Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » В Чернигове живет собака, которая лечит детей

В Чернигове живет собака, которая лечит детей

Анималотерапия (от лат. аnimal – животное) – один из видов психотерапевтической помощи с  участием различных животных (собак, кошек, лошадей, дельфинов и т.д.). Подход пользуется широкой популярностью в Европе и США. В Украине, к сожалению, метод менее развит, но, несмотря на это, в нашей стране его тоже нередко используют. Занимаются анималотерапией и в Чернигове, в Черниговском центре медико-социальной реабилитации детей-инвалидов "Возрождение".
Собака породы кане-корсо по кличке Ника помогает выздоравливать детям-аутистам и детям с заболеванием ДЦП. Хозяева – основатели компании COLLAR, которая специализируется на производстве зоотоваров, Юрий Петрович Синица и его сын Юрий Юрьевич Синица.



Юрий Петрович Синица, основатель компании "COLLAR"

Первые полгода, когда надо было наладить систему, убедить руководство, врачей и психологов в необходимости и полезности этого процесса,  Юрий Синица лично ездил и занимался с детьми. Потом, подключил сотрудника компании, Михаила Алексеевича Кулько.

Он и рассказал журналистам об особенности зоотерапии и о том, как Ника впервые начала помогать больным детям



Михаил Алексеевич Кулько, сотрудник  компании "COLLAR"

Михаил Алексеевич, расскажите о том как так вышло, что Ника начала работать с детьми?
Я работаю охранником в компании "COLLAR". Юрий Юрьевич  привез сюда Нику несколько лет назад, когда ей было всего три месяца. С тех пор она живет у нас во дворе и занимаюсь ей, в основном, я. Ника с детства целенаправленно подготавливалась к тому, чтобы работать с людьми, поскольку одна из идей была задействовать ее на выставках в качестве модели. Изначально воспитание собаки полностью исключало какую-либо агрессию по отношению к детям.
Сейчас компания часто участвует в благотворительных акциях и оказывает спонсорскую помощь детям и детским домам. Однажды, во время мероприятия в детском доме, мы взяли с собой Нику, и она произвела там фурор. С некоторыми детьми, которые сильно боялись собак, произошел в буквальном смысле надлом, они перебороли свой страх, дотронувшись до Ники. Дети стали спокойно подходить к собаке, гладить и обнимать её. Заметил это и штатный психолог детдома. Стало понятно, что Ника может оказывать детям колоссальную помощь.  



Юрий Юрьевич Синица с Никой и детьми из детдома

Что именно дало основания полагать, что занятия с собакой дали результаты?

Чтобы вы понимали, ребенок-аутист живет в своем внутреннем мире, не воспринимая того, что происходит вокруг него. Именно поэтому ребенка нужно чем-то заинтересовать, чтобы переключить его внимание, вызвать у него реакцию, определенный интерес. После нескольких занятий все поняли, что Нике удается это сделать. Ей очень хорошо удается переключать внимание детей на себя.

Можете описать как именно проходит занятие и как часто вы занимаетесь с детьми?
Занятия сейчас проходят два раза в неделю. Начинается все с того, что мы расстилаем специальный ковер в комнате и я ложу на него Нику. После этого я говорю детям: "Детки, давайте все потрогаем собачку". Дети подходят к Нике и начинают устанавливать с ней контакт. Кто-то начинает ее гладить, кто-то расчесывать, один заинтересовался лапой, другой трогает за ухо и т.д. Таким образом мы приучаем ребенка-аутиста к пониманию того, что он работает с животным. Разумеется, далеко не все дети реагируют на собаку, поэтому я тщательно слежу за тем, у какого именно ребенка возник контакт с животным, а у какого нет. Если ребенок не реагирует на собаку, то я пытаюсь найти немного другой подход. Я беру какую-нибудь из игрушек для собаки, которые я всегда ношу с собой, и даю в руки ребенку. Например, я даю ему пищащую морковку, нажимаю на нее, чтобы она пискнула, после чего Ника сразу же заинтересовывается, подбегает к ребенку и начинает тянуть эту игрушку. А ребенок, сам того не понимая, вовлекается в процесс и переключает внимание с себя на собаку. Именно это важно для детей аутистов. Выйти из своего внутреннего мира, переключить внимание на окружающих.



Были ли какие-то особые случаи в терапии ребенка с животным, которые давали очень хорошие результаты?

Да, конечно. Когда-то в центр "Возрождение" своего ребенка-аутиста привел один бизнесмен. Его ребенок ни на что не реагировал, поэтому он был уверен, что работа с собакой, снова-таки, не даст никаких результатов. Я подвел Нику, поставил ее перед этим ребенком и дал ей игрушку – кольцо PULLER. Ника подошла к нему и ткнула этим кольцом в живот. Ребенок автоматически взялся за игрушку, после чего Ника начала его тянуть. И тут ребенок-аутист вдруг громко засмеялся. У него засверкали глаза. Отец, здоровенный мужчина под два метра ростом, весь в татуировках, бросился на коленях к ребенку, восклицая "Сынок! Ты живой!". И это не первый такой случай, когда собаке удается выводить детей из их отстраненного от окружающего мира состояния. Родители всегда плачут, когда видят, что их ребенок реагирует на окружающий мир.
Еще был случай, когда женщина привела в центр ребенка, которому шел четвертый год, а он все еще не говорил. Мама даже думала, что он глухонемой. Я надел на Нику ошейник и дал поводок ребенку. А потом сказал ему: "Держи поводок крепко, чтобы Ника не убежала". Когда ребенок вовлекся в процесс выгуливания собаки я сказал ему: "А теперь, чтобы собака шла рядом, скажи: Ника, рядом". И ребенок свободно повторил за мной: "Ника, рядом". А потом я попросил сказать его фразу "Ника, сидеть" и малыш, снова-таки, все повторил. Мама была растрогана. Это был первый случай, когда она услышала, как ее ребенок говорит. И сейчас этот мальчик свободно разговаривает, как и все другие дети.
Приезжала еще к нам женщина из Киева с ребенком-аутистом. Они уже занимались и с лошадьми, и с дельфинами, но каких-либо сдвигов в лечении не было. А вот после занятий с Никой стало заметно улучшение. Поэтому теперь она ездит только в центр "Возрождение".

Вы проводите занятия только с детьми-аутистами?

После того, как всем уже наверняка стало понятно, что занятия с Никой помогают детям-аутистам, нам предложили заниматься с детьми с ДЦП. Сейчас к нам на занятие приводят несколько детей с этим заболеванием. Некоторых детей даже не держит позвоночник, почти у всех не разгибаются руки. Я говорю детям: "А ну ка давайте наденем на Нику ошейник". И дети пытаются вместе со мной надеть на Нику ошейник. А потом говорю: "А теперь давайте поведем собачку". Детям по очереди дают поводок, тех, кто может самостоятельно хотя бы как-то передвигаться, родители держат за руки, а тех детей, которые двигаться не могут, родители несут. Так создается эффект того, будто дети выгуливают собаку. На занятия я специально беру с собой маленькие кусочки корма. После того, как ребенок провел собаку я кладу в его зажатые ладони кусочек корма, а Ника пытается взять его языком. После этого руки ребенка неосознанно раскрываются. Просто срабатывает рефлекс, который раньше не работал. Когда ребенку уже лет 6-7, то такого результата уже добиться сложно, но если ребенку только 2-3 года, то, зачастую, такой прием помогает. Мы стараемся влиять на моторику мозга, чтобы у ребенка раскрывались руки, чтобы он понимал, что такое ходьба.

Какие есть результаты в работе Ники с детьми с ДЦП?

Помогать, конечно, получается не многим, но если есть надежда поставить ребенка на ноги, чтобы он мог сам передвигаться, то мы стараемся это делать. В нашей практике были случаи, когда Нике удавалось делать это. За четыре года, которые я занимаюсь с детьми, я уже изучил в интернете особенности болезни ДЦП. Поэтому помимо занятий с собакой я еще часто советую родителям выполнять с их детьми определенные упражнения, которые помогают укреплять позвоночник. Сам я, предварительно, также консультируюсь со специалистами. За все это время нам удалось поставить на ноги 5 человек.

Удивительно, что такая крупная собака с достаточно жестким характером очень осторожно обходится с детьми и позволяет им, можно сказать, играть с собой.
Честно говоря, я сам порой удивляюсь этому факту. Ведь Ника весит около 50 кг, но с детьми она играет очень бережно. Можно сказать, что она любит детей. У нее какой-то особый контакт с ними. За счет этого многим больным детям мы можем привить осознание любви к животному. Я сам никогда бы не подумал, что Ника будет работать с детками. Бывает, что к нам на территорию компании приходят сотрудники с детьми, так Ника, когда слышит детский голос, сразу же бежит, чтобы встретить ребенка, облизать его, таким образом поприветствовав малыша. У нее уже на уровне подсознания, наверное, заложено, что это ребенок и с ним нужно обходиться очень аккуратно. Дети в центре ложатся на нее, обнимают, гладят, а Ника совершенно добродушно на все это реагирует.
А вот ко взрослым может быть совсем другое отношение. Бывают случаи, когда Ника вечером не выпускает работников компании со двора. Она просто садится перед пропускным пунктом и начинает рычать, когда кто-то подходит к ней слишком близко. Поэтому Ника не только хорошо работает с детьми, но и является отличной сторожевой и защитной собакой.



Как сами родители детей относятся к собаке? Не пугают ли их такие занятия? Ведь подобная терапия в нашей стране не настолько популярна, как, например, в США или Европе.
Родители относятся очень хорошо. Тем более, когда они видят, что работа с собакой благоприятно влияет на ребенка. Чаще всего такие занятия заканчивается слезами радости у родителей.
А вообще, действительно, существует большая разница в отношении наших людей к такой терапии и европейцев. Однажды в центр приехала комиссия из Англии в составе 30 человек. Так вот в центр они пришли как раз в тот момент, когда мы с Никой проводили занятие. Вы бы видели, как европейцы отреагировали, когда увидели Нику. К ней начали подбегать члены комиссии, гладить, говорить что-то, улыбаясь. В общем, отнеслись к ней с большой любовью. И Ника тоже отнеслась к незнакомым взрослым людям очень добродушно. Она свободно позволяла гладить себя, обнимать и фотографироваться. Англичане были в восторге, особенно после того, как посмотрели как мы проводим занятие с Никой и детьми. Как прыгаем через веревочку, упражняемся. У них, на самом деле, почти во всех медучреждениях есть животные. Для европейцев это была норма.
По чистой случайности в тот же день в центр приехала комиссия из Министерства здравоохранения. Так вот они были более сдержаны в своих эмоциях и прежде всего интересовались наличием специальных разрешений на работу с детьми.

Приводили ли в центр на терапию с Никой своих детей кто-нибудь из известных личностей Украины?

В центр постоянно ездила Наталья Королевская. Однажды приехал депутат Александр Вилкул. Он предложил мне поехать в Киев с Никой и начать заниматься с девочкой, пообещал заплатить за работу хорошие деньги. Притом он даже не предлагал, а настаивал. Я сказал, что дело не в деньгах, ведь есть еще и другие дети. Пояснил, что я не могу заниматься только с его ребенком. Да и Юрий Юрьевич вряд ли позволил бы, чтобы я с Никой ехал в другой город. В итоге Вилкул сказал, что он все равно решит этот вопрос и договорится. А потом произошла революция и эту тему больше не поднимали.

Дети, за время занятий привыкают к собаке? Не сложно им потом расставаться?

Да, привыкают, конечно же. Именно поэтому я всегда говорю родителям, чтобы они покупали своим детям какую-нибудь игрушку перед тем, как начать заниматься с Никой. Это может быть мячик или еще что-то. Чтобы потом, когда дети уедут из реабилитационного центра, они могли вспоминать о занятиях с Никой, глядя на эту игрушку. Это такой, своеобразный ментальный "якорь", который вызывает положительные эмоции, которые ассоциируются с собакой. Родители говорят, что после работы с животным, дети, уже будучи дома, часто спрашивают, когда снова поедут к Нике. Это говорит о том, что они тоже ее любят.

Дмитрий Тигранов, сюжет телеканала "Детинец"

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: кане-корсо, "COLLAR", собака, аутисты, дети-инвалиды, "Возрождение", Дмитрий Тигранов

Добавить в: