Черниговский троллейбус очень похож на минский
Черниговский троллейбус очень похож на минский
Белорусы утверждают, что это их троллейбус.
«В международный скандал с судебной перспективой грозит вылиться сотрудничество белорусских троллейбусостроителей с украинскими партнерами. В холдйнге «Белкоммунмаш» не без оснований считают, что корпорация «Эталон» (Чернигов, Украина) «позаимствовала» тo, что ей не принадлежит. Проще говоря,у белорусов украли... троллейбус, - пишет Виктор Федорович в материале «Как украинцы украли белорусский троллейбус» на белорусском сайте naviny.by OT 19 января 2013-го.
— В 2010.году «Белкоммунмаш» и украинская компания «Эталон» заключили соглашение о совместной сборке белорусских троллейбусов в Чернигове.
«Барвинок»
«Белкоммунмаш» передал заводу конструкторскую документацию, технологии, помог наладить процесс сборки техники на основе белорусских машинокомплектов. В январе 2012 года был заключен новый договор на три машинокомплекта. Однако к осени прошлого года в сотрудничестве наметился раскол.В связи с удорожанием комплектующих,закупаемых «Белкоммунмашем», цена машинокомплекта увеличилась.В итоге машинокомплект, который, черниговцы одобрили и согласовали, они же сами отказались покупать. Президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко Объяснил журналистам, мол, да, планировали выпускать машины из комплектующих «Белкоммунмаша», но белорусские партнеры-поставщики без предупреждения подняли цены. В результате цена стала на 35 тысяч долларов больше, сотрудничество с соседями стало невыгодным. Тогда завод начал разработку собственной платформы для троллейбуса, который обойдется на 20% дешевле аналогов, заявил Бутко. «Это Неправда, — сказала в беседе с корреспондентом naviny.by начальник бюро маркетинговых коммуникаций УВЭД ОАО Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Анастасия Цвирко.
— Стоимость машинокомплекта действительно увеличилась, но не на 35 тысяч долларов, а на 9500. Произошло это в сентябре 2012 года не по нашей прихоти, а по причине удорожания ко мплектующй закупаемых нашим предприятием у других поставщиков.
Более того, как заметила Анатасия Цвирко, якобы новый украйнский троллейбус на самом деле — это пиратская копия белорусской машины, собранная в нарушение существующего лицензионного соглашения, которое регламентирует все действия компании «Эталон» по вопросам произвойства белорусских троллейбусов. Кроме того, компания не имеет права производить троллейбусы самостоятельно на протяжении пяти лет с момента прекращения действия договора с «Белкоммунмашем». Украинская компания получила право пользоваться технологической, документацией по сборке троллейбусов и обязана соблюдать лицензионные права «Белкоммунмаша». «Белкоммунмаш» готовит ответный ход. Как сооощила naviny.by Анастасия Цвирко, не исключено, что в ближайшее время украинской стороне всё-таки придется ответить на всё вопросы. В суде.
Aвтозавод сейчас не работает. Люд и в отпусках, оплачиваемых и за свой счет. Начать работу, по словам главы правления Валерия Купцова, планируют с февраля.
Охранник на предприятии предупредил, что Валерия Владимировича сегодня не будет, Разве, что можно поговорить с его заместителем, Валентиной Винниченко. Но ровно в девять ко входу подехала белаЯ:«Тойота Камри» с номерами Киевской области. Из нее вышел Валерий Купцов и поспешил ко входу. Мы к нему, с вопросами.
— Белорусскую публикацию читал. Все прокомментирую позже.
— Это когда?
— Когда разберусь с нашими коллегами.
— Белорусскими?
— Украинскими.
— Так они написали правду?
— Не совсем, — уже на бегу отвечал Валерий Владимирович, а потом добавл: — Неправду.
Троллейбус не крали, утверждают черниговские разработчики в своем интервью по местному телеканалу.
Говорят, на изготовление «Барвинка» пригласили инженеров из других отечественных предприятий. Претензии белорусов не более чем зависть конкурентов.
— Кузов этого троллейбуса разработан на базе нашего автобуса «Ромашка», — утверждает Борис Романенко, главный технолог.
Свое мнение на «Фейсбуке» высказал глава Торгово-промышленной палаты, депутат Черниговского горсовета Константин Иванов:
- Очень сомнительно, что у белорусов есть юридические основания для таких утверждений. Если принять к сведению эту норму договора о запрещении выпуска белорусских машин в течение пяти лет после завершения сделки то их никто и не выпускает. Украинцы выпустили отличный от белорусского троллейбус. Возможно, он похож на белорусский снаружи, и для того, чтобы иметь права на геометрию кузова, нужно потратить кучу денег и времени, чтобы защитить это все в международных инстанциях. Но и это дело неблагодарное, потому что если изменить немного защищенную геометрию кузова, любые претензии будут напрасными.
Для того, чтобы сделать хотя бы принципиальный вывод, поступили ли черниговские автозаводчане некорректно ПО отношению К бывшим белорусским партнерам, надо читать текст лицензионного соглашения. Мне кажется, что возмущение белорусов больше связано с крахом планов на поставку машиностроительной продукции в Украину, чем с пренебрежением нормами соглашения с украинской стороны. Но этого следовало ожидать или жестче выписывать соглашения и больше тратить деньжат, на защиту своей интеллектуальной собственности в Украине, получать патенты Украины.
***
«Van Нооl»
А еще в Интернете пишут, что и минский троллейбус удивительно похож на бельгийский троллейбус фирмы «Van Нооl» («Ван Хул»). Мы посмотрели фото и действительно, что «Ван Хул» ,что минский троллейбус, что черниговский — на одно "лицо. А что там внутри, какие комплектующие? Да кто ж знает, кроме автозаводов.
Марина Забиян, Геннадий Гнып, еженедельник "ВЕСТЬ" №4 (533) от 24.01.13
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.