Сможет ли экс-начальник 1-го отдела УМВД области побороть коррупцию в сфере пассажироперевозок?
Сегодня в Черниговской области, как, пожалуй, и по всей Украине, сфера пасажироперевозок считается одной из наиболее коррумпированных сфер хозяйственной деятельности. Непрозрачное распределение маршрутов, незаконное увеличение тарифов на проезд и то, что «хлебные маршруты» часто связаны или даже принадлежат чиновникам, которые должны контролировать соблюдение законности, подтверждает то, что без должного контроля в этой сфере порядка не навести.
Полковник милиции возглавил управление
Не так давно в Департаменте экономического развития Черниговской ОГА было создано новое управление – промышленности, транспорта и связи, которое возглавил полковник милиции Сергей Меженный. Нужно отметить, что Сергей Меженный пришел в Черниговскую ОГА в 2002 году на должность заместителя начальника отдела предотвращения, выявления коррупции и взаимодействия с правоохранительными органами, с должности начальника 1-го отдела УМВД области. И вот теперь он возглавляет одно из ведущих управлений Департамента экономического развития Черниговской ОГА…
– Исполняющий обязанности главы Черниговской ОГА Сергей Журман предложил мне эту работу. Учитывая, что в Департаменте экономического развития создавалось новое управление – промышленности, транспорта и связи, нужен был человек незаангажированный во всех этих направлениях. Я хочу привести все эти перевозки в законное русло. По мере возможности, конечно. Я понимаю, что до идеала довести все в короткое время будет не так просто. Но хотя бы до минимального соответствия – вполне можно, – считает Сергей Меженный.
В то же время Сергей Меженный не скрывает, что реорганизация была проведена по требованию перевозчиков. Во время акций протеста перед зданием Черниговской ОГА перевозчики требовали от руководства обладминистрации активизации борьбы с «нелегалами». «Нелегалы», в свою очередь, требовали смены состава конкурсного комитета, чтобы хоть как-то попасть на рынок перевозок в области. Но и первые, и вторые были недовольны действиями чиновников, которые на тот момент решали вопросы пассажироперевозок в области. Они требовали их немедленной замены.
Сложно предвидеть как новоназначенный начальник управления промышленности, транспорта и связи будет обеспечивать соблюдение законности в сфере пассажироперевозок, но то, что у него впереди – большой объем работы в этом направлении стало видно на первом же заседание Координационного совета облгосадминистрации по организации пассажирских автоперевозок в области…
Транспортные вопросы – с привкусом коррупции
Первое заседание нового состава Координационного совета состоялось 24 декабря 2014 года. На него было вынесено 44 вопроса связанных с пасажироперевозками в Черниговской области. И хотя Координационный совет не принимает окончательных решений, но он является коллективным органом, напрямую влияющим на политику в сфере пассажироперевозок.
Присутствуя на заседании Координационного совета, мы обратили внимание на ряд вопросов, которые выносились на его рассмотрение и не получили положительного заключения совета. Для того чтобы было понятно какие коррупционные риски скрываются за тем или иным решением, мы остановимся на проблемных вопросах более детально.
Итак, первый вопрос из 44-х представленных, который, по мнению Координационного совета, требовал дальнейшего изучения шел в перечне под №7 и касался ФОП «Шевченко Е.А.:
– Про замену дней выполнения рейсов 1985/1986 на маршруте «Нежин – Десна» с 5,7 на 2,3,4 дни недели.
Кажется в вопросе все прозрачно и понятно – перевозчик хочет изменить дни следования автобуса. Но, как заявил представитель ПАО «Черниговское объединение пассажирских автостанций №17499», по имеющимся данным этот рейс был уже давно закрыт. И перевозчик пытался поменять дни выполнения рейсов, хотя сначала должен был решить вопрос по возобновлению маршрута. Координационным советом вопрос был снят с рассмотрения.
Пункт 10, инициатор – ФОП Умин О.Г.:
– О заключении дополнительного соглашения на обслуживание автобусного маршрута «Прилуки – Чернигов» автобусами марки Mercedes-Benz и Daimler.
У Координационного совета возник вопрос по автобусу Daimler. Поскольку протяженность маршрута 162 км, в соответствии с приказом Минтранссвязи автобусы работающие на таких маршрутах должны иметь количество мест более восьми (не включая место водителя) и массу более 5 тонн. Транспортное средство, которое перевозчик хотел поставить на маршрут, имеет полную массу всего лишь 3,5 тонны. То есть транспортное средство не соответствует нормативам. Просьба перевозчика по автобусу Daimler была отклонена советом.
Пункт 11, инициатором которого стала Варвинская РГА:
– О не обеспечении льготных перевозок ФОП Савченко О.А. на автобусном маршруте «Варва – Чернигов».
В нарушение действующего законодательства перевозчик не осуществляет льготных перевозок на закрепленном за ним маршруте. В свою очередь Варвинская РГА обращается с просьбой решить проблему компенсации затрат перевозчику. Сама райадминистрация не может решить проблему, поскольку маршрут – областного подчинения. Координационный совет отправил вопрос на доработку, и проблема перевозки льготных категорий по этому маршруту осталась нерешенной. Почему Черниговская ОГА не компенсирует затраты на перевозки – для нас так и осталось неясным.
Координационный совет отказал Прилукской РГА в заключении договоров на перевозки пассажиров по маршрутам «Прилуки – Яблоневка» и «Прилуки – Подище» (п. 13) по причине наличия нерегулируемых ж/д переездов на этих маршрутах. Закон запрещает согласование паспорта автобусного маршрута при наличии на нем нерегулируемых ж/д переездов. Эта проблема характерна и для других районов области. Владельцы железных дорог не хотят оборудовать переезды, как правило, из-за отсутствия на это средств. В то же время райадминистрации, по не совсем понятным для нас причинам, не могут решить вопрос о закрытии или консервацию этих переездов. А половинчатые решения Черниговской ОГА в этом вопросе несут в себе угрозу жизни пассажиров.
Пункт 14 – ФОП Грищенко В.А. просит изменить время отправления автобусов по маршруту «Нежин – Ичня» через Вишневку рейс №1174к с 18.20 на 18.10.
Кажется, какая может быть проблема в том, чтобы поменять расписание движения всего на 10 минут? Оказывается, в 18.13 с автостанции отправляется другой маршрут в том же направлении. ФОП Грищенко В.А., по мнению членов Координационного совета, просто хочет встать впереди маршрута-конкурента. По аналогичным причинам было отказано и ООО «АТП–Відродження» (п.18), которое осуществляет перевозки на маршруте «Нежин – Круты» и просило сместить расписание маршрута на 18 минут. Отказали и по п. 32, в котором Нежинская РГА лоббирует изменение маршрута «Нежин – Ичня» для того же ООО «АТП–Відродження»,несмотря на то, что практически в это же время в данном направлении движется автобус другого предприятия. Аналогичная ситуация характерна и для других районов области…
Координационный совет отказал Прилукской РГА в открытии дополнительного маршрута «Ладан–Прилуки» (п.23), но не по причине того, что против такого решения выступали ряд перевозчики, работающие в этом же направлении (п.24) или общественная организация «Комфорт и качество» (п.25). Причиной отказа в открытии маршрута стало опять-таки наличие нерегулируемого ж/д переезда на этом участке автодороги.
Интересную позицию в вопросе пассажироперевозок заняла Городнянская РГА (п.27). Они предложили изменить режим выполнения маршрутов «Городня – Выхвостов», «Городня – Мощенка», «Городня – Розвиновка», «Городня – Щорс» с обычного режима в режим маршрутного такси. Фактически получалось, что районная администрация идет на поводу у перевозчиков и вместо того, чтобы изменить стоимость проезда согласно предусмотренной законом процедуре, они решили «порешать» вопрос по-быстрому. По словам представителя ПАО «Черниговское объединение пассажирских автостанций №17499» на этих направлениях после такой замены не будет автобусов, работающих в обычном режиме.
Нужно отметить, что руководство Черниговского горсовета в августе 2014 года также незаконно перевело городские маршруты в режим маршрутного такси. И только после вмешательства Антимонопольного комитета незаконное решение было отменено. В защиту позиции Городнянской РДА стал заместитель генерального директора ОАО «Черниговавтосервис» Сергей Вакуленко. Тем не менее, члены Координационного совета не поддержали просьбу Городнянской РДА. В итоге было принято решение отказать в изменении режима работы маршрутов.
Также довольно показательным для Черниговщины был п.28. Общественная организация «Союз перевозчиков Черниговщины» предлагала разорвать договор с ДП «Пассервис» ОАО «Черниговавтосервис» на обслуживание маршрута «Чернигов – Андреевка», в связи с тем, что данный маршрут обслуживается автобусом «ЛАЗ» гос. номер 000-33 ММ, ФОП Панфилов. В подтверждение нарушения были приложены билеты с АС-2, в которых указан перевозчик ФОП Панфилов и фото автобуса, совершающего рейсы по данному маршруту.
Правда, параллельно на Координационный совет поступило ходатайство от ДП «Пассервис» ОАО «Черниговавтосервис» с просьбой о заключении дополнительного соглашения и включении автобуса «ЛАЗ» гос. номер 000-33 ММ для выполнения данного маршрута. По заявлению Сергея Вакуленко данный автобус выполнял рейсы от ФОП Панфилов только в переходной период, а в настоящее время временный регистрационный талон на транспортное средство оформлен на ДП «Пассервис» ОАО «Черниговавтосервис». Фактически получалось, что выиграв конкурс, предприятие не поставило на маршрут свой автобус, как прописано в договоре, а через некоторое время переоформило регистрационный талон автобуса, работавшего на маршруте на свое предприятие. Можно предположить, что таким образом мелкие перевозчики вытесняются с маршрутов на Черниговщине. Координационный комитет не разорвал договор, а только предупредил ДП «Пассервис» ОАО «Черниговавтосервис».
Похоже, что недобросовестная конкуренция приветствуется Ичнянской РГА. Они не только просили открыть два автобусных маршрута фактически впритык к уже действующим, но еще и рекомендовали перевозчика (хотя и временно) на этот маршрут (п.п. 29,30). Координационный совет отказал по двум пунктам.
Итоги
Вопрос пасажироперевозок довольно остро стоит в Черниговской области. И если на уровне области заседания конкурсных комитетов хоть как-то контролируются общественностью, то этого нельзя сказать про внутрирайонные маршруты. Вопросы, которые рассматривали на Координационном совете, свидетельствуют о том, что в райадминистрациях или не хотят разбираться в проблемах, или просто лоббируют отдельных перевозчиков. Все это создает напряженность в работе автопредприятий, не способствует безопасности перевозок и снижает их качество. Нередко, вместо увеличения пасажировместимости автобусов и повышения качества обслуживания райадминистрации пытаются протащить увеличение количества маршруток, которые фактически будут устраивать гонки на трассе в борьбе за пассажира.
И, как нам кажется, совершенно не важно, кто будет руководить управлением, занимающимся в Черниговской ОГА пассажироперевозками. Мы уверены, что без поддержки и участия общественности порядок в этом вопросе не наведет никто.
Для справки
19 декабря 2014 года и.о. главы Черниговской ОГА Сергей Журман издал распоряжение за №783, которым утвердил состав Координационного совета Черниговской ОГА по организации пассажирских автоперевозок в области. В его состав вошли:
1. Председатель Координационного совета – Сергей Меженный, начальник управления промышленности, транспорта и связи, Черниговской ОГА;
2. Секретарь Координационного совета – Александр Водопьянов, заведующий сектором транспорта и связи управления по вопросам развития реального сектора экономики Департамента экономического развития;
3. Член Координационного совета – Игорь Иваненко, начальник отдела организации дорожного движения Управления ГАИ УМВД Украины в Черниговской области;
4. Член Координационного совета – Валентина Стасюк, заместитель начальника юридического отдела аппарата Черниговской ОГА;
5. Член Координационного совета – Василий Петришин, заместитель начальника управления «Укртрансинспекции» в Черниговской области;
6. Член Координационного совета – Павел Шуман, директор ПАО «Черниговское объединение пассажирских автостанций №17499».
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.