В горсовете заговорили о «четком плане» по ликвидации ЧТУ
В этом году Черниговскому троллейбусному управлению исполняется 50 лет. И уже вполне реально, что до «пенсионного возраста» предприятие может не дожить. Ситуация на коммунальном предприятии – хуже некуда. Но, самое главное, что ни у руководства предприятия, ни у руководства города нет планов по восстановлению работоспособности троллейбусного управления. На подведении итогов работы ЧТУ за 2013 год, заместитель городского головы Виктор Быстров дал указание начальнику КП «ЧТУ» Олегу Коржову разработать план сокращения ежедневного выпуска машин с 67 единиц до нуля. А депутат горсовета Александр Мельник порекомендовал руководству предприятия перевести личный состав на срочные контракты, чтобы сокращение персонала проходило с меньшими для бюджета потерями. В принципе, вот такие плачевные итоги 50-летней деятельности наибольшего транспортного предприятия Чернигова.
Олег Коржов
Для чего Чернигову КП «ЧТУ»
Кто-то, прочитав эти строки, скажет: а какое мне дело до КП «ЧТУ», я, мол, на маршрутках езжу. Такая позиция означает только одно: человек не понимает сути проблемы! А она состоит в следующем.
Из 270 тыс. пассажиров, которые ежедневно ездят в общественном транспорте города, 120 тыс. пассажиров перевозят троллейбусы и 17 автобусов КП «ЧТУ». А 150 тыс. пассажиров – все остальные автобусы и маршрутки Чернигова вместе взятые, которых, кстати, насчитывается 340 единиц!
Если КП «ЧТУ» остановится, для перевозки пассажиропотоков потребуется выпустить на дороги города дополнительно около 350 автобусов! Но, если учесть, что автобусы средней вместимости ни кто покупать не будет, беремся предположить, что нужно будет не менее 400 машин малой вместимости. Такого количества транспорта дороги Чернигова просто не выдержат физически!
Второй фактор – стоимость проезда. Уже сегодня перевозчики заявляют о том, что «экономически обоснованная себестоимость проезда – 3,23 грн.». Об этом в понедельник, 14 апреля заявил городской голова Александр Соколов. Фактически перевозчики не просят повышать проезд, а в ультимативной форме заставляют городские власти это делать, причем, с нарушением действующего законодательства, без соблюдения регуляторных процедур. Не беремся даже прогнозировать, какую цену заломят перевозчики за проезд, если не будет такого сдерживающего фактора, как Черниговское троллейбусное управление.
Здесь не стоит даже говорить о льготных категориях пассажиров, которые, как правило, ездят исключительно в троллейбусах. Правда, уже к лету возможно появление адресной помощи от государства. И тогда льготник будет получать специальные талоны на проезд, которые сможет использовать не только в троллейбусах, но и в автобусах. Станут ли автобусные перевозки от этого комфортнее?
Экологическая составляющая, дешевизна электроэнергии, долговечность троллейбусов и т. д. – на этих факторах мы детально останавливаться не будем, но нужно не забывать, что они имеют место быть…
Ситуация в КП «ЧТУ»
КП «Черниговское троллейбусное управление» является основным перевозчиком в городе. Ежедневно троллейбусы перевозят 100 тыс. пассажиров. Троллейбусы – основное транспортное средство для льготников. Право льготного проезда имеют 26 категорий граждан, которых в Чернигове – около 80 тыс. жителей. Предприятие обслуживает девять троллейбусных и два автобусных маршрута, на которых ежедневно работает 67 троллейбусов и 17 автобусов марки «ПАЗ» и «Эталон». Автобусы ЧТУ – это около 18 тыс. пассажиров ежедневно.
Главная проблема КП «ЧТУ» – состояние подвижного состава. Большую часть парка составляют физически и морально устаревшие модели троллейбусов ЗиУ-9 и ЮМЗ. Средний возраст парка – 18,8 лет при нормативном сроке эксплуатации в 10 лет. В конце прошлого года для нужд ЧТУ было приобретено лишь два троллейбуса Черниговского автозавода марки АКСМ-321. О «Программе обновления подвижного состава ЧТУ», которую приняли на сессии горсовета в конце 2013 года можно забыть. Вряд ли в государстве сейчас на это найдутся средства. Так что в ближайшее время обновления парка машин не предвидится.
Из-за плохого состояния подвижного состава предприятию приходится ремонтировать старые машины собственными силами. В прошлом году отремонтировано 27 троллейбусов на сумму 1884 тыс. грн., из них: капремонтом – 11, средним ремонтом – 16 единиц.
Также на балансе предприятия находятся 23 пассажирских автобуса, 18 из которых марки «ПАЗ» и пять – марки "Эталон". Средний возраст автопарка управления составляет 7,2 года. В отчетном периоде капитально отремонтировано восемь двигателей на сумму 87 тыс. грн. и восемь кузовов на сумму 183 тыс. грн.
Из-за низкой заработной платы на предприятии острый дефицит водителей троллейбусов, не позволяет увеличить выпуск троллейбусов на линию. Идет постоянное сокращение численности сотрудников предприятия.
В 2013 году предприятие получило доходы на общую сумму 34,7 млн. грн. По сравнению с 2012 годом это меньше на 4835 тыс. грн. (-12,2 %). Олег Коржов убежден, что недофинансирование компенсации из госбюджета за перевозку льготных категорий в прошлом году составило более 12 млн. грн. Хотя по официальным данным государство задолжало только 4,07 млн. грн.
В прошлом году, после проведения "Киевской государственной региональной технической инспекции городского электротранспорта" государственного технического осмотра контактной сети города было выдано заключение о том, что 20 км контактной сети не соответствуют требованиям эксплуатации из-за превышения норм изношенности до 50 %.
Почему не добавляют средств на перевозку льготников
КП «ЧТУ» уже привыкло получать от государства и местного бюджета возмещение стоимости перевозки льготных категорий граждан. Сумма компенсации колеблется на отметке в 20 млн. грн. На предприятии убеждены, что должны получать миллионов на восемь больше. Руководитель КП «ЧТУ» Олег Коржов заявляет, что сумма компенсационных выплат рассчитывается предприятием, исходя из соотношения 1:7. То есть, на каждого платного пассажира приходится семь льготников. Это – по статистике и для троллейбусов, и для автобусов. А сколько ездит на самом деле – не знает ни кто. Последние исследования на автотранспорте ЧТУ проводились пять(!) лет назад в 2009 году. И тогда коэффициент отношения количества бесплатных пассажиров к количеству платных составил 0,42 (введено с 2010 года). До этого коэффициент составлял лишь 0,127. И, что самое интересное, так это то, что руководство КП «ЧТУ» фактически обманывает государство. В актах указано, что предприятие еще в 2009 году бесплатно (!) перевозило пенсионеров. Но и до настоящего времени пенсионеры правом бесплатного проезда в автобусах не пользуются.
Скорее всего, в Киеве приблизительно знают, сколько пассажиров реально перевозит КП «ЧТУ» и платят в соответствии с фактическими перевозками. И еще один факт, повлиявший на то, что КП «ЧТУ» недополучило 4 млн. грн.: по сравнению с 2012 годом официально количество перевезенных льготников в 2013 году сократилась на 4,1 млн. человек. Естественно, почему при этом государство должно компенсировать такую же сумму, как и в 2012 году?
Итоги работы за год
В 2013 году от продажи талонов КП «ЧТУ» выручило 11,99 млн. грн. (34% доходов), от реализации проездных билетов – 1,651 млн. грн. (5% доходов). А вот за счет возмещения стоимости перевозки льготников – 15,851 млн. грн. (46% доходов). По итогам 2013 года предприятие получило вполне ожидаемый результат – убытки в 5,221 млн. грн. против 41 тыс. грн. прибыли в 2012 году.
Фактически, если государство перестанет платить деньги КП «ЧТУ», а передаст их льготникам, предприятие вынуждено будет закрыться!
Автобусы у КП «ЧТУ» все еще хотят забрать
Не так давно бывшему первому заместителю городского головы Сергею Андроса упрекали, что он, якобы, хочет забрать у КП «ЧТУ» имеются автобусы вместе с «наезженными» маршрутами. Тем не менее, и сегодня руководитель ЧТУ Олег Коржов заверяет, что от автобусов нужно избавляться. Он убеждает всех в убыточности автотранспорта.
Тем не менее, официально 17 автобусов ЧТУ за прошлый год дали доход в 4,434 млн. грн., что в общей структуре доходов предприятия составляет 13%. То есть за месяц один автобус зарабатывает около 22 тыс. грн., а это – вполне приличная сумма.
Другое дело – куда тратят эти деньги. Конечно, нельзя на автобусы «положить» затраты всего предприятия. И бесспорно, убытки ЧТУ в 5 млн. грн. автобусами перекроешь. Тем не менее, для спасения предприятия нужно браться за любую работу, которая приносит прибыль и помогает сохранить штат троллейбусного управления. Но, по мнению господина Коржова заниматься проектами, которые приносят менее 10 млн. грн. дохода –невыгодно. Конечно, не выгодно, когда полученные доходы «тонут» в общей яме долгов КП «ЧТУ»…
Сергей Андрос ушел, а идея отделения автобусных перевозок от Черниговского троллейбусного управления – осталась. Сегодня ее поддерживают депутаты городского совета. Об этом на подведении итогов говорили два депутата – Александр Мельник и Виталий Федотов. Они, наверное, забыли, что автобусы и покупались на предприятие для «поддержки штанов». И доход в 4,5 млн. грн. – совсем не мелочи!
Перспективы
Если говорить в отношении перспектив развития ЧТУ, то они довольно туманны. У руководства предприятия нет плана выхода из ситуации, которая сложилась на сегодняшний день. Вместо четкого плана действий Олег Коржов рассуждает о какой-то концепции развития электротранспорта на 50-100 лет! И, это вместо того, чтобы диктовать условия городским властям и формировать прибыльные маршруты для электротранспорта Чернигова! Во время отчета о работе за год Олег Коржов заявил, что обсуждал с первым заместителем городского головы Сергеем Андросом концепцию развития ЧТУ, но тот ее не воспринял. Видимо, правильно и сделал, поскольку мы, например, в этой концепции не увидели шагов к улучшению ситуации на предприятии.
Также довольно сомнительно выглядит многомиллионный проект по прокладке новой линии от проспекта Мира до Масанов по улице 50 лет ВЛКСМ. Сегодня, когда контактная сеть по городу находится в аварийном состоянии, а троллейбусов катастрофически не хватает на имеющиеся маршруты, строить дополнительные линии и открывать маршруты – экономически не целесообразно.
Чтобы вывести предприятие из «крутого пике» на месте руководителя КП «Черниговское троллейбусное управление» сегодня должен стоять профессиональный кризис-менеджер, который будет понимать задачи, видеть цель и не замечать препятствий для ее достижения. В то же время нынешний руководитель предприятия Олег Коржов говорит о том, что перспектив вывода ЧТУ из создавшейся ситуации не видит. По его словам троллейбусы всегда будут убыточными!
– Я не думаю, что в Чернигове кто-то возьмет на себя ответственность и примет решение о ликвидации наибольшего социально-направленного предприятия. А вариант развития – «отрезать от него куски» – это не вариант развития. В любом случае у вас должен быть четкий план действий. У нас есть 100 машин. Сегодня на линию выходит 67троллейбусов. Рассчитывайте план на 57 машин, на 47, на 37, на 27. И так – до нуля, – порекомендовал на подведении итогов работы КП «ЧТУ» заместитель городского головы Виктор Бысторв, обращаясь к руководителю предприятия Олегу Коржову.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.