Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Сегодня Чернигов простился с минометчиком 13-го батальона Сергеем Харитоновым, погибшим под Углегорском

Сегодня Чернигов простился с минометчиком 13-го батальона Сергеем Харитоновым, погибшим под Углегорском

Сегодня в ясную и на удивление солнечную погоду Чернигов прощался с героем, отдавшим самое дорогое, что у него было – жизнь –  за мир и покой своих близких, друзей, малой родины. Прощание с Героем происходило в Екатериненской церкви утром 3 апреля. Проститься с защитником пришли около тысячи горожан. Среди толпы не было первых лиц города, но нами были замечены в толпе секретарь горсовета Владислав Кухарь, начальник департамента по вопросам гражданской защиты и оборонной работы ОГА Сергей Болдырев, ученый Сергей Лепявко и многие другие. 


 
Судьба минометчика из 13-го батальона 45-летнего Сергея Харитнова необычна. Долгое время боец «зависал» в списках между мертвыми и живыми, месяцы его семья оббивала пороги инстанций – чтобы узнать, хотя бы что с мужем и отцом двоих сыновей. И везде супруга Светлана Харитонова слышала ответ – без вести пропавший. В минуту отчаяния она связалась с известным волонтером и журналистом Виктором Майстеренко – он занимается поиском пленных ребят. Виктор обещал помочь. Но, несмотря на безнадегу – ответ «пропал» все же вселял надежду, может, солдат отыщется. В конце концов, скольких пропавших на фронте парней потом отыскивали то в госпиталях, то в плену. Увы, даже призрачной надежде Харитоновых не суждено было сбыться, медицинские заключения, которые пришли недавно в Чернигов – подтверждали, что Сергей нашелся: среди мертвых. 



Фото из домашнего архива, погибший Сергей Харитонов (справа) со старшим сыном и супругой
 
По словам близких, черниговца Сергея Харитонова мобилизовали еще 1 сентября 2014 года. Он был опытным воином, за плечами служба еще в советской армии. Отправлялся старший сержант служить в армию, что называется, при всем своем. «Даже спальника нормального не выдали, пришлось собственный из дому забирать», рассказывала нам несколько недель назад супруга бойца Светлана Харитонова. Да и форму, в которую пришел как-то на побывку домой супруг  тоже нельзя назвать образцом прочности. «Тряпка тряпкой, выкинуть ее пришлось. Потом уже друзья сбрасывались и покупали Сергею хорошую форму. Все-все, даже берцы мы покупали за свои деньги», рассказывают домашние. Особенностью этой семьи является то, что в армии одновременно служили и  отец, и старший сын. Вот только если Харитонова-старшего вскоре отправили в зону АТО, то младший служит в Чернигове. 
 
Связь с 45-летним Сергеем пропала в конце января этого года. Черниговец нес службу под Углегорском – самой горячей точкой востока Украины на тот момент. Пресс-офицер Черниговского медиа-центра Министерства обороны Украины Вадим Мисник:
- 13-й батальйон героїчно тримали захист блокпостів 1301 і 1302 і тоді переважаючі сили супротивника пішли в наступ, там було до 200 чоловік живої сили і до 10 танків, БТРи, і хлопців багато саме з 13-го батальйону  ми тоді втратили. 

 
Говорят, что Сергей погиб от разрыва мины. К сожалению, сразу же забрать тело погибшего минометчика не получилось, погибший остался на поле боя, продолжает Вадим Мисник. Долгое время не получалось доставить тела в тыл, сейчас же по договоренности это осуществляет организация «Черный тюльпан». 
- Зараз проводиться експертиза ДНК і визначають хто саме з наших хлопців загинув в тих боях. 
 
По словам военного чиновника, работа по идентификации черниговских солдат продолжается и вот недавно в донецкой больнице разыскали тело еще одного погибшего из 13-го бата. Усложняет задачу в поиске погибших и живых солдат то, что в Дебальцево полностью сгорел штаб с документами. 



Волонтер Екатерина Дорохина была одной из тех, кто помогал разыскивать пропавшего без вести Сергея Харитонова. Она вспоминает о тех днях поисков, когда только-только стала поступать информация о боях под Углегорском. Это было начало февраля.  


 
- Мы занимаемся ранеными, у нас есть связи с госпиталями в Артемовске, куда многих ребят направляют. Мы искали Сергея по всем госпиталям в том секторе, к примеру, одного из бойцов – Великохатного Сергея мы нашли так, когда его уже прооперировали. Кроме того, в поиске задействуем и милицию, и СБУ – то есть, все те источники, которые нам доступны. Что касается Сергея Харитонова, то первой информацию о нем узнала не я, а моя коллега Ира Тимофеева. У нас был контакт с начмедом 13-го бата, поскольку он обладал нужной информацией. Без его подтверждения – мы не имели права говорить об этом людям 200-й или 300-й боец. А учитывая, что связь глушат, а он чаще всего находился на поле боя, вытаскивал оставшихся раненых, то есть, практически было нереально мгновенно получить данные. Как я помню, у нас это были бешеные три дня и три ночи, когда мы всех искали, обзванивали. Сведения поступали весьма противоречивые – кто говорил, что бойцы ранены, кто – да, вот, они рядом со мной сидят… Много было и «потеряшек». Рота могла думать, что солдата потеряли, а он на самом деле выбрался сам и просто вышел на другой блокпост.        
 
Однако пропажа солдата – еще полбеды. Другая проблема – такому бойцу моментально прекращается выплата зарплаты на карточку. Для многих родственников атошников подобная материальная помощь – существенное подспорье. Плюс, вопрос со статусом и льготами пропавшего бойца также автоматически зависает в воздухе. Да и комбат Мурованый, зампотылу тоже не желают общаться с родственниками пропавших и погибших. 
 
До сих пор не до конца вопрос со статусом ясен и в случае погибшего Сергея Харитонова. Так, например, родственники черниговца не смогли получить на руки даже копию приказа о командировании мобилизованного в зону АТО. Отозвался лишь военкомат, давший справку, что Сергея призвали такого-то числа в такую-то часть. Волонтер Ирина Березинец обращается с призывом к журналистам: 
- Є дуже велика проблема по всім бійцям 13-го батальйона, тим, хто загинув. Ті злощасні 20, 30 і 31-ше січня, та потім при виході з Дебальцевого – сьогодні ніхто з родичів цих хлопців не може отримати документи. Вони поховали своїх синів і чоловіків і не можуть отримати документи, щоб отримати ту компенсацію, яку гарантує держава. Я не знаю, що робиться в 13-му батальйоні, хто в цьому винен, тут треба розбиратися, мабуть, журналістам. Я прошу вашої допомоги. 
 
В толпе пришедших проводить в последний пусть Сергея Харитонова мы заметили замначальника штаба 13-го батальона. И не откладывая дело в долгий ящик, решили адресовать ему вопрос от близких и волонтеров. Видно было, что Андрей Панура, старший помощник начальника штаба по кадрам и строевой части  13-го батальона не особо жаждал общаться с журналистами, но все-таки по проблеме статуса погибших высказался:


 
- Документами я занимаюсь лично. В эту пятницу документы будут у нас. В понедельник нам Министерство обороны выдает протокол заседания комиссии Минобороны. Мы работаем 4-5 дней с командованием Сухопутных войск и потом они поедут в батальон выдавать, в частности и погибшим ребятам. 
 
Журналисты говорят: а как быть с тем, что многие чиновники 13-го батальона объясняют сложности с документами тем, что сгорел штаб в Дебальцево, соответственно и все папки с ним тоже. Андрей Панура:
- Это неправда. Наказы все есть. Пофамильные. Об убытии в зону АТО. О прибытии. Что касается справок о ранении, то только сейчас у нас к начальнику медслужбы прикомандирован офицер и в условиях боевых действий мы выписываем эти справки. Ребята не дадут мне соврать (кивает в стороны двух стоячих рядом мужчин в камуфляже). Штаб сектора находился в Дебальцево, очень сложно было работать, возить документы, заверять. Сейчас мы этим всем занимаемся.  

Волонтеры шепчутся: 
- Если у них нет человека, который бы набирал эти бумажки на компе – предоставьте это нам. За два дня сделаем. 
 
Тем временем, из Екатериненки выходят два медика. Оказывается, вдове погибшего Героя Светлане стало плохо. Накануне она приняла слишком много сильнодействующих лекарств, сейчас ее попытались хоть как-то привести в тонус. Когда из церкви вынесли гроб с телом Сергея, Светлану вели под руки – от горя ее не держали ноги, поэтому у скорбного места для нее поставили небольшую скамеечку.

 

 
Черниговцы принесли множество цветов для Героя. Многие искренне плакали. Когда траурное шествие двинулось в сторону Аллеи Героев – горожане откладывали на минутку свои дела, чтобы проводить Сергея хотя бы взглядом. Украдкой утирали слезы посетители и работники, стоя у входа в банки, магазины, кафешки. Некоторые преклоняли колени. А побратимы между собой переговаривались:
- Мы вернемся и отомстим за Серегу…
 
Светлана Харитонова, вдова, из интервью несколько недель назад:
 - Для меня муж живой… Я не чувствую, что он умер.  Я к нему обращаюсь: «Сереж, зайчик, дай мне знать, ну приснись хотя бы мне». И вы знаете – я его тут же чувствую… 
 
Елена Соловко, видео Garmata.tv

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Харитонов, похороны, Герой, Соловко

Добавить в: