Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Индустриальный туризм в Чернигове – что у нас посмотреть?

Индустриальный туризм в Чернигове – что у нас посмотреть?

Тур во Львов сегодня трудно представить без экскурсии на «Львівську броварню», в Киеве и Виннице гостям предлагают «сладкие туры» - на фабрики Кондитерской корпорации Roshen, многие черниговские школьники с любопытством посещают завод Coca Cola в Киевской области, фабрику елочных игрушек. А на каких работающих предприятиях сегодня можно побывать в Чернигове? Ведь промышленный или индустриальный туризм становится все более популярным во всем мире.









Экскурсия по фабрике Roshen, источник фото http://www.roshen.ua  и http://www.lime-tour.com

«Открыт» для гостей только «Пивзавод»

На мой запрос «промышленный туризм в Чернигове» Google выдал информацию о турах, которые предлагает компания «САН ИнБев Украина». В частности, сайт компании www.suninbev.com.ua сообщает, что «экскурсанты могут стать свидетелями того, как рождается их любимое пиво в трех областных центрах – Харькове, Чернигове и Николаеве». В ходе экскурсии все желающие узнают все секреты пивоварения, познакомятся с историей пивных марок Украины, посетят варочный, бродильный и фильтрационный цеха, увидят разливочную линию.

Главная изюминка тура на Черниговский пивзавод, пожалуй, - участие в пивной дегустации, которую проводит профессионал. «Компания позаботились о привлекательной цене – 20 грн. за экскурсию и дегустацию либо 50 грн. за экскурсию, дегустацию и специальный сувенирный набор на память о посещении пивного завода» - сообщает сайт компании «САН ИнБев Украина». Мне повезло: побывала на подобной экскурсии в составе группы журналистов - очень понравилось, хоть я и не большая любительница пива.





Вид на логистический терминал. Он имеет 12 порталов, т.е. одновременно может грузиться/выгружаться 12 фур



Варница с оригинальными чешскими котлами и новыми бельгийскими



Источник фото блог http://sashka1973.uol.ua/text/2980653/


Любопытной для меня оказалась информация, что хорошим потенциалом в сфере промышленного туризма обладает Донецкая область. Например, там можно посетить Артёмовский завод шампанских вин, спустится в соляные шахты Соледара или же подняться на терриконы (горы, образовавшие в результате подземной разработки месторождений угля и других полезных ископаемых), которые разбросаны практически по всей территории области.

В частности, Артемовский завод шампанских вин открыл двери для туристов в 1999 г. С тех пор завод ежегодно посещает около 5 тыс. человек. Экскурсия под названием «Украинская Шампань» длится примерно три часа, при ее разработке был изучен опыт французских производителей шампанского,  создан экскурсионный отдел и построен музей в гипсовых штольнях завода.
Стоимость экскурсии с дегустацией для одного человека составляет 30 грн. Понятно, что больших объемов прибыли от такой деятельности ждать не приходится, однако выйти на самоокупаемость весьма реально, - заявляют представители завода. Кроме того, 95% туристов во время посещения приобретают шампанское в фирменном магазине завода. «Главное, что мы получаем, - это прямой контакт с потребителем и создание у него лояльного отношения к нашему продукту посредством ярких эмоций, которые он переживает во время экскурсии», - считает руководство.









Подземелья Артемовского завода шампанских вин, источник фото http://ukr-tour.org

«Чернігівська горілка» - секретный объект

Промышленный туризм помогает предприятиям улучшить свой имидж и создать дополнительные преимущества перед конкурентами, правда, украинские предприятия не спешат этим воспользоваться, - отмечают специалисты. И это действительно так! К примеру, в Чернигове действует один из старейших ликеро-водочных заводов Украины - ЧАО «ЧЛВЗ «Черниговская водка». Его история началась в далеком 1860 году. Во времена СССР наш ликеро-водочный завод славился качеством своей продукции по всей стране. А что сегодня там происходит?
«На сегодняшний день завод обладает всеми современными техническими средствами, которые в сочетании с опытом высококвалифицированных технологов и классической схемой производства ликеро-водочной продукции, дают четкую уверенность в качестве алкогольной продукции» - сообщает официальный сайт предприятия http://goldenvodka.com.ua.
Сообщается также, что производство «стратегического продукта» ведется по классической технологии. Презентовать ее потребителю, чтобы выдержать конкуренцию, здесь стараются в оригинальном виде! Разработаны даже специальные сувенирные бутылки. Любопытно ли туристам было бы увидеть процесс производства «чернігівської горілки»? Очень может быть! Но приглашать гостей, в том числе журналистов, здесь не спешат. Я не призываю широко популяризировать этот продукт. Речь о знакомстве с процессом производства, технологиями, об эмоциях и впечатлениях. 

Мировой опыт свидетельствует, что промышленный туризм для самого предприятия - это, скорее, формирование имиджа, и косвенно - престиж того региона, в котором оно расположено. Поэтому часто региональные власти стимулируют крупные предприятия открывать свои двери для туристов. Это способствует повышению туристической привлекательности региона.

К примеру, индустриальный парк Hsinchu Science (HSIP), известный как тайваньская силиконовая долина, где находится производство в стиле hi-tech, уже более двух лет открыт для туристов. Дирекция парка надеется достичь туристического потока в объеме не менее 10 тыс. человек, что позволит получать доход в размере $100 тыс. А Космический центр, расположенный во Французской Гвиане, посещают ежегодно свыше 60 тыс. туристов, из них чуть ли не половина становятся свидетелями запуска ракеты.

«Стрела» и «Ясен» - для сладкоежек

По примеру концерна Roshen, который открыл фабрики для туристов, устраивать экскурсии с дегустацией могли бы кондитерская фабрика «Стрела» и «Продовольственная компания «Ясен». По словам туроператоров, интерес к этим предприятиям есть, особенно у детских и молодежных групп. Неужели кому-то из подростков было бы не любопытно увидеть, как «рождается» шоколадная конфета, карамелька, зефир или мармелад? А возможность попробовать – это вообще классно!

Примечательно, что фабрика «Стрела» работает в Чернигове с 1933 года! Как сообщает сайт www.strela.cn.ua, здесь выпускают более 200 наименований продукции. Для производства кондитерских изделий используют только натуральное сырье. Международная Система Управления Качеством «ISO 9001-2009» позволяет контролировать каждый этап производства. Одним из последних достижений фабрики стала победа в номинации «Триумф качества» на конкурсе кондитерских изделий «Сладкий триумф», который проходил в рамках специализированной выставки Sweets & Bakery Ukraine в октябре 2012 года в Киеве.
ПАТ «Продовольственная компания «Ясен» – известный в Украине производитель продуктов питания (http://www.yasen.com.ua). Компания представлена торговыми марками «Ясен» (бакалейные изделия), «Kondissima» (кондитерские изделия) и «Остреч» (минеральные воды и безалкогольные напитки). Ассортимент кондитерских изделий насчитывает более 150 видов конфет, пряников, печенья, вафель, мармелада, зефира, драже. Для их производства используется лишь натуральное сырье, плодово-ягодные концентраты собственного производства, фруктоза.

Но на указанных сайтах информации о проведении экскурсий нет. На звонок непосредственно в маркетинговый отдел или приемную, мне ответили, что посетить эти предприятия вполне реально. Для этого надо направить письмо на имя директора, указать желаемую дату экскурсии, количество участников и ждать ответ. Руководитель принимает решение по каждому конкретному обращению. Не думаю, что это удобно для турфирм. И, кстати, о плате за эти экскурсии речь пока даже и не идет.

Благодаря своей работе побывала на «Стреле» во время пресс-тура. Было любопытно! А «Ясен» как-то заказывал материал о минеральной воде. Несколько журналистов (и я в их числе) возили даже на скважину, откуда  добывают воду. Потом мы побывали в цехах, где ее охлаждают, газируют и заливают в бутылки. Лично мне тоже было интересно это увидеть, узнать.

Есть ли у промышленных туров перспективы?

- Мы готовы сотрудничать со всеми предприятиями, ведь это наш дополнительный заработок, - поделилась с нами директор турагентства «Бюро приключений» (г. Киев) Ирина Лепкина. - Но само предприятие должно быть заинтересовано себя презентовать - и чем интереснее, увлекательнее, ярче, тем более продаваемыми будут индустриальные туры.
«В нашем городе остались предприятия - гиганты советской промышленности. Интерес к таким объектам весьма высок не только у наших соотечественников, но и иностранцев, - отмечает руководитель Черниговского туристическо-информационного центра Татьяна Коржинская Если мы увидим готовность к сотрудничеству со стороны самих предприятий, турпоток на такие объекты в течение нескольких лет увеличится в разы. Пока же основным контингентом в сфере промышленного туризма в Украине остаются школьники и студенты, которых туристические фирмы привозят на некоторые предприятия за символическую оплату».
О том, что потенциал у промышленного туризма есть, свидетельствует такой факт: туроператоры в США разработали программу из 54 объектов - в основном автомобилестроительных заводов. В 2004 г. она позволила заработать $16 млн. Часть этих средств была направлена на улучшение инфраструктуры городов, в которых расположены промышленные предприятия. Сегодня владельцы автомобильных заводов борются за право быть включенным в данную программу, так как в условиях острой конкуренции на рынке личный опыт от посещения того или иного предприятия играет немаловажную роль в решении клиента о покупке.

Промышленный туризм получает все большее распространение, поскольку он позволяет удовлетворить растущий интерес людей к тому, как производятся вещи, продукты и напитки, ведь все мы являемся потребителями. Так, в Испании популярны винные туры, во Франции – сырные, в Нидерландах – цветочные. Посещение пивоварни «Гамбринус» в Чехии или фарфорового завода Herend в Венгрии стало традицией.
В польском шахтерском городке Величка под Краковом после прекращения промышленной добычи соли местную соляную шахту превратили в туристический объект, который в 1978 г. был включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Так что Чернигову, очевидно, есть куда в этом направлении двигаться и на что ориентироваться.

Виктория Сидорова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: индустриальный туризм, «Продовольственная компания «Ясен», кондитерская фабрика «Стрела», Черниговский пивзавод, «Черниговская водка», Татьяна Коржинская, Ирина Лепкина, Виктория Сидорова

Добавить в: