Во многих школах Чернигова у детей одинаковые дневники
Во многих школах Чернигова у детей одинаковые дневники
С одной стороны, вроде и неплохо. На обложке — черниговская Красная площадь, Троицкий собор, памятник у Болдиных гор. Далее — фото конкретной школы. Есть гимн Украины, список администрации школы, устав, гимн учебного заведения, правила поведения на дороге. А еще очень мелкие фото всех классов и учителей. Обложка дневника из плотного картона. Внутри, как говорится, ничего лишнего: место для расписания уроков, домашних заданий и оценок.
С другой стороны, если дневники у всех одинаковые, дети лишаются права выбора. Это минус. Дневников в магазинах и на базарах Чернигова множество, на все вкусы. И с машинками, и с любимыми киногероями. Но в портфеле — тот, что продали в школе.
Стоимость одинаковых дневников от 14 до 25 гривен, в зависимости от школы. Как правило, это плюс 4-5 гривен к отпускной цене производителя. Дневники для черниговских школ изготовляет творческое объединение «Мастера» из Запорожья и другие фирмы. Киевские, донецкие, местные. Минимальный заказ у запорожской, к примеру, фирмы — 200-250 дневников. Отпускная цена от производителей — от 11 гривен.
В магазине (на базаре) цены от 10 до 50 гривен.
Зачем школе это нужно — предлагать дневники родителям, если в открытой продаже широчайший выбор? Покупать дневник в школе — это обязательно?
Школа — не торгующая организация
— Года три назад мысль о едином дневнике возникала, — говорит начальник городского управления образования Владимир Куприяненко. — Такой дневник не отвлекал бы внимание детей и родителей. Он, безусловно, должен быть привлекательным, со страничками о нашем городе. Но в результате не централизовали этот проект. От идеи отошли.
Дневник предусмотрен как форма общения родителей, детей и педагогов. Но заказывать такой дневник или нет — это исключительно право родителей.
Мое мнение, что дневник должен быть недорогим и вместе с тем качественным. В нем не должно быть какой-то лишней информации.
Обязательными в школе есть только учебники, тетради, которые предусмотрены государственной программой, классные журналы. Все это приобретается за бюджетные деньги. Со всеми дополнительными приобретениями мы боремся. Считаю, что каждый учебник должен быть «юстирован», то есть иметь соответствующий гриф Министерства образования и науки Украины.
Дополнительную литературу определяют исключительно родители. И учитель не имеет права требовать приобрести какой-либо учебник. Ведь школа — это не торгующая организация.
«Процент платят разный»
— Дневники такие у нас первый год, — говорит завуч лицея №15 Людмила Иванова.
Дети на них сдавали по 25 гривен — это с процентами школе. В зависимости от количества. Если большая школа, до тысячи дневников и на всю школу заказывают, тогда по 20 гривен дневник. Если не дотягиваешь на 800 дневников, тогда 25 гривен.
— В других школах дневники по 14-16 гривен.
— У нас дневник этих денег стоит. Наш с твердой обложкой. (Обложку дневника можно посмотреть на сайте «ВКонтакте» в группе «Типичный лицей»). Добротный. На рынке такие — 25-30 гривен. А мы еще и процент школе имеем.
— Что значит процент школе?
— Фирмы, которые делают дневники, тоже заинтересованы (15-ой школе делала киевская фирма «Шкільне небо»). Если мы покупаем у них 800 дневников, тогда они нам платят процент. Если много дневников заказывают — процент больше. Если мало — меньше. Чтобы как-то заинтересовать, завлечь. Работают, как все предприятия сейчас.
Они заинтересованы в том, чтобы дневников покупали много. 1000 покупают — 20 гривен дневник. Со мной они договорились на 800. Но мы не дотягиваем.
Мы не можем нажимать на детей. На школу, в которой 1500 учеников, я заказала 750 дневников.
И то мы не выходим на 750.
— И куда эти деньги идут? На счет школы?
— У нас школа не покрашена. И никто не собирается это делать. А знаете, как это дорого? У школы на это нет денег.
Я уже писала объяснительную Куприяненко. Ну, я что, виновата, что такие дневники? Тем не менее, дети их хотят. Там информация о нашей школе, правила поведения, единые требования для учащихся лицея, информация, как вести себя на улице, в транспорте, на водоемах, во время гололеда. Даже как вести себя в Интернете. Красочная серединка, много наших фотографий, информация о 70-летии Победы. А на рынке покупают дневники со звездами и дорисовывают им ножки и рожки.
Я очень долго на одинаковые дневники не соглашалась, но когда увидела киевский, мне тоже захотелось даже внуку такой.
«От запорожских отказались. Хотим работать с местными»
В школе №1 единый дневник был в 2013-2014 учебном году. Планировали закупить и на следующий. Отказались.
— Идея с дневниками возникла у нас уже давно. А со временем начались и предложения от разных фирм. Мы выбрали запорожскую «Творческое объединение «Мастера», — говорит директор школы №1 Людмила Геращенко. — Родители идею поддержали. Дневники закупили для всех классов.
Заказали и на этот год. В декабре нужно было внести предоплату в размере 50 процентов. Я, как директор, побоялась отдать родительские деньги в Запорожье в связи со сложившейся ситуацией в стране.
«Всех гоню»
— Школа — не книготорг, — уверен директор школы №7 Евгений Рудягин.
— С предложением о дневниках ко мне обращались. Но я не влезаю в эти дебри. Пусть родители покупают дневники, какие хотят. Мое мнение — в дневнике должно быть меньше картинок да червей разных.
Собирать деньги — дело непростое. Тут за поход в театр заплатить — и то целая проблема. Всех книгораспространителей гоню. Есть книготорг — пусть родители туда и идут. Я в эти игры не играю.
«Ограничение личности — это катастрофа»
В школе №12 таких дневников нет и не было.
— Это коммерческое дело, — говорит директор школы №12 Василий Гопаченко. — Да и к тому же для меня любое ограничение личности — это катастрофа. Выражение индивидуальности ученика должно проявляться во всем. И в выборе дневников в том числе.
* * *
Так что если вам предлагают сдать деньги на дневник, а вы не хотите, смело отказывайтесь. Одинаковый дневник для всех — это не обязательно.
Марина Забиян, Алина Сиренко, "Весть", №26 (598) от 26 июня 2014 г.
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.