» №18, 20 марта 2002 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.